Часть 19. Шорник. В Ам Тракт

Катарина Эберманн
Juli 1858. Никто не обратил внимания на подъехавший богатый экипаж запряжённый двумя прекрасными лошадьми. Сегодня в Коппенталь приезжает много всяких пролёток, фаэтонов и прочих транспортных средств. Ещё бы здесь проходит тестирование Жнейки Walter Hofacker. Машинист Штейнберг был очень рад, что к его технике такое внимание и с удовольствием рассказывал и показывал, как она работает. У него было две машины, и обе находились в прекрасном состоянии. Он ходил вокруг своих машин, показывал, как и что в них работает. Вот посмотрите у них большой валок, они могут низко и гладко резать. Это лучшая техника сегодняшнего дня, с ней ничто не может сравниться. К машинисту подошёл мужчина и стал задавать какие-то вопросы, нет Вильгельм не знал этого человека, но вот на кого-то он был сильно похож, и этого кого-то он где-то видел. Машинист поднял руку делая знак внимания. Я хочу ответить на вопрос господина Мартина Классен, и может это кому-то ещё интересно, подходите послушайте. Так вот в чём дело, это и есть Мартин Классен, а я видел его брата Дитриха, вот на кого он похож. Вильгельм стал с неподдельным интересом смотреть на Мартина Классен. Ещё бы столько про него говорили там в Пруссии и вот он стоит рядом с ним. Вдруг услышал разговор, голос говорившего отвлёк его, а это кто, такой знакомый голос, Вильгельм не выдержал и повернулся. Теперь говоривший стоял прямо перед ним. Дыхание перехватило, он не мог собраться с мыслями, говоривший заметил на себе внимания господина и только хотел его спросить, как тоже оцепенел. Нет не может быть, друг против друга стояли Вильгельм и Корнелиус. Друзья смотрели сначала растерянными взглядами и постепенно приходили в себя. Без каких-то дальнейших слов они обнялись и что-то говорили друг другу, наверно и сами не зная, что. Стоявшие вокруг смотрели на них понимая, что это встреча двух друзей, Корнелиуса они знали, но кто был этот второй господин. Корнелиус радостно сообщил, это мой друг с Пруссии, а потом повернулся к Вильгельму, и вопросительно спросил. А, вообще, как ты тут оказался. Они снова обнялись, а потом пошли в сторону от людей что бы никто никому не мешал. Да, мы так расстались внезапно, как и познакомились, что и не знаем о дальнейшей судьбе друг друга. Хотя, я пару раз спрашивал у твоего отца про тебя, но, похоже, он не сильно хотел, что говорить. Да, Корнелиус, мы не часто с отцом обменивались письмами, я даже не знаю, что с ними. Да всё нормально с ними, я отведу тебя к ним. Тут он спохватился, а ты как здесь оказался, пешком или с кем-то. Да вон на этом экипаже, а где мои живут, надо пешком или ехать. Корнелиус посмотрел на экипаж, в котором приехал его друг и даже головой мотнул, хорошо смотрится. К твоим надо ехать, они живут В Ханс-Ау. Я думал, что надо за моей пролёткой идти, я здесь не далеко живу, пришёл пешком, ну если так, так поехали на твоём. Вильгельм махнул кучеру, чтоб тот подъехал к ним. А как ты на экипаже сюда попал, и вообще, как ты и где.  Да, это долгая история, давай ты о себе расскажи, а мы сейчас приедем к моим и мне надо будет снова рассказывать. Да что я, живу как по течению, стараюсь не думать. Меня заставили жениться, нет, я не жалуюсь, у меня жена хорошая, я вас познакомлю. Она за меня тоже так же выходила, мы не были знакомы. Знакомиться пришлось уже живя под одной крышей, даже ещё проще, в одном универсале. Нас поженили и купили нам этот универсал или вагон его ещё называют. И мы молодожёны отправились сюда. Вот так и узнавали друг друга, у нас уже двое детей, мальчик и девочка. Вильгельм рассмеялся, всё понятно, всё же познакомились, и они рассмеялись. Завести коней, открыть свой конезавод у меня не получается, много проблем. Дом построили, огород, да так пару коней держу, без них никак, а о большом не мечтаю. Ну и зря, друг, а ты помечтай, иногда помогает. Слушай, ну ты хоть так скажи, это твой экипаж. Да, теперь мой, кучера я нанял, а экипаж купил, без него мне сюда было бы трудно добраться. Так вот ты как сейчас живёшь. Можно только из этого сделать вывод. А ты прав, мой друг, вывод и правда надо сделать. Корнелиус замолчал, он всё время показывал рукой направление куда ехать, а тут замолчал и забыл, кучер оглянулся, но он молчал. Господа, засуетился кучер, а куда дальше. Да, уже почти приехали спохватился Корнелиус, вон тот дом, что едва видно в зелени. У вас вокруг степь и столько зелени возле домов, начал было Вильгельм, но осёкся, его взгляд был прикован к женщине что-то делавшей возле калитки. Мама, прошептал Вильгельм, потом ещё раз, мама, но голос не слушался, но спрыгнул на ходу и закричал так громко что и сам не ожидал, наверно боялся, что она войдёт во двор и он её потеряет. Мама! Женщина выпрямилась, увидела бегущего к ней мужчину и замерла в недоумении. Вильгельм уже почти подбежал к ней, как она вся напряглась, протянула руки и пошла на встречу. Сынок, мой родной сынок, мой самый младший сынок Вильгельм. Их руки встретились, мама, я приехал к вам, они обнялись, мать почувствовав сильные руки сына, держащие её, ослабла и едва держалась, чтоб не потерять сознание. На их крики из дома стали выбегать один за другим кто там был, но все стояли и ждали пока мать не отпустит из объятий сына. Вскоре вышел отец, он сначала не понял, что это за переполох и кого обнимает Вильда. А потом понял и тоже ринулся к нему с объятиями. Сын, наш Вильгельм приехал объявила мать. У нас большая радость. Надо сообщить всем о его возвращении. Вильда хотела вести сына в дом, но спохватилась, а ты, сынок, не один приехал, отец тоже оглянулся, они увидела Корнелиуса и поняли, что в экипаже ещё кучер, но это не принадлежало Корнелиусу, тогда кому. Я по дороге к вам встретил моего друга, и он показал мне дорогу. Отец, у вас найдётся место где можно поставить экипаж и коней. И их надо ещё и напоить, и накормить. А также кучер, которого я нанял, тоже нуждается в комнате, у него здесь никого нет. Не переживай, сейчас я распоряжусь. Всё сделают, зови своего друга и пойдёмте в дом. Ты тоже, наверно уже давно в дороге. Да, я давно в дороге, вы, наверно, знаете, что я сейчас живу в Петербурге. Родители видно знали из писем, а Корнелиус не знал, но он взял себя в руки чтобы не удивляться и слушать рассказ. С Петербурга до Москвы я ехал поездом. Мать не выдержала, это же долго, наверно, ты ж там намучился. Нет, мама, у меня был билет первого класса, так что я ехал прекрасно, столько нового увидел, я не отрывался от окна. Какой простор в России, столько места, такое раздолье. В пути мы были сутки, если точнее почти двадцать два часа. С Москвы до Саратова тоже поездом. Я ждал момент переправы через Волгу, с правой стороны на вашу сторону. Я хотел увидеть эту легендарную реку. Скажу вам, я был в восторге. Отец проворчал, тебе восторг ты был один, а как мы гружёные да с семьями, большого ликования не испытывали. Я понимаю тебя, отец, я и правда еду без багажа. Этот экипаж я купил в Варенбурге или как правильно, может надо говорить Привальное. Да это одинаково, подытожили все собравшиеся. Кучера я нанял тоже там, да, а где же кучер. Сидевший у дверей молодой парень, как потом оказалось племянник, выбежал из комнаты и скора услышали смех. Оказалось, что кучер из местных и он не в курсе как строят меннониты и он заблудился в сараях, выходил и в сад, и в загоны к животным, он не знал, что меннониты строят так, что у них и конюшни и сараи, и огород с садом соединены с домом через дверь, обычно в торцевой стене. В руках у кучера был баул с вещами Вильгельма, а парень нёс большую сумку, походившую на мешок, но удобно перевязанный и из этой перевязки сделана ручка, для удобства транспортировки. Мама, обратился Вильгельм к матери, вот в этом мешке подарки, ты потом сама разделишь всё. О! Мой дорогой сын, ты ещё и о подарках позаботился. Но никто не хотел отвлекаться на подарки, всем не терпелось узнать, как жил Вильгельм всё это время. Хорошо, я понимаю ваш интерес, и расскажу всё по порядку. Отец, когда ты уехал, я усердно принялся заниматься шорному делу, чтобы больше освоить, если получу приглашение на учёбу купеческому делу. Мои наставники, мой учитель господин Кливер и господин Пеннер помогали мне много. Но помимо учёбы, я продолжал консультировать частные поместья как лучше провести распродажу их имущества. Мои накопления повышались, коробочку под гонорары, которую приспособил господин Кливер, стала мала, и я положил деньги в банк, у меня появился свой капитал. И когда пришло приглашение с Петербурга, моя учёба шорному делу закончилась. В назначенное время я поехал в Петербург, господин Пеннер поехал со мной, у него были коммерческие вопросы к моим будущим наставникам. Когда я приехал в Петербург, понял, что без знания русского языка я ничего не добьюсь. Всё учить приходилось сразу и вместе, а что бы были деньги, продолжал частные консультации. Время летело не заметно, я даже не успел заметить, как пролетели эти года. Да, я получил звание купца, и открыл кое какое своё дело, ещё занимаюсь продажей недвижимости. Короче, берусь за всё что приносит доход, а на серьёзное дело, пока, нет много денег. Сын, я не ослышался, ты сказал, пока, как это понимать, пока накопишь средства, или есть планы. Да, отец я подошёл с моим рассказом о моей жизни к главной теме. Я должен сказать, что я не просто так приехал. Можно много принять решений в моём возрасте, но одно я не могу принять сам. Я не могу жениться без родительского благословения. В комнате стало тихo. Отец встал, Вильгельм, повтори, что ты сейчас сказал. Да, я сейчас сказал, что я решил жениться, но как я пойду в церковь на венчание, не получив вашего согласия. Что я скажу Господу, что скажу прихожанам, я пришёл на венчание, а мои родители даже не знают, что я венчаюсь. Вот и приехал я к вам просить ваше согласие. А кто она, на ком ты хочешь жениться. Они меннониты, их семья эмигрировала очень давно, её отец родился в Пруссии, а учился в Германии. Он закончил университет на архитектора, женился и получил приглашение в Петербург. Вот так они оказались в России. Мы познакомились на собраниях. У нас в церковь на службу редко попадаем, и проводим собрания на местах. Семья Фризен регулярно посещала эти собрания. Господин Фризен часто сам читал нам, с ним приходили его жена госпожа Фризен и их дочь Шарлота. Господин Фризен уже давно приглашал меня помочь в его коммерческих делах, хотя у него было много приказчиков и вообще работников. Потому что и фирмы у него были разного направления и много. Он говорил, что порой обзаводился новой фирмой и сам не знал зачем. Последнее время стал часто болеть. И постоянно говорил, я тебе доверяю, посмотри отчёты моих приказчиков. А однажды сказал, вот если бы ты женился на моей дочери, я бы вам всё отписал, хотя я и так составил завещание на Шарлоту, а сам понимаешь, что понимают в таких делах женщины. Он умер внезапно, просто вечером пожелал жене спокойной ночи, а утром она поняла, что он мёртв. Госпожа Фризен попросила меня провести похороны, а потом пригласила в кабинет мужа и показала письмо, написанное её мужем при жизни, а письмо было адресовано мне. Господин Фризен писал, что он понимает, что здоровье у него плохое, а в случаи его кончины, просит не оставить его семью, и очень хотел бы чтобы я женился на их дочери. Я прочитал письмо, и госпожа Фризен сказала, что она знает про это желание её мужа, он говорил, ну не идти же нам самим сватать нашу дочь, и она тоже хотела бы этого. Мне Шарлота нравилась, но я не мог позволить себе о ней мечтать, кто она и, кто я. Видно так решил Господь, и я приехал к вам просить вас дать ваше родительское благословение. В комнате стало тихо. Серьёзные вопросы с хода не решают, ты же не уезжаешь завтра, сказал отец, давай вернёмся к этой теме в ближайшие дни. Уже поздно, подскочил Корнелиус, я должен домой идти. Подождите, я еду в Коппенталь, поедимте со мной, сказал всё тот же молодой человек. Корнелиус согласился, они пошли к выходу, а Вильгельм спросил у матери, кто этот парень. Да сынок, ты, конечно не узнал. Это племянник твой, сын твоей сестры Вильды. Друзья попрощались, они всё ещё не могли поверить, что встретились. Постелили Вильгельму в гостевой комнате, мать зашла к нему пожелать спокойной ночи. Он обнял её за плечи и прижался к её щеке как в детстве. Мама, как я мечтал вот о такой встречи, я сейчас опять тот маленький маменькин сынок, какое это было время. Сынок, я тоже ждала нашей встречи, я хотела попросить у тебя прощение, что называла тебя лодырем и верила в это. Теперь я знаю. Что это не так, ты вон какой стал. Ложись спать, а я задую лампу. Вильгельм быстро. Как и раньше шмыгнул в кровать и притворился спящим, мать наклонилась над ним, чмокнула в щёчку, потом задула лампу и тихонько вышла из комнаты. Утром он слышал, что в доме уже не спят, но вставать не хотел, он помнил, так было всегда, а завтрак будет позже и он успеет. После завтрака отец сказал, поедим в администрацию, я представлю тебя, а в воскресенья в церкви тебя представят всем жителям. Кучер пошёл готовить экипаж. Отец посмотрел экипаж, занял место рядом с сыном, принял важный вид, что не ускользнуло от сына и Вильгельм рассмеялся. Отец догадался и тоже рассмеялся. Сын, ну ты не даёшь отцу почувствовать себя важным господином. Отец, я вчера видел Мартина Классен, я столько о нём слышал. Да, Мартин работает учителем, и ведёт бумажные дела в администрации, он знает русский язык. Ты здесь увидишь всех важных людей, и Класс Эпп, и Иоганн Валл, и господин Хамм, да всех не перечислишь, а главное, что эти важные господа узнают моего сына. Он опять рассмеялся, отец явно был в настроении, он таким бывал редко. В администрации было не многолюдно, летом так везде, полевые работы не дают время на кабинеты. Их встретил господин Эпп. И кого это Самуил ты к нам привёл, первым заговорил он. Наслышаны, вся деревня только знает, что обсуждают новость о важном госте у тебя. Вот, господин Эпп, знакомьтесь, это мой сын Вильгельм Эверт, мой младший сын, они обменялись рукопожатием, и господин Эпп предложил им сесть. И чем же вы занимаетесь, господин Эверт младший, почему вы не приехали с отцом. На момент отъезда родителей, я проходил учёбу шорному делу, а потом учился дальше купеческому делу, теперь у меня уже есть своё дело, а сейчас приехал к родителям по очень важному делу. Я хочу жениться и получить их родительское благословение. Да, Самуил, твой сын самостоятельный человек, я приветствую людей, устремлённых и добивающихся цели. И в каком направлении ваши дела. Немного коммерции, недвижимость, это сейчас, а после свадьбы я буду управлять фирмами отца моей жены, это будет по строительству и всё что с этим связано. Вот это и меня интересует.
Отец с сыном Эверт вышли на улицу, отец давай пройдём по посёлку. Вильгельм с интересом стал оглядывать совсем ещё новые дома, а где ещё не достроенные. Да, отец, сколько здесь сделано работы. А сколько предстоит сделать, у нас ещё много земли не освоенной. На всё составляется план и поэтому ни кусочка землицы не должно остаться бесхозным. Отец, -давай проедим, посмотрим, что уже построили. Ну давай, сейчас лето и на улице будет не много народу, а то не дадут прохода, будут всё расспрашивать. Отец расскажи мне как всё происходило как вы сюда именно приехали. После того как наши депутаты получили разрешение на въезд в Россию, снова были отправлены представители, которые выбирали место, это господин Эпп и господин Валл, вот они и выбрали это место. Первая группа ушла с Пруссии её вел господин Эпп. Второй группой руководил Мартин Классен, он был как исполнитель, а с ним шли и господин Валль и Абрам Янцен. Это самые влиятельные господа. Они прибыли в колонию Молочная и на восемь месяцев остановились там. Было много вопросов, и не всё решено до конца, вот и ждали они там окончания решения. Мы не были в этой партии, мы пришли позже. Но рассказывают, когда они подходили к Привальной, их заметили с полей, те кто пришёл в первой группе с Клаусом Эпп. Все бросали свою работу и бежали им на встречу. Это была очень трогательная встреча. Да, отец, история у вас скажу тяжёлая, столько сил на это положено. Уж да не просто всё. Мы, когда приехали домов ещё не было, в Коппенталь строилась усадьба Янтцен. Мы в пятьдесят пятом летом приехали. А сейчас видишь сколько понастроено, и твой друг здесь дом построил, и твоя сестра Вильда, да много уж кто. Отец, здесь тоже река. Она небольшая особенно сейчас, весной да. Называется река Малыш. Там дальше ещё  посёлкки готовят к строительству. Да тут у вас интересно, всё новое и дома, и жизнь. Да нам кто дома ещё пойдёт, а вот молодым, если хотят поехать куда, или какие дела оформить плохо, языка не знают, надо учить русский язык. А ты знаешь русский. Да, отец я знаю русский, я могу сам решать все дела. Поедим домой, а то у меня голова что-то заболела, да и мать нас потеряла, ты вон с другом пойди, он тебе всё лучше расскажет. Они вернулись домой, мать их встречала на улице. Она всё ещё не могла успокоиться от радости, что видит сына. Сегодня больше никуда не пойдёте. Сегодня к нам придут все наши дети. Они хотят тебя видеть. Да, я тоже хочу видеть всю нашу семью.
Отец, мама, если вы снова соберёте всех, и я должен буду сказать кто есть, кто, я не смогу. Как увеличилась наша семья, сколько новых членов семьи, о которых я даже и не слышал. Я вот что сейчас подумал, наверно на свете самое главное это семья. Только вот так, когда все вместе не чувствуешь себя одиноким. Как часто мне приходилось испытывать это чувство. И только Бог помогал мне преодолевать эти чувства. Я пойду спать, сегодня столько нового я услышал, надо дать голове отдохнуть, завтра будут новые события. Утром после завтра он сказал кучеру чтоб тот готовил экипаж. Я хочу поехать к моему другу, отец, объясни кучеру как нам найти Корнелиуса. Искать и не пришлось, колония строилась вдоль солевого тракта, так что потеряться было негде. Дом у Корнелиуса был примерно, как и у всех, кто не располагал особым капиталом. Не успели остановиться возле дома, как Корнелиус выскочил отворять ворота. Я тебя уже давно жду, думал вчера придёшь, да услышал, что ваша семья собиралась, я потому и сам не пошёл. В дверях показалась женщина с ребёнком на руках. Вильгельм смотрел на неё, казалось, что она одета как все женщины, но что-то было в ней такое, что завораживало, боже, а какие глаза. Ой да что это я, не дело вот так рассматривать жену друга. Корнелиус заметил, как смотрит Вильгельм и просто так сказал вот это моя жена Анна. Мой друг, скажи мне где тебе удалось найти такую прекрасную жену. Анна, я рад что у моего друга такая жена. А кто это на руках у мамы. Это наша дочь, тихо и без каких-то эмоций ответила Анна. Да, подумал Вильгельм, эти люди только живут под одной крышей, а чувств тут нет никаких. Вы проходите в дом. Да, давайте в дом, подхватил Корнелиус. В это время в доме раздался стук, скорей всего что-то перевернулась. Это наш сын так же тихо сказала Анна и удалилась куда-то вo внутрь дома. Пойдём в мой кабинет, там нам никто не будет мешать. У тебя есть свой кабинет. Я оборудовал эту комнату под кабинет, чтоб вот так можно было от всего уединиться. А я-то думал, что ты проводишь там деловые приёмы. Вильгельм был в настроении, видно вчерашняя семейная встреча так подействовала. Да что ты какие дела, я думал, что здесь я найду себя, а не получается. На деньги что были построили дом, а больше заработать негде. Слушай, друг, кончай такие разговоры. Давай другие. Как так негде заработать, здесь у вас такая перспектива. Давай, друг, думать, как нам эту перспективу не упустить. Не понял тебя, ты сейчас о чём говоришь. Да о нас с тобой говорю. Я в Петербурге, приезжать сюда постоянно не смогу, да и там дела. Вот и получается, что тебе придётся всё здесь делать. Вильгельм, я всё ещё не пойму, ты о чём говоришь. Хорошо, друг, садись, успокойся и начинай слушать. Я пришёл к тебе не просто посмотреть, как ты живёшь, я пришёл с деловым предложением. Мне нужен компаньон, и я хочу предложить тебе им стать. Корнелиус застыл в недоумении, я компаньон, ты уверен, что я смогу. А у тебя есть возможность отказываться, это твой шанс, друг, ты должен, и ты сможешь. Но у меня нет денег, с чего я начну. Деньги есть у меня, и начнёшь ты с того что надо в первую очередь для нашего общего дела. Вот сейчас мы перейдём к обсуждению чем мы будем заниматься. Ты не забыл конное дело. Нет, Вильгельм, я не забыл, но у меня всего один рабочий конь и всё. А как тебе мои кони, я тебя как специалиста спрашиваю. Я, когда увидел, подумал, как могли таких коней приучать к экипажу, им где-то на скачках бегать. Это не простые кони, парода видна, красавцы. Я тоже так подумал, когда их увидел, и поэтому купил, их хозяин либо не понимает в конях, либо у него их много и всех на скачки не отправишь. Да, эти коням уход, и они станут красавцами. Вот и займись ими. Я хочу оставить тебе этих коней, и ты сам выберешь и купишь ещё либо жеребёнка, либо коня, сам подумаешь. И пока я буду налаживать всё по коммерции, ты начнёшь заводить наш конный двор. И на коней, и на коммерцию надо время. Ну а где я буду их держать и чем кормить. Корнелиус, это ты сейчас от волнения меня спросил. Конечно, мы будем решать и этот вопрос. Ты лучше слушай дальше. Скора начнётся строительство новой колонии, и у нас появился шанс поставлять для этой колонии всё, и строительный материал, и товары, говорю тебе, им надо будет всё. Я со своих фирм буду сюда пересылать по Волге, а ты здесь принимать и передавать на стройку. Нет, Вильгельм это за раз не переосмыслить. Как тебе это всё удалось, ты только приехал. Ну ты же знаешь, чем я занимаюсь, коммерцией дружище. Ты хоть какой кабинет оборудуй, сами предложения не придут, их надо искать. Я не хочу упустить шанс, я хочу получить вот те сельхозмашины, которые мы смотрели, мы их с тобой тоже приобщим к нашему делу. Ну ты друг и умный, как ты всё это успеваешь уловить. Хочешь я сам отвечу на этот мой вопрос. У тебя есть деньги и ты ищешь им применение. А мне что искать, я стою и просто смотрю. Знаешь, у меня нет много времени, я сделал сейчас тебе деловое предложение, Ты хоть это понял, я предложил тебе стать моим компаньоном. Да, Вильгельм, я понял. Тогда хорошо, я пойду, я скора уезжаю, и не забудь. Что коней я оставлю тебе. Вильгельм повернулся и пошёл к выходу, он уже был в экипаже, когда на крыльцо дома вышел Корнелиус. Он постоял так с минуту, а потом сказал, Вильгельм, я согласен, смогу, я должен. Я и не ожидал от тебя другого ответа, мы ещё встретимся перед моим отъездом и всё обсудим. Да, завтра служба в церкви.
В воскресенье Вильгельм всегда вставал по раньше, чтобы собраться и не торопиться, чтобы пойти в Божий Дом спокойным. И в это воскресенье он делал всё то же самое. Родители знали об этом, поэтому ждали его в гостиной перед завтраком. Когда он вошёл увидел, что и мать, и отец слегка взволнованы, что-нибудь случилось, спросил он. Отец вышел на середину комнаты, к нему подошла мать. Отец сказал, подойди к нам сын. Вильгельм подошёл и стал перед ними. Отец прочитал небольшое обращение к Богу, а потом немного трясущимся от волнения голосом стал говорить. Сын наш, Вильгельм, мы твои родители, благословляем тебя, мы согласны что ты возьмёшь в жёны Шарлоту Фризен. Дай Бог вам счастья.  Вильгельм поцеловал своих родителей.
Теперь они могут идти с Шарлотой в церьков, они могут сказать да, они могут соединить свою судьбу и стать мужем и женой. На то было согласие отца и матери Шарлоты, а теперь и родители Вильгельма дали согласие и своё родительское благословение.


Продолжение следует