Амазонки в прикаспийских степях. Краеведение

Анатолий Безнощенко 2
 Богата история нашей древней степи. Здесь обитали ямские   и   катакомбские племена,  хазары,  печенеги, половцы, булгары. Прикаспийские      земли знали нашествие гуннов, монголо -татарских и ногайских орд. И много легенд и мифов сложено о воинственных женщинах амазонках...
 Первое упоминание о них в летописи сделал "отец истории" Геродот, живший в 490- 425 годах до нашей эры. Мыслитель и философ древности, живший долгое время в Малой Азии, дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.
Из источников мы знаем о существовании города Трои (Илиона) на северо - западе Малой Азии. Известная по греческому эпосу Троя была обнаружена в 1870 году при раскопках холма Гиссарлык, которые производил Г. Шлиман. Согласно "Илиаде" и "Одиссее", десятилетняя война ахейских царей во главе с Агамемноном завершилась взятием Трои. Амазонки со своей предводительницей Пентеселеей пришли на помощь троянцам. Но силы были неравными. К тому же ахейцы взяли Трою хитростью ("Троянс кий конь").
 О том, что амазонки воевали с хазарами и часто одерживали над ними верх, упоминает в еврейско хазарской переписке (60- е годы X века) хазарский царь Иосиф.
По словам древнегреческих авторов и английского писателя Роберта Грейвса (1895 -1988), амазонки поначалу жили по берегам реки Амазон, теперь называемой именем Танаиса (современное название Дон. В переводе с  аланского "вода"- А. Б.).
Танаис был сыном знаменитой царицы амазонок Лисиппы, которая обидела Афродиту пренебрежением к браку и приверженностью к войне. В отместку Афродита сделала так, что Танаис влюбился в собственную мать. Но, не поддавшись кровосмесительной страсти, он бросился в реку и утонул. Его именем потом и была названа эта река. Лисиппа увела своих дочерей вдоль побережья Понта Эвксинского (Черного) моря в долину реки Фермодонт, которая течет высоко в Амазонских горах. Здесь они обосновали три племени, каждое из которых заложило свой город. Наиболее известный из них   Фермоскира. Такая вот красивая легенда, а может, и быль.
Из других источников известно, что амазонки жили в Малой Азии и на острове Лемнос, что на севере Эгейского моря. Их владения в пору расцвета государства достигали огромных территорий. Захоронения амазонок открыты при раскопках древнего города Танаиса вблизи современного     Ростова - на - Дону. Отважные женщины воительницы в своих боевых походах доходили до берегов Иртыша. И тому есть подтверждение. В Казахстане, неподалеку от Павлодара, были обнаружены серьги и меч "акинак" с короткой, маленькой, очень изящной рукояткой, свидетельствующей о том, что им владела женщина. Уникальные находки эксперты отнесли к так называемому "гунно - сарматскому периоду истории". Как раз в то время сарматы совершали из прикаспийских пустынь набеги на восток.
Комплекс вооружения амазонок был чрезвычайно сложен и разнообразен. На ранних этапах он не сильно отличался от скифского, но в дальнейшем претерпел существенные изменения. Амазонки впервые в мировой истории применили кавалерию.
В бою на амазонок было страшно смотреть. Полуобнаженные, с развевающимися длинными волосами, они поднимали такой страшный визг и вой, что противники, нередко, бросая оружие на поле брани, в панике разбегались.
В царстве амазонок существовала очень строгая иерархия власти. На ранних этапах существования государственности безраздельной диктаторской властью обладала царица. Позже огромная власть, богатства и слава сосредотачивались в руках Верховной жрицы, которая участия в боевых походах не принимала, но имела в своем подчинении храмовых наездниц. Предводительницей этого вида воительниц была кодомарха. Полемарха была помощницей царицы амазонок. Паномарха возглавляла отряды гоплиток - пеших вооруженных амазонок, которые в походах не участвовали, а следили за рабынями и поддерживали внутренний порядок. Были и метеки (вольноотпущенные), которым даровали свободу передвижения за особые старания и усердие в работе.
При верховном храме существовал Совет Шести (по числу скрижалей заповедей амазонок), куда входили царица, полемарха, кодомарха, верховная жрица. При набегах женщины, захваченные в плен, превращались в рабынь. Пренебрежительно их называли "тело". Они содержались в  нечеловеческих условиях. Мужчин амазонки убивали. В плен брали редко, в основном только в месяц святой Агэлевессы  свободной любви. Молодые мужчины ("трутни") использовались для воспроизводства рода. После двенадцатой ночи любви мужчин убивали. Детей амазонки рожали в храмах. В роли повитух выступали жрицы. Родив ребенка, и царица, и простая амазонка его не видели. Если это был мальчик, его топили или отдавали на съедение диким зверям. Девочек жрицы помещали в особые учреждения панноррии: что - то вроде современных детских яслей и садов. Будущие амазонки под зорким оком наставниц воспитывались с момента рождения.
После пяти лет их переводили в другое учреждение  гимнасий. Там они упражнялись в верховой езде, владении оружием, в молитвах и заповедях великой прародительницы Ипполиты. По достижении ими пятнадцатилетия устраивались состязания, жертвоприношения, им вручались лошади и боевое оружие. Там же производился обряд прижигания, обрезания правой груди или соска. Это делалось для того, чтобы амазонки легко управлялись с луками.
Племя амазонок было языческим, поклонялось Великой Матери. На празднике "совершеннолетия" амазонки узнавали своих матерей, которых называли "Ипподосией" "дарующая лошадь". В честь Великой Матери они воевали, сотворяли жертвоприношения, воздавали хвалу, совершали ритуалы. Амазонки ничего не производили, а наживали огромные богатства, расширяя владения, захватывая рабынь. Согласно неписаному закону их великой царицы Лисиппы, никто не вправе противиться любви и смерти. Они были беспощадны в боях, но и терпимы к собственной боли.
Селения   амазонок   хранились в глубокой тайне. Подходы к ним тщательно охранялись. На много численных курганах выставлялись дозорные. Даже царица под страхом смерти не могла нарушить этот запрет табу. Никто и никогда не видел на глазах у амазонок слез, даже в период великой печали или горя. Это случалось, если в глаз попадали соринка или дым от костра. Скифы, соседние племена и народы называли амазонок "зорпате" или' "ойропаты"- мужеубийцы.
И все же древние женщины воительницы не исчезли из летописи веков и поколений.
В начале XVI века мореплаватель Орельяна со своей командой высадился на новом для них материке. Так началось их девятимесячное путешествие по неизвестной, самой длинной в мире реке. Орельяна и его спутники проплыли по ней почти 5000 километров, до самого моря. Гаспар де Карвахаль, один из тех, кто был в том плавании, написал: "Мы своими глазами видели женщин, которые сражались во главе войска мужчин индейцев. Причем они дрались так доблестно, что мужчины не отважились бежать с поля боя".
Этот рассказ произвел неизгладимое впечатление на европейцев. Реку назвали Амазонкой   по имени женщин воительниц, живших в древности в наших степях.
Среди войн и крови, зла и жестокости шли они по жизни в свете любви и смерти и, может быть, знали что - то такое, что утратили мы сегодня. Память о них осталась в веках.
                Анатолий БЕЗНОЩЕНКО