От казаков днепровских до запорожских ч. 1

Николай Мринский
КАМЕННЫЕ БАБЫ - символы Дикого поля, антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах скифами, половцами и другими древними народами. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков. «Миновали мы семь маяков - высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах...» - это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.

«КАМНИ ПРОШЛОГО – СТУПЕНИ В БУДУЩЕЕ». Н. РЕРИХ.

Время проходит и ничего не возвращает; однако то, что прошло, не исчезло бесследно, не забылось - осталось в памяти земли и народа.

История не может не привлекать внимания мыслящего человека. Д.И. Писарев - выдающийся русский критик, публицист.

ОТ КАЗАКОВ ДНЕПРОВСКИХ ДО ЗАПОРОЖСКИХ ТОМ 1 (с ч. 1 по ч. 90). ВВЕДЕНИЕ

Начну, пожалуй, со слов известного современного исследователя истории казачества, донского казака А.А. Смирнова. «История – это не наука, а идеология и пропаганда. Наука - это исключительно хронология. Что или кто, когда и где сделал – вот на какие вопросы отвечает эта наука. А анализ былого и оценка – это уже история. Или пропаганда, которая должна вызывать почти религиозный трепет». Отношения России и казачества - постоянная многовековая борьба самодержавия и воли, и, одновременно, притяжение к центру, который символизировался для казаков в православном русском царе, при общности интересов в борьбе с мусульманским Востоком, и отчасти экономической зависимости одних и военной заинтересованности других. История этих отношений полна трагизма и парадоксов, от полного неприятия до поклонения, повиновения, жертвенности при условии уважения собственных свобод и платы за службу, это и поиск компромиссов, и беспощадные бунты, сопровождавшиеся жесточайшими репрессиями. Казачество... создавало обширную и могучую Россию, защищало её в боях, охраняло границы. Но что же это такое - казачество? Известно, что к его происхождению у историков издавна нет однозначного подхода. На сегодня имеется много разных версий, причём каждая из них подтверждается фактическим материалом и веской аргументацией. Однако сторонники каждой из них как бы не замечают другую (чужую) аргументацию, оставляют без внимания факты, подтверждающие иную точку зрения, и, в результате, происхождение казачества так и остаётся до конца неясным.

Однако же, эта неясность возникла вовсе не по той причине, что происхождение казачества является некой не разрешимой исторической загадкой. Казаки были в Московском государстве у Ивана Грозного, служили у литовского князя, у польского короля (т.н. реестровые). Казаки жили на реках Ворона и Хопёр - верховые донские, были и низовые донские, а также яицкие, гребенские и терские. Известны и украинские казаки при Богдане Хмельницком, были и казаки сечевики в Запорожской Сечи, куда приходил любой желающий. Были служивые казаки, которых содержали многие князья, были - городовые, набиравшиеся царской администрацией из людей разного звания. А были и некрасовцы, задунайцы, воевавшие против России. Была великолепная казачья конница - но были и пластуны-пехотинцы, казаки-моряки, казаки землепроходцы, преодолевавшие и осваивавшие огромные территории, пространства тайги и ледяных пустынь. Все вышеуказанные категории, несмотря ни на какие различия, признавали друг друга не просто казаками, а братьями. Все удальцы-станичники составляли единое явление, имя которому казачество. Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и «философия войны», было Православие, но не в абсолютно каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причём с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы, исходящими от воды и степи. Это была вера, в которой жил вольный человек, не знавший никакой иной власти, кроме Бога и своего атамана.

Но набожность вольного казачества заключалась не в соблюдении ритуалов, определяемых канонами православной церковной службы, а в ощущении внутренней связи человека с Богом. При этом, безусловно, некоторые внешние признаки благочестия, имеющие символическое значение, были чрезвычайно важны (целование креста, чтение молитвы, умение правильно перекреститься и т.д.). Серьёзным испытаниям подвергся феномен казачества, когда столкнулся с феноменом царя-реформатора Петра I. Он ломал до основания боярскую Русь, чтобы построить другое общество, и здесь на пути его реформ встало нечто неизведанное, особое, не принадлежащее ни к старому, ни к новому, но чрезвычайно ценное и поэтому безоговорочно должное встать в общий строй государства по своей воле или без неё. Эпоха Петра - перелом истории и России, и «вольных» казачьих сообществ, и казачества в целом. Многие великие писатели, поэты, художники, композиторы воспели казаков и казачество. Их привлекали казачья удаль, любовь к Родине, сочетание вольности и воинского долга. И сами казаки вырастили в своей среде знаменитых писателей, поэтов, художников. В отличных от других условиях жизни зародилась особая, своеобразная культура, впитавшая лучшие достижения соседей и породившая своё, самобытное. Всем известно, что подавляющая часть казаков не восприняла власть большевиков и в кровопролитной борьбе понесла невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки тысяч ушли в эмиграцию.

Но непреложным законом является и то, что в трудные для Отечества минуты казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Данное исследование ограничиваю в рамках его названия, говорящее само за себя, поскольку мои предки, сам я имею к этому непосредственное отношение. И здесь следует напомнить близкое мне высказывание писателя и краеведа Е.П. Савельева (1860-1927): «Тот, кто собирается писать историю, должен посвятить многие годы на собирание всего того, что может просветить его ум по избранному предмету... Для этого нужна бесконечная начитанность, любовь к избранному предмету, а, главное, к народу, историю которого собираешься писать...» Возникает вопрос, что же такое народ? Учёные и сейчас спорят об этом. Для простоты скажем так: это люди, которые верят, что они едины. Чаще всего они говорят на одном языке, живут в одном определённом месте и имеют общую судьбу, то есть у них одно прошлое на всех. Поэтому мы и можем говорить об истории того или иного народа. Люди передают из рода в род свою общую культуру, общие достижения и свойства характера. Характером они чаще всего гордятся, хотя сами и не прочь над ним подшутить, а порой и покритиковать, чтобы исправить, если что-то не так. Но главное - люди всегда помнят о своей общности. Нет народов плохих или хороших. Все когда-нибудь «вели себя плохо», воевали и захватывали земли соседей. Однако все народы делали своё дело: развивали и сохраняли научные познания, искусства, открывали тайны далёких земель, проникали даже во Вселенную, строили величественные сооружения, изобретали, созидали и размышляли о красоте и душе.

ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ КАЗАКОВ

О каждом из них написаны тома. В данном повествовании намерен прикоснуться к древней истории казаков - этого прославленного, уникального и весьма интересного народа. "НЕ ТОЛЬКО ДРЕВНЯЯ, НО И НОВАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ НЕМЫСЛИМА БЕЗ КАЗАЧЕСТВА...". Президент РФ В.В. ПУТИН. Первыми племенами Сев. Причерноморья, известными нам по имени были киммерийцы. Исходной точкой их истории может, наверное, считаться приблизительно 1700 год до Р.Х., когда первые европеоидные древнескифские племена, двигавшиеся от Алтая, достигли Енисея. Возможно, эти переселенцы откололись от европеоидной группы племён, которые проникли в Грецию и Малую Азию на три века раньше. Археологи утверждают, что Срубная культура захоронения скифо-киммерийцев, преемственная с более древними арийско-киммерийскими культурами Бронзового века, сложилась в степном регионе южного Приуралья-Нижнего Поволжья-Нижнего Дона в 16 в. до Р.Х. От Енисея киммерийцы продвинулись ещё дальше к западу - до Кавказа, где развили у себя смешанный тип хозяйства, когда часть племени осела в плодородных долинах и стала земледельцами, а остальные скитались по равнине как пастухи-кочевники и охотники. Осевшие поселенцы в это время овладели искусством литья и ковки меди. Они изготовляли коричневатую керамику, на которой царапали геометрические узоры, и использовали бронзовые орудия для рубки деревьев. Поначалу они хоронили своих мёртвых в неглубоких могилах, отмеченных кругом из камней, но к 1200 г. до Р.Х. начали возводить большие курганы, известные позднее, как «скифские».

Различие в размерах курганов, насыпанных один возле другого на одном кладбище, зависело от богатства племени. Но так как под непохожими друг на друга могильными холмами находятся могилы, которые принадлежали людям одного племени или рода, возникает искушение приписать различие в размерах курганов появлению классового общества, в котором состоятельные семьи, облечённые властью, могли ожидать, что к ним будут относиться с особым уважением после смерти, так же, как и при жизни. Более поздние источники сообщают, что в 17-16 вв. до Р. Х. Египет и Месопотамия были захвачены неким народом, который имел конную армию. В Вавилоне этот народ называли «касситами», в Ассирии - «митаннийцами», в Египте - «гиксосами». Чтобы понять происхождение этих загадочных всадников, достаточно вспомнить, что развитым гужевым транспортом тогда обладали одни только европеоиды, обитавшие на просторах Великой Киммерии (Скифии). Поэтому, по логике вещей, самое вероятное, что эти по-разному называемые всадники были тем же народом, который греки называли «киммерийцами» и «скифами». Итак, воинственный народ, знакомый грекам со времен Гомера, не раз упоминаемый в ассирийских клинописных текстах, обитал в степях Сев. Причерноморья, до начала VII в. до н.э. Затем киммерийцев отчасти вытеснили, отчасти ассимилировали скифы - ираноязычный кочевой народ. Геродот, знаток Древнего мира считал, что, перейдя реку Аракс, вытесненные из Азии массагетами скифы, «прибыли в киммерийскую землю».

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2017/08/26/1523