Жалобная медицина

Юрий Чепелкин
                ЖАЛОБНАЯ МЕДИЦИНА.
         Звонок на мобильный телефон:
 -На вас поступила жалоба.
         После этих слов надолго портится настроение, в голове одна мысль: за что? Администрация бросает косые взгляды, разговаривает сквозь зубы, коллеги хранят молчаливое сочувствие. Администрацию можно понять, ведь ей нужно «погасить» жалобу, не дать ей ходу в вышестоящие организации любым способом, в противном случае можно получить несоответствие с занимаемой должностью. На видных местах вывешены телефоны «горячей линии» и стоит, позвонив, высказать устную жалобу по любому, в том числе надуманному поводу, как будут информированы все по нисходящей линии, а «виновник» жалобы начнёт письменно объясняться, что он не «верблюд». Администрация в кратчайший срок вынуждена будет давать ответ о принятых мерах в верхи и непосредственно жалобщику, вплоть до выезда к нему на дом.
      Чаще всего, если жалоба не обоснована, её  причиной является неустойчивая психика пациента, ответ стандартный: после рассмотрения сути дела виновный понёс административное взыскание. Авторитет врачей падает, их работа низводится до уровня обслуживающего персонала.
     Недавно в соседнем районе на врачей появилась жалоба от женщины в связи с отказом ей в выполнении УЗИ предстательной железы и исследовании крови на ПСА. Приезжала комиссия в связи с жалобой.
     История вопроса уходит в начало прошлого века, когда к власти в России пришли большевики и врачи из касты неприкасаемых превратились, как и все, в  уголовно наказуемых. Ненависть пролетариата к буржуазии коснулось и врачебного сословия. Следствием этого явилось письмо врачебного общества в Наркомздрав, безукоризненно по стилю и логичное по содержанию. Ответ неизвестен, скорее отрицательный, их уголовные преследования не прекращались. Отношение людей к врачам диаметрально противоположно: одни в своей болезни винят врачей и, что бы не предпринималось для их выздоровления, жалоба неизбежна. Их аргументы: вы все одним миром повязаны, неправильно лечите, взяточники, не заплати вам, так и не вылечите, мы выведем вас на чистую воду, наведём здесь порядок. У других отношение уважительное и, даже если больной умирает, они благодарят: доктора, мы видим, вы сделали всё, что могли, спасибо вам.
     Фельдшер скорой помощи по вызову приезжает в пьяную компанию, один из участников получил травму руки. Агрессивно настроенный, несмотря на уговоры, отказался от доставки в больницу, от наложения шины, обматерил фельдшера и она вынуждена была уехать. Через несколько дней администрация больницы всерьёз обсуждала вопрос о вынесении ей наказания «за неоказание помощи» в связи с последующей жалобой.
    В выходной день дежурный хирург осмотрел больную с травмой стопы, признаков перелома не нашёл, в просьбе родственников выполнить рентгенографию стопы отказал, дал рекомендации и отправил домой. Через несколько часов скорая помощь вновь доставляет её в приёмный покой по настоянию родственников в связи с «некачественным обслуживанием». Скрипнув зубами, хирург молча вызвал рентген-лаборанта (не сделав этого, жалобы не избежать). На снимке, как и ожидалось, перелома не оказалось. Родственникам бросил: рекомендации прежние.
    Да, мы выбрали медицину своей профессией, но и у нас есть нервы, и мы болеем как и все прочие смертные, мы не имеем права отвечать грубостью на грубость, а юридически мы беззащитны. Но низводить нас до уровня обслуживающего персонала, а так же молча сносить оскорбления неприемлемо. У нас масса обязанностей, а если говорить о наших правах, то говорить не о чем: их нет. В законе о здравоохранении РБ: «медработник имеет право на защиту чести и достоинства», на самом деле это остаётся на бумаге, он вынужден в суде защищать себя сам, без всякой юридической поддержки представителей здравоохранения.
    В отделение к одному и тому же врачу поступал пациент с одной и той же болезнью, получал лечение согласно стандартам, но после выписки от него поступала жалоба на недостаточно качественное лечение, по всей вероятности в связи с отсутствием оплаты с его стороны врачу. При обращении в очередной раз за лечением к этому врачу последний отказал ему в лечении, мотивируя наличием других врачей. Последовала очередная жалоба с мотивировкой за отсутствие оплаты. Врачу это надоело и он подал иск в суд в защиту чести и достоинства. На суде вопрос к ответчику:
-Откуда вы взяли, что истец вымогал взятки у больных?
-Говорили соседи по палате.
-Их фамилии, адреса
-Не  помню.
-Вопросов нет, решение суда вам доведут в ближайшее время
    Через день из суда сообщили о наложении штрафа на жалобщика. Это была победа, и с тех пор этот больной избегал ложиться на лечение в это отделение.
   Если возникает конфликт между врачом и пациентом, то стоит позвонить главврачу, и он будет разрешён известно в чью пользу
    Пациент регулярно ложился в стационар, при этом сам себе назначал лечение из дорогостоящих и дефицитных препаратов, входящих в список для экстренной помощи и в случае отказа звонил главврачу. Немедленно следовал вызов «на ковёр» для воспитательной беседы. Жалобщик ехидно ухмылялся, сопровождая нас взглядом:
-Идите, идите, сейчас получите.
    Главврач:
-До каких пор вы будете порождать жалобы?
-Он требует введения препаратов, которые мы бережём для экстренных случаев.
-Хватит мне этих разбирательств, назначайте, что он хочет.
-Зачем вы нас унижаете, ведь он уверен, что вы примете решение в его пользу.
     Медицина несёт ответственность за здоровье населения, которое не отвечает взаимностью, не хочет вести здоровый образ жизни, усиленно потребляет спиртные напитки, не контролирует своё здоровье. Но бесплатная и общедоступная, в связи с социальной направленностью политики государства, она является тем нивелирующим фактором возможного недовольства населения низким уровнем жизни.
   Ну, а если ты добровольно взвалил на свои плечи этот врачебный крест, то его надо нести, пока хватает на это сил и даже более того.