Преступление и наказание

Галина Шандро
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»…Никто не будет спорить, что это сложное и по проблематике, и по языку  произведение. Особенно трудно оно  даётся школьникам – и в силу возраста, и  в силу малого жизненного опыта. Но есть дети, опережающие по развитию интеллекта, своих сверстников. Такой была Айнура.  Для неё книга никогда не была только развлечением. В каждой она искала  задушевную авторскую мысль.
  И вот в 9 классе, когда я задала работу по теме «Мои открытия в книге…», а книгу предложила выбрать самим, Айнура принесла сочинение, поразившее меня до глубины души. И до сих пор я бережно храню его в своём учительском  архиве. А теперь решила предложить и вашему вниманию, чтобы ещё раз утвердить во мнении, что и среди современных прагматичных молодых людей есть искренние, думающие, неравнодушные. Только учтите, что девочка выбрала и прочитала  роман полностью самостоятельно, анализировала без помощи учителя.  Возможно, некоторые её  суждения покажутся вам упрощёнными или стандартными или не всегда логически связанными. Но учитывайте, что это – её собственные мысли, её волнение, её боль! Буду рада вашим отзывам и замечаниям.   
          Итак, сочинение Айнуры…..
   
             Мои открытия в романе «Преступление и наказание». 

    Учусь я в 9 классе, а произведения Ф.Достоевского  изучаются в 10-м.
Но мне захотелось заглянуть в мировую сокровищницу, понять, чем так притягивает к себе этот роман, много лет вызывая острые споры. Уже то, что он был написан  после каторги, где  немало пришлось пережить Фёдору Михайловичу Достоевскому,  заставило меня содрогнуться: значит, будет жёстко. И я не ошиблась.
     После прочтения романа  решила  посмотреть, что пишут другие писатели о нём. Нашла высказывания Набокова о том, как он вживался в эту книгу, и  мне показалось,  будто я услышала своё собственное понимание романа «Преступление и наказание». Неужели так бывает?  Но сразу скажу, что не со всеми его выводами я согласна! Об этом – чуть ниже.
    Перечитала роман. Моё мнение о нём не изменилось, и  ещё больше захотелось заглянуть в душу главного героя.
    Советую всем его перечитать, и тогда вы совсем  по-другому посмотрите на мир, потому что произведение Ф. М.  Достоевского –  шедевр!
Он работал над ним тщательно и упорно. «Мне слишком много случалось писать очень, очень дурных вещей, торопясь, к сроку и проч. Впрочем, эту вещь я писал неторопливо и с жаром», - это слова самого автора.

   Ф.М.Достоевский… Один из величайших людей своего времени, имеющих мировое признание. Его стиль для многих труден для понимания, но  в нём особая  ценность. Каждая строка насыщена определенным глубоким  смыслом. Достоевский  очень достойно использовал богатство   языка. И именно «весь вес» языка отражается в его романах. Каждый раз, когда я интересовалась у людей, как они воспринимают  Достоевского,  всегда слышала в ответ: «Тяжело читается». А все почему? Все потому, что Ф.М. Достоевский чрезвычайно правдиво, ничего не скрывая и не приукрашивая, описывал суровую реальность жизни  и тяжесть человеческих грехов.
    В центре произведения -  один из  самых важных и вечно актуальных вопросов человечества: «…чего люди больше всего боятся?»
    Главный герой - Раскольников,  бедный студент. «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем  даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии… Он был задавлен бедностью». А город вокруг него?  Это не город, а убийца всего лучшего, что может быть в человеческой душе! Признаться честно, мне казалось, что я схожу с ума вместе с Раскольниковым. Настолько мастерски описывал Достоевский его  нелегкие долгие раздумья: «…это было лихорадочное состояние, с бредом и полусознанием»…
   Настолько  ярко все описано! Каждое слово, подобно «мазку» на картине. И невозможно пропустить ни одной строчки, ведь это «фундамент», который создает основу, а также ведет  к самому главному. Порой создается ощущение, что каждая страница хранит дюжину кульминаций, взлетов и падений сознания. Сам роман можно также сравнить с каким-то омутом, который с каждым разом затягивает всё глубже и глубже и заставляет нас задуматься о своих личных предпочтениях и ценностях…
    Конечно, я понимаю, что  не каждый читатель имеет мнение, схожее с моим. В разных возрастах книга читается и воспринимается по-разному. Дело в том, что я со многими разговаривала и слышала  не только то, что тяжело читается, но  собеседники говорили  и о том, что читали раньше, в школе, но ничего не понимали, а, став  взрослее, понимают  лучше, и хочется  ещё раз перечитать, и  каждый раз находишь что-то новое.
   Роман можно сравнить  с сокровищами недр Земли:  чем глубже копаешь, тем больше находишь. Владимир Набоков писал: «Мне было двенадцать лет, когда... я впервые прочел «Преступление и наказание» и решил, что это могучая и волнующая книга. Я перечитал ее, когда мне было 19, ...и понял, что она затянута, нестерпимо сентиментальна и дурно написана. В 28 лет я вновь взялся за нее, так как писал тогда книгу, где упоминался Достоевский. Я перечитал ее в четвертый раз, готовясь к лекциям в американских университетах. И лишь совсем недавно я, наконец, понял, что меня так коробит в ней. Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в IV-й главе четвертой части. В начале сцены покаяния убийца Раскольников открывает для себя благодаря Соне Новый Завет. Она читает ему о воскрешении Лазаря. Что ж, пока неплохо. Но затем следует фраза, не имеющая себе равных по глупости во всей мировой литературе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».  «Убийца и блудница» и «вечная книга» — какой треугольник! Это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт. Отчего она так режет слух? Отчего она так груба и безвкусна?» Так написал Набоков, но я  никак  не могу согласиться с ним! Эта сцена, по моему глубокому убеждению, полна страсти и невыразимой муки. Нежный, светлый образ Сонечки Мармеладовой – бесценный дар автора несчастному  главному герою. Эта девушка спасла Родиона  своей бескорыстной, бесконечной любовью. Счастье – если такая любовь встретится на чьём-либо пути!
    Мне вспоминается другая  поразившая меня картина: Родион  идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквернил. И вот тогда  вновь посещает его «цельное, новое, полное ощущение»: «...каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю... Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием...»
     И я словно  вижу, как  перерождается  душа Раскольникова, отступает мука, сумасшествие  - значит, всё-таки Добро победило Зло. В преступнике  побеждает Человек, а его бесчеловечная теория терпит крах. Читаю эти строки романа, и душа замирает.
    Роман буквально  сотрясает человеческое сознание. Ведь, как я упоминала ранее, в нём  поднимаются  очень важные вопросы для всего человечества: 1) «должен  ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего?» 2) «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
     К чему же приходит Раскольников?
    Даже  признавшись  в преступлении, он скорее он признается в  своих ошибках, нежели в своих смертельных деяниях…
Окончательное прозрение приходит позже: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен».
   Я  так же, как и Владимир Набоков, хочу сказать откровенно, что книга Достоевского меня всю перевернула, заставила увидеть мир в его сомнениях и неразрешимых порой сложностях, увидеть  муки совести, понять боль падшей души (Раскольникова) и восхититься душой светлой и добродетельной (Сонечки Мармеладовой).
  Вот я и размышляю: а пройдёт время, и, возможно, и  я найду какой-нибудь изъян в произведении, тогда мне покажется, что зря им восхищалась. Но  не хочу сейчас об этом  думать. Остаюсь при своём мнении: роман Ф. М. Достоевского   гениален!