Соседка из Лигово

Елена Алексеевна Новикова
Сегодня благородство происхождения – величина абстрактная. Привилегий не имеется у неё, и защитить её тоже некому. Пользуясь случаем, загляну к своей исторической соседке, родившейся в Лигово, в мысли и чувства, то есть в тайную часть её жизни. Достоверных сведений почерпнуть негде, почерпнула то, что смогла принять достоверным.
Не вспоминала бы о ней, если бы не грядущая бомба-премьера фильма в её честь «Матильда». И более всего, стояния и отстаивания «против» и, соответственно, «за». Фильм выйдет, его посмотрют, шум уляжется, с чем останемся мы, зрители, простые обыватели, приобщённые силой кинематографа к тайнам и загадкам империи? После премьеры писать о своём мнении будет уже поздно, а сейчас – в самый раз.
Соседка моя, Матильда, польского католического происхождения плясунья, не была лишена всего, что даёт успех и солнечное место в жизни. Главное – это амбиции, приложенные к физическому совершенству. Амбиции вывели девочку на сцену Императорского театра. Амбиции завладели мыслями о возможности получить достоинство благородных особ. Помогала этому стремлению семейная легенда, ведущая род от благородных предков. Ещё больше помогала негласная светская традиция вводить сыновей, чистых юношей, во взрослую жизнь через балерин, под контролем царственных родителей. Чинная и благородная традиция затрещала по швам, когда за дело взялась Матильда. Юный цесаревич, не осведомлённый о двуличии страсти-корысти, всё благородство души вручает первой женщине. Его искренность создаёт отношения счастья и  придаёт им характер ответственности друг за друга. Ответственность, правда, возобладала лишь со стороны цесаревича. И то право, прояви он настойчивость, Россия преклоняла бы головы перед Её Высочеством Матильдой, задиравшей ноги перед всей Россией незадолго до связи с девственным цесаревичем. Свои амбиции она удовлетворила с великим князем Владимиром Андреевичем, благополучно устроив свою судьбу и дожив почти до ста лет. Какими соображениями питалась бы её головка, будь она, плясунья, на престоле, слава Богу, неизвестно. Но сам факт  желать этого престола  говорит о их незаурядном неблагородстве. 
Сегодня не по нашему желанию, а по велению времени, всё меряется утилитарно, а не благородно. Утверждается примат удовольствия над долгом, честью, принципами. Мы все равны по благородству, вернее, по его неимению. Мы все можем рассуждать о царях, как о способе вытащить себя из ниоткуда и поставить во главе страны. Время, к неожиданному разочарованию, такое. Смотреть или не смотреть, как новоиспечённая легенда о любви новоиспечённой Суламифи к Иоанну Крестителю затмит здравый смысл и уважение перед человеком, неизмеримо выше по душевным качествам, решать лично каждому. Другие и Бога считают за «ничто», царей за «никого», себя – за «всё» и свои интересы за «смысл жизни всех». Надеюсь, что не все так охотно пойдут спекулировать высшим, выдавая его за низшее. Приятного просмотра с не менее приятным обдумыванием увиденного.
P.S.
Можно было бы и не распространять своё мнение, но затягивает любовь к дискуссиям в обществе. О чём дискутировать по поводу фильма, не сразу и уразумеешь. Оказывается, есть о чём рассуждать диаметрально противоположно - "фильм смотреть" и "фильм не смотреть, запретить". Своё мнение с трудом впихиваю в этот диапазон. Противостояние, на самом деле, не разрешимо, так как стороны пользуются разными системами координат. А именно: одни собираются посмотреть фильм и узнать тайны российской империи и императора, показывающего его развитым, практически, на современный образец, привлекая к делу имеющийся биографический материал; другие с полным на то основанием следуют традиции не упоминать всех фактов биографии человека, который прославлен в лике святых, а пользоваться его житием, где указаны факты жизни, поступки, говорящие о святости. Что называется, святыми не рождаются. святыми становятся. Немного похоже на вручение награды (орден, медаль и т.п.)не вообще за все жизненные поступки, а за проявленную доблесть в конкретном поступке, поведении. Попытка доказать, что "мы все из одного теста", льстит неореволюционерам с их лозунгами "Долой царизм с его святыми царями!". Это, как правило, юные и молодые люди, не склонные задумываться, что этот лозунг в переводе звучит "Да здравствует коммунизм!" Продолжать рассуждения в подобном ключе может любой человек и без меня. Ваша Л.Н. (Е.)

Опять "Матильда"
Если Вас, мой дорогой друг, причислят к лику святых, я буду молиться, обращаясь к Вам перед Вашим образом, иконой, и не пойду смотреть, как Вы проходили искушения - у меня другое к Вам будет отношение. А режиссёр, он - хороший, и фильм про Вашу жизнь у него хороший, но молить он Вас не будет ни о чём, в лучшем случае. В худшем - будет, но напрасно. Не фильм плох, а идея потрошить вашу жизнь, душу распинать прилюдно.
Ваша Л.Н.(Е.)