Хлеб

Владимир Журбин 2
                В годы бед и потерь,
                Добывая победу,
                Нёс боец по земле
                Завещанье отца.
                Ты запомни, сынок,
                Золотые слова -
                Хлеб всему голова,
                Хлеб всему голова.
         (песня «Баллада о хлебе». Автор слов: Балачан В., композитор Захарченко В.)

        Небольшим было наше отделение в сравнении с другими, всего шесть человек было в нём. Руководили нами, четырьмя матросами, старшины второй статьи Шиянов и Муравьёв. Поэтому совсем скоро нас, молодых матросов, стали ставить на бачкование.  Бачковать - это значит четыре раза в день приносить в кубрик еду с камбуза, накрывать на стол(бак), кормить своё отделение, а потом ещё посуду надо помыть и поставить её, помытую, на полочку в подвесной шкафчик, который висел тут же в кубрике на переборке.

        Как-то раз, когда была моя очередь бачковать и я уже уверенно знал как это делается, произошёл небольшой случай.

        Всё проходило как обычно. Я, как положено, сбегал на камбуз, принёс в котелке(бак-лагун) первое и второе блюдо, потом хлеб с компотом принёс, поставил тарелки, ложки разложил. В общем, накрыл стол. Стали садиться обедать и тут выяснилось, что оба старшины не будут обедать – заняты службой. Порции их, конечно, не пропали, а вот треть хлебной булки осталась нетронутой.

        Пообедав, все разошлись, я посуду помыл, в шкафчик сложил. Пора стол вытереть, крошки смахнуть. А куда хлеб девать не знаю. Присел я на баночку около коечки, держу хлеб в ладонях, смотрю на хлеб и думаю:
- Что же мне с ним делать? Не выбрасывать же ХЛЕБ.

        Вообще-то на корабле действует приказ о том, чтобы пищевые отходы выносились с корабля. Выстраивалась команда из бачковых матросов, называемая подвахтой, выносила по стенке(пирс) пищевые отходы на берег и складывала  их в большие пищевые бачки, стоящие за пирсом. Таких бачков(контейнеров) за пирсом до двух десятков стояло. Позже к пирсу подъезжал ГАЗик, загружался этими контейнерами и увозил отходы в береговое подсобное хозяйство, свиней там откармливали.

        Всё это я знал, но рука никак не поднималась смахнуть нетронутую булку в пищевой обрез(бачок). Ну, не могу я хлеб выбрасывать, всю жизнь меня и дома и в школе учили беречь труд хлебороба. Как поднималась казахстанская целина знаю не понаслышке, сам вырос в степях.

        Заходит в кубрик наш старшина 2 статьи Шиянов. Поглядел на меня и говорит:
- Что, Журбин, сидишь? На хлеб молишься? Давай-давай выбрасывай его. Хрюшкам тоже есть надо.
        Потом хлопнул меня ладонью по плечу и продолжил:
- Все мы молодыми были. Все на хлеб молились. А приказ выполнять надо.
        И посоветовал мне:
- Только ты хлеб сначала поломай, а потом выбрасывай в подвахту.

        Вот так я, практически под приказом, поломал хлеб, сбросил в пищевой обрез, затем с другими подвахтенными вынес этот обрез на пирс.

        Через год-полтора я привык и точно так, этими же словами, объяснял молодым матросам что хлеб прятать не стоит - крыс не кормить, а следует отправлять по назначению – в пищевые бачки для откорма свиней.