Обретение смысла

Аркадий Костерин
   Как-то, в молодости, мне пришла идея оправдать существование абстрактной живописи. Я предположил, что основа её в биологических и психческих законах восприятия.  — Всё дело в последовательности впечатлений.  Видимо, последовательно воспринятые цветовые пятна картины складываются в некий смысловой образ. Аналогия этому — восприятие музыки. Там следующие друг за другом звуки на каком-то этапе складываются в чувственный и даже в ментальный образ. Дело в том, что в психике человека в ходе биологической и психической эволюции сформированы приоритеты цветового восприятия, интенсивности тонов и определённых очертаний. Если художник-абстракционист интуитивно угадывает такую последовательность, то своей картиной он может выразить некоторый чувственный или смысловой образ.

   Теперь мне пришла в голову мысль продолжить это построение. Я понял, что смысловые образы в процессе восприятия могут образовывать некую иерархию. Действительно, элементарный, т. е. первично осознаваемый зрителем или слушателем образ является первой абстракцией зрительных, слуховых или тактильных воздействий. В совокупности же с другими первичными смысловыми образами, воспринятыми последовательно, вкупе с воспоминаниями и ассоциациями, он может образовать вторичный смысловой образ более крупного масштаба и более абстрагированный от непосредственного впечатления. Далее может следовать целая пирамида осмысления, складывающаяся из абстрактных смысловых образов повышающейся сложности и обобщённости.
   
   Собственно, это относится не только к музыке или абстрактной живописи, а к восприятию любого рода искусства, да и вообще, к любому восприятию. Восприятие основано на архетипах, то есть, на фундаментальных принципах и стереотипах восприятия. Эти принципы подобно балкам или стропилам определяют и поддерживают человеческий духовный мир. Система архетипов вырастает из физиологических особенностей человеческого восприятия, и прорастает силой эмоций на высоту ментальных обобщений, построений разума различных уровней. Каждому уровню восприятия соответствует собственная картина мира, причём каждая более высокая ступень абстрагирования синтезирует в себя все или многие из воспринятых на предыдущих ступенях реальностей.

   Сознательный выбор разумных деятелей, реализующихся в нашей действительности, постоянно флуктуирует в ареале реальностей антропной Вселенной. При этом реализуются альтернативные варианты «дневного» сознания человека, наполняющие актуальное бессознательное. На каждом уровне осознания реализуется один и тот же принцип: последовательно выбираются различные варианты восприятия,  соответствующие различным реализациям личности, а затем они "склеиваются" в обобщающем масштабе целеполагания. Учитывая это можно выстроить теорию мышления, основанную на многомировом осознании человеком актуальной ситуации и изменений окружающей среды. Последовательный, веерный выбор оценок актуальной ситуации сопряжён с анализом, а обобщающий выбор оптимальной оценки и соответствующей реакции сопряжён с синтезом.

   Таким образом, мышление может быть представлено, как селекция альтернатив многомирия с целью выработки наилучшей реакции. (См. "Слово в многомирии" http://www.proza.ru/2012/10/19/1679) Подобную же гипотезу я нашёл у М.Н. Эпштейна.

Август 2017.