Чье народное хозяйство?

Владимир Рукосуев
               



      В советские времена жизнь регламентировалась «Основными направлениями экономического и социального развития СССР» принятыми  очередным съездом КПСС. Ими определялись задачи, сроки, фонды. Попавшие в планы отрасли и объекты как сыр в масле катались, не зная ни в чем нужды.
     Но существовало и такое явление как  «хозяйственный способ» возведения объектов - «внебрачное дитя» плановой экономики.  Питалось оно крохами с барского стола не в ущерб господствующим направлениям. Их тоже утверждали, но уже на ведомственном уровне, а то и в масштабах хозяйствующих субъектов.
   Таким способом мы в автотранспортном предприятии построили новое здание ремонтных мастерских. Сейчас я вижу, что хозспособ это инкубатор предпринимательства, здесь обкатывались кадры будущей рыночной экономики, зачастую в виде бонусов получающие уголовные статьи вместо материальных выгод.
   В самое «застойное» время мне, как начальнику гаража, отвечающему за комплектацию всем и всего, приходилось выполнять снабженческие функции, потому что штатному снабженцу даже по плановым фондам и нарядам добыть что-то было не всегда по силам. Требовались связи, административный ресурс, иначе такое могут всучить, что по разнарядке неликвид, от  которого вовек не избавишься. А уж для того, чтоб достать какие-то  сверхфондовые и внеплановые материалы, и вовсе надо быть авантюристом. Без набора этих качеств руководитель во все времена не котировался, а уж тогда и подавно.
   Требовались и организаторские способности, приходилось довольствоваться собственными трудовыми ресурсами. В нашем случае это были водители и ремонтный персонал, которых нужно было обучить, заинтересовать и использовать в сверхурочное время, не вступая в конфликт с Кодексом законов о труде (КЗОТ). Иногда удавалось воспользоваться услугами «шабашников» из «районов с трудоизбыточным населением», т.е. Средней Азии и Закавказья. У нас это были армяне. Но их труд был дороже. Закон допускал выплачивать им до 13% от сметы затрат, тогда как местным только 3%. К тому же чревато конфликтами с собственными работниками. Как им объяснишь, что за кубометр вынутой земли ему положено один рубль, а заезжему бродяге четыре? Еще были ведомственные подрядные организации. Например, СМУ МВД. Но с ними было больше мороки. На наш объект пришли рабочие с офицерским прошлым – бывшие сотрудники ГАИ, следственных отделов и т.п., некоторые после отсидки, некоторые уволенные за злоупотребления, взятки, вымогательства, превышение полномочий. У них в ведомстве были опекуны, возможно с ними делились подопечные. Постоянно качали права и слишком много могли увидеть и доложить «куда следует». Да и в работе снимали «сливки», а невыгодную часть приходилось выполнять своими силами. Едва от этих «законников» избавились.
 

  Самым простым способом добычи стройматериалов было купить некондицию на заводах ЖБИ, кирпичных, металлопрокатных, лесопромышленных комбинатах и крупных государственных стройках.
    Делалось это просто. Руководители предприятий, нашего и поставщика договаривались об оказании взаимных услуг. Мы им что-то перевозили или ремонтировали их транспорт, они актировали материалы и продавали нам по цене списанных.
 

     Интересным было сотрудничество с военными. Собственно сотрудничеством это назвать сложно, военным от нас ничего не было нужно. Шли они нам навстречу исключительно из дружеских проявлений. Эти ребята за бутылку могли на запчасти и новый автомобиль отдать. Одна беда – в распитии бутылки надо было участвовать. И любой, уважающий себя механик имел в составе своих друзей зампотеха какой-нибудь части. А нам сам Бог велел водить дружбу с авторемзаводами, заводами по ремонту танков, самолетов, которыми область была буквально напичкана. Я отвечал за план сдачи металлолома предприятием. Все мои заботы сводились к тому, чтобы выбрать время и отправить транспорт на один из заводов.
Однажды по недосмотру привезли во «Вторчермет» неразрезанную танковую башню, которую тот отказался принимать, пришлось везти обратно. В другой раз от авиаторов привезли трейлер цветного металла, который тоже развернули восвояси, так как все детали номерные, а это требует на каждую деталь отдельного акта на списание. Кто бы мне поверил, что у нас в автобазе истребители списываются.
     Вообще, военным мы завидовали жгучей завистью. Все, над чем мы тряслись, у них не имело цены. После пуска завода «КамАЗ» в 1976 году первые автомобили шли в армию, мы в народном хозяйстве увидели их только через два года. За два года грузовое предприятие, с подвижным составом в четыреста единиц, получило всего два КамАЗа. Зато окрестности военного авторемзавода были буквально завалены новенькой битой техникой, восемнадцатилетние вояки расправлялись с ней как с вражеской.


   Чем капитализм отличается от социализма? Сутью. В хищнической природе капитализма грабить Клондайк и потом перед всем миром этим гордиться. Альтруистический социализм, напротив, клондайки создавал и скромно об этом умалчивал. Что оказалось жизнеспособнее показало время. Вопреки сказочным представлениям,  зло победило добро.
   За многие десятилетия работы окружных ремонтных заводов, находящихся в пригороде Читы, где располагался штаб ЗабВО, вокруг их территорий десятки гектаров были захламлены техникой разного вида. Сначала их ставили в ряд, потом штабелировали, потом стали сталкивать бульдозерами. Уже высились привычные глазу терриконы защитного цвета. Командиры, соблюдая приличия и видимость порядка, старались все это прятать от лишних глаз. Мы были в числе счастливчиков, допускаемых в эльдорадо. В военном округе, включающем в себя не только территорию всей Восточной Сибири, но и Монголию, техники было в разы больше, чем во всей области. И если бы выбывшую из строя технику военные отдали в народное хозяйство, то необходимость в снабжении Забайкалья отпала бы за ненадобностью. Но секреты армии важнее (как и ляпы, граничащие с преступлением). Поэтому, когда в 1978 году Генеральный Секретарь ЦК КПСС, дорогой Леонид Ильич Брежнев решил посетить места своей службы в молодости, то начальство округа в спешке пригнало армаду бульдозеров на базе танковых тягачей, быстро выкопали многокилометровую траншею, сгребли в нее все эти горы и сравняли с землей. Сверху еще и натыкали деревца. Если когда-нибудь эти площади военные передадут в народное хозяйство, то новый владелец окажется счастливым обладателем громадных залежей готового к переплавке металла.
   Может быть, в этом есть какой-то потаенный мудрый смысл и восстановление справедливости? Если мы сейчас грабим внуков, распродавая недра, то хоть таким образом обеспечим им наличие сырья. Других-то источников жизни в России не знали и не скоро узнают.