Варган и горловое пение

Эр Соготох Чоронкин
Варган тесно связан с голосовым, артикуляционным аппаратом человека и его телом. Известно что варган вместе с человеком образует единый музыкальный инструмент. В связи с этим можно рассматривать тему «варган и горловое пение».

Горловое пение, как известно, развивает артикуляцию, сам голос человека и открывает новые возможности, так как задействует в человеке то, что никогда в обычной жизни не используется. Голос становится глубоким, бархатным, густым, обогащённым обертонами. Такую речь приятно слушать. Она радует сердце, веселит и окружающие внимают более глубоко, чем бесцветной повседневной и моно (или однотонной) речи.

Развитие голосового, артикуляционного аппарата напрямую улучшает и обогащает игру на варгане. Игра становится более яркой, насыщенной, окрашенной приятными обертональными оттенками. Все горловики (певцы горловым пением) были одновременно и хорошими варганистами. И понятно почему – натренированный аппарат артикуляции и натренированное, управляемое дыхание, в самых различных вариациях, помогает легко освоить игру на варгане. Техника игры осваивается еще быстрее. Известный факт что тувинские горловики пели стилем сыгыт (вид горлового пения; двузвучная мелодия с низкимгортанным и высоким свистящим звуком, напоминающим флейту) одновременно с игрой на варгане (демир-хомусе). Связь горлового пения и варгана прямая. Горловое пение, как я сказал выше, развивает артикуляционный аппарат, а также развивает дыхательный аппарат – брюшное, диафрагменное дыхание. Тогда варганист может использовать возможности, которые открывает для варганного звука умение управлять своей диафрагмой, своим дыханием. Кроме того горловое пение пробуждает в человеке его глубинную природу, природное существо, обычно задавленное бытом и образом жизни, особенно городским. Пробуждение истинной природной сути человека, сразу отзывается в варганной игре. Это один из важнейших моментов в становлении будущего варганиста-импровизатора или исполнителя варганных мелодий. Кроме того горловое пение совместно с игрой на варгане обогащают варганную мелодию новыми тонами, музыкальными оттенками, новой тембральной окраской, новыми звуковыми и эстетическими и энергетическими спектрами. Горловое пение расширяет звуковой диапазон варгана, и следовательно появляются новые возможности к импровизации или мелодическому исполнению. Расширяется звуковая палитра варгана. С помощью горлового пения и одновременной игры на варгане (или как отдельное дополнение фрагментов в импровизации) можно создавать не только новые оттенки звука, но и новые ритмические, замысловатые и не очень рисунки. Звук варгана и звук горлового пения входят во взаимодействие друг с другом. Возникает интерференция разных звуковых волн и появляются неожиданные новые ритмы. Этим можно очень разнообразить и украсить варганные композиции. Так же это подходит для звукоподражания голосам (звукам) Природы. Так же можно использовать горловое пение как отдельное фрагментарное дополнение в импровизации.
И то и другое звучит очень красиво. Ниже приведены примеры такого исполнения – варганные композиции в исполнении известного башкирского мастера кубыза (варгана) Роберта Загретдинова.

Тембр и тон извлекаемых звуков, во время горлового пения, совместно горлового пения и звучащего варгана или только одного варгана, зависит от того, в какой резонаторной полости они будут звучать. У человека несколько резонаторов, которые могут быть использованы для изменения тембра и тона извлекаемых звуков – это лобные пазухи, носовые пазухи, верхнечелюстные пазухи, трахеи, бронхи, ротовая полость, носовая полость, легкие и все тело. При умелом использовании всё тело может являться таким резонатором и вносить свою лепту в изменение звука. Мастера горлового пения или мастера варганисты достигают такого уровня, когда они поют или играют на варгане всем своим телом, и более того – всем своим существом. Включая сознание, мысли, переживания исполняемой темы, мистического перемещения сознания в древние времена, эпические сюжеты, используют дыхательную диафрагму, легкие, кости. Так же есть энергетическая точка на верхнем твёрдом нёбе (внешне она выглядит как небольшая впадинка), воздействие на которую (направляя поток вибраций именно на неё) открывает энергетический канал связующий со Вселенной, с Космосом. Через воздействие звуковой волной на эту точку энергия Космоса ‘вливается’ в варганиста и варган звучит как-бы в другом измерении бытия. Можно издавать звуки трахеей, без участия голосовых и ложных связок, как в случае с горловым пением. В каждом случае звучание варгана будет разным. При умелой игре можно опустить звуковые вибрации до самого копчика и даже до стоп. Но это уже наивысшее мастерство. Так что возможности нашего, условно говоря голосового (с учетом всех возможностей) аппарата очень широкие и до конца не освоенные и не изученные. Это открывает каждому варганисту широчайшие возможности для выражения творческого замысла и передачи смысла, характера, сферы музыкального произведения или эпического сюжета.

Еще скажу: не всякий варган подходит для игры с одновременно исполняемым горловым пением. Многие варганы при этом просто перестают звучать, так как язычок останавливается. А вот якутские хомусы для этого очень подходят. Горловые звуки не гасят вибрации их язычков и можно играть и петь одновременно.

06.07.2017 г.