О искусстве сказителя

Эр Соготох Чоронкин
Что меня побудило написать эту статью?
Потрясение от образа сказителя. Архетипического образа сказителя. Такого каким были сказители в древней Гиперборее, Атлантиде. И для начала приведу древнее гиперборейское предание: Согласно древнему преданию, человек состоит из 12 сакральных замков, каждый из которых имеет12 филиалов: 12х12=144. Каждый из этих замков заключает в себе 144 тональности. Все они были известны и звучали в Атлантиде, Гиперборее… Не 24 и не 48, а 144 (!!!) тональности внутреннего человека различались в те отдалённые от нашей цивилизации времена! Орфеева лира (архетипический музыкальный инструмент которому доступны вибрации чистой небесной любви, именуемой в древних цивилизациях – миннэ) в 144 спектральных тона озвучивает музыку внутренних замков.
Искусство сказителя (кайчи) и заключается в том чтобы озвучить эти внутренние замки (духовное сердце человека), пробудить архетипы и образы в них запечатлённые, касанием музыкальной Чаши, музыкального Грааля.
Духовное сердце человека – ячеистая структура – наподобие пчелиного сота. Каждая ячейка – Чаша, мистический замок, в котором запечатлены имена Отца и Матери Небесных, свитки, печати, дары, благодать, мирро, масла, пыльца, частицы, составы Божества. Запечатлён Свет пренебесный озвучиваемый музыкой Слова и музыкой рождённой на аутентичных музыкальных инструментах. Небесная музыка таинственно звучит в замках сердца. Когда сказитель поёт эпические сказания или песни, или просто играет музыку, он затрагивает эти внутренние сердечные замки. Звуковая волна от инструмента (рождённая в сердце сказителя) проявляет то, что сложено в этих внутренних замках – чашах. В этом и заключается мастерство сказителя: разбудить внутренние архетипы, коснуться самого сокровенного существа человека, изменить его изнутри, слепить, исправить и стереть не должное. Не даром в прежние времена люди приходили к сказителям для исцеления, перемены сознания, новой лепки, получения ответов на свои глубинные вопросы. Музыка, песня, слово – инструменты этого преображения, этого исцеления и лепки. Порой достаточно лёгкого касания или сияющего взгляда сказителя для пробуждения внутреннего потенциала слушателей. Ну, а кому – то нужна глубокая встряска. Всё зависит от глубины сна.
Зададимся теперь вопросом откуда берутся сказители?
Их порождает Добрый промысел Афродиты Урании (или в сибирском преломлении Великой Белой Матери Гипербореи). Истинное сказительство – великое искусство! И не просто искусство – дар белых божеств из пренебесного мира – Гипербореи!
Если сказитель синхронен вибрациям межгалактического универсума, сочетан и гармонизирован с этими мирами, милосердие добрых цивилизаций потоками идёт через его сердце на землю и выражается вибрациями музыкального инструмента, который возьмёт в руки сказитель. Музыка истинного сказителя должна быть невинна, проста, полна любви, света неотмирскости. Кроме того должна быть проникнута вибрацией неземной радости. Мистический спектр переживаний сказителя передаётся слушателям. Настоящий сказитель тот, кто слышит вибрации архетипа и выражает их. Эпос тем и ценен, что в его словах таинственно звучат вибрации архетипа, музыка небесных сфер, внутренняя поэтическая музыка звучит во время прочтения – слышания. Задача сказителя передать слушателям некогда присущий человеку архетипический мир вечных блаженств. Сказитель должен быть провидцем (волхвом, шаманом и т.д.), мыслителем, философом, чтобы передать их. Никакой техникой игры это не передашь. Тайна истинного сказителя – он играет на небесах, а звучит на земле.
Его игра и пение – прямое откровение свыше. Его задача соединить вибрационный фон божественного мира с вибрационным фоном мира человеческого. Истинный сказитель достигает извлечения звука откуда – то из сердечных струн. Кайчи (сказитель) основывает своё творчество (поэзию, песни, музыку и т.д.), на духовности. Прежде духовность (корнями она восходит к архетипу), и только потом поэзия или музыка. Кайчи говорит от избытка. Ему есть, что сказать, поэтому он питает. Творит от избытка. Несёт весть от избытка. Бесполезно брать в руки музыкальный инструмент, если нечего сказать… Получится карикатура на сказительство. Музыка сказителя несёт весть. Кайчи ставит цель выразить некие переживания. Имея внутреннее наполнение – вкладывает это в своё исполнение. Настоящий сказитель проживает не простую жизнь, полную страданий, неадекватностей, лишений. Если он сыто живёт – никого не затронет его сказительство. В жизненных испытаниях не только закаляется характер его, но и накапливается сила чистой любви и чистой доброты, мирро (божественная субстанция вырабатываемая в духовном сердце человека, обогащающая его духовные составы и могущая быть передана слушателям через музыкальные вибрации и слово). Его сердечный сосуд (Чаша Грааля) наполняется. Пережитые страдания делают его музыку и слово подобными острым стрелам, которые пронзая сердца добрым дают радость и блаженство и импульс преображения, а злым пробуждают совесть, уснувшую от злых дел. Искусство сказителя исключительно высоко. Истинным сказителем может быть только человек с открытым сердцем и прободённой совестью, победивший зло в себе самом (по сути сказитель духовный белый старец – победитель зла). Тогда его пение, сказывание и музыка творят чудеса.
Музыка – голос частицы те – эль, таинственной одной десятой души человека, хранящейся на небесах. Кайчи играет внутри слушателей. Музыка не просто имеет исключительное катартическое действие, она из внутренних составов истребляет бацилы зла. Это своего рода источник (священный аржан), забивший во внутренних музыкальных замках. Своей музыкой кайчи пробуждает глубинную духовную память, помогает вспомнить о цивилизации Миннэ, где некогда обитала душа, о галактике вышней любви, своей путеводительнице и царице. Словами эту память не пробудить, это может только музыка!
Истинный сказитель вкушает из серебряной Чаши Великой Белой Матери Ак – Эне, Умай, Эхе Бурхан и т.д. Вкушает мистически после пережитых страданий и через Слово. Чаша – серебряный Грааль Гипербореи. Концерт сказителя – излияние пакибытийной Чаши. Из неё рождается песнопение, поэтический шедевр, музыкальный – как мирровая капля пакибытия. Поэзия (песня), музыка – прежде всего потрясение. Сказитель входит в состояние потрясения, преосенения Духом Гиперборейским, Светлоясным, после чего он осеняет и потрясает слушателей.
Творчество сказителя – излияние из рога изобилия неописуемого восторга, связанного с откровением добрых Божеств. Вся жизнь кайчи – чудесная восторженная ода, песня, гимн, славословие, благопожелание. Тогда это всё передаётся слушателям и питает их!
Священная поэзия и священная музыка – теоантропологическое безущербное зерцало, где Божество безущербно выражается в человечестве.
Тайна истинного сказителя в том, что он передаёт превосходящую доброту, музыкальными средствами, акустическими трелями. Так же поэтической музыкой или песней, словом. Кайчи во время исполнения эпоса или песен или просто музыки, лепит человека – слушателя, подаёт ему образ из архетипа. Речь идёт о мастере, сказителе – старце, а других просто и не было. Прежде чем играть и петь, кайчи слышит музыку изнутри! Озвученную в его 144 – х внутренних замках Грааля. Тогда во время исполнения сказитель сам почувствует, как играть. Начнёт звучать естественная сладостная речь, и в ней неизбежны свои акценты.
Архетипическое начинает затрагиваться тогда, когда сказитель трансцендирует – прорывается в некую пакибытийную сферу иномирного, превышенебесного звучания. Должно сердце запеть, открыться. Нужно быть полным духовной любви, понимать, что нет ничего кроме неё. Тогда исполнение звучит для всех людей. Варган, топшуур, игиль или иной музыкальный инструмент – алтарь сказителя. Прикосновение к инструменту сакрально. Касание струны абсолютно свято.
Сказитель (кайчи) вкладывает в исполнение свои слёзы. Вкладывает то, что не может выразить словами. Вкладывает музыку внутренних замков, не подвергшихся порче земного порядка. Такая музыка облагораживает, восхищает в горний мир. Такая музыка обоживает человека, обожая его.
Кайчи передаёт своим исполнением ритм истинного бытия! Ритм межгалактического универсума.
Если говорить о технике игры то важно отметить: руки должны быть предельно расслабленны, а пальцы активны. Рука должна болтаться как тряпка, активными быть только пальцы. Кончики пальцев происходят прямо из сердца. Играет душа! А рука даёт жизнь глубокому выразительному звуку. Когда необходимо передать более экспрессивный струнный вибрационный тембр, включать тяжесть руки. Тогда звук звучит. Расслабленная рука давит на струну мягко, и звук получается очень благородный. При малейшем напряжении в локте, предплечье или плече звук идёт жёсткий, металлический, чопорный. Нет пения. Инструмент должен петь! Прежде должна петь душа, а кончики пальцев быть предельно послушны её внутренним энергетике и ритму.
Посадка также должна быть правильной. Если сидеть скрюченным, то тело будет в напряжении. И звук получится ненатуральный. Исполнитель должен находиться в тонусе: руки абсолютно расслабленны, а нервная система – горит, охвачена огнём духа (гиперборейского).
Руки сказителя – инструменты внутренних замков. Исполненеие сказителем – озвучивание сфер, которые сложены и помазаны Небесной Матерью Умай, Макоши, Лады. Умай входит в сердце сказителя – в замки Грааля, которые вдруг озвучиваются акустически, музыкологически. Музыкальный Логос, музыкальное Слово – музыкология. Язык музыки сакрален. Наполненность духом божества делает музыку сакральной.
Сказитель должен играть трансцендентно (иномирно). Исполнение совершается, когда он ставит задачу явить доброту трансцендирующую, превосходящую, которую невозможно выразить словами, не вмещающуюся во внутренние замки. Тогда вдруг открывается море источающейся доброты, любви, премудрости и трезвения! Трансцендентное исполнение музыки врачует человека, делает добрее, чище, прекрасней, возвышенней.
Через музыку кайчи пытается выразить то, что не может выразить словами. Когда кайчи берёт в руки инструмент музыка становится выше слова – слово претворяется в музыку. И тогда музыкальные сферы, в которые восходит сказитель, претворяются в слово… В слове музыка, а в музыке – слово.
Сказитель может выступать только если ему есть, что сказать людям. Творчество кайчи – творчество Духа Светлоясного, гиперборейского, как непрерывное преосенение ума, особого рода восхищение, предполагающее излияние божественных гармоний, звучание чудесных гимнов от перебирания струн топшуура (или другого инструмента). Музыка кайчи прободает слух, необходимый для слышания слова Божества, для видения ближнего.
Есть внутренние замки и внутренние струны, которые действуют через пальцы, когда они касаются внешней струны инструмента, или клавиши. Внутренние струны колеблют внешние струны. Всё происходит свыше.
Темп исполнения должен быть так же естествен, как ритм ходьбы. Темп диктуется свыше, и его нужно слышать. Только тогда происходит акустическое наполнение.
Главное для кайчи – услышать музыку изнутри и выразить мысль, родившуюся в сердечных внутренних замках. После этого речь невольно обретает оттенки, штрихи, паузы, остановки и акценты. Творчество сказителя воздействует на эмоционально – чувственную сферу человека, истребляя «бациллы зла», очищая и просветляя внутренние духовные сферы, то есть совершая катарсис. Настоящая музыка, архетипическая, где начинается наивысшая бессловесная, безмолвная молитва – вне сфер какой – либо чувственности. Это сферы созерцания (исихазма).
В чём тайна сказителя? Внутри нас есть архетипические сокровенные гармонии. Когда они затрагиваются, текут бесконечные слёзы умиления, и мы преображаемся, очищаемся, катартируем, обоживаемся, изменяемся всем своим существом. Музыка способна произвести метанойю, буквально на глазах пресуществить всего человека. Она способна одухотворить его предельно, её возможности нескончаемы, если струн касается помазанник (белый старец), светлая душа. Вот в этом и заключается тайна сказителя.
Центр сказителя – духовное сердце. Оно имеет свою архитектонику. Это замок Китеж – града (божественного града), в котором 144 прекрасных белых палаты, и в каждой звучит своя музыка. Руки сказителя выходят из духовного сердца, являются его проводниками. Когда играет и поёт духовное сердце, перед вами настоящий сказитель.
Прикосновение к струне, или язычку варгана священно. Источником музыкальных вибраций и импульсов является миннэ. Цель выступления кайчи – раскрыть сердце, вызвать слёзы, задать архетипическую струну, вибрирующую в замках подсознательного. Тогда у слушателя возникает великая благодарность. Выступление (музыка) кайчи должно затрагивать глубочайшие смысложизненные категориалы, говорить человеку о чём – то большем его самого. Тогда только он потянется к сказителю, почувствует, что его выступление очищает, облагораживает, освящает… Сказитель пришёл из вечности, путеводит слушателя по – жизни и поведёт в вечность тропами открытыми его сердцу – компасу.
Кайчи не столько поёт и играет, сколько раскрывает таинственные шифры бытия. Транслирует универсальные категориалы бытия, глубочайшим образом затрагивающие человеческую душу, вызывающие в ней отклик, который ничто больше не может вызвать!
Через сказителя слушатель получает ответы на вопросы, на которые не может ответить никакой философ, религовед, священник, художник и т.д. В нём откликаются самые глубинные архетипические начала. Разрешаются вопросы жизни и смерти, любви, страдания… Настоящий сказитель затрагивает переживания и мысли, отсутствующие в современном миропорядке. Настоящий сказитель вещает из универсума. Сказитель играет не затем, чтобы просто перебирать струны, но хочет выразить неизъяснимую чистую любовь (миннэ), которая подаст ему блаженство. Сказитель желает объясниться в любви той, которую искал как свою жемчужину. Обретя её, он становится совершенно счастлив.
Когда вибрационно – солярный континуум проникает в пальцы сказителя, вибрации духа достигают такого внутреннего напряжения, что стоит чуть отпустить – они проявляются как техника. Открытие духовного сердца помогает сказителю максимально расслабиться. Мастер думает, как расслабиться: как, удерживая сферу, отпустить что – то в пальцах, в руках, во всём вибрационном внутреннем замке, чтобы музыка сама проявилась, сама потекла изнутри. Поразительна связь духовности и техники! Тренировка техники постепенно нарабатывает внутренний музыкальный замок.
Дыхание музыкальной фразы диктуется вибрацией внутренних замков. Музыка вначале звучит внутри, а потом выплёскивается во вне. Темп зависит от темперации – пульсации бытия, архетипической музыкальной сферы, куда вхож сказитель. Он играет в темпе пульсации бытия! Когда темп, паузы, акцентации выбраны правильно, в слушателе начинают резонировать словесные и мысленные замки, активизируются процессы, связанные с сердцем человека. Могут быть и быстрые пассажи, но всё должно быть осмысленно, как слоги в словах, слова во фразах.
Совершенство музыки – в способности быть экраном, нести в себе значение, смысл, глубокие вибрации, гармонирующие с речью человека. Музыка должна усиливать речь. Музыка – исповедальный внутренний монолог. Настоящий сказитель должен найти соответствующую струну и измерение, музыкальный темперамент должен совпасть с инструментовкой внутренней речи. Тогда возникает сердечный резонанс и игра окормляет. Слушатель является дополнительной декой, струной, лирой. Это вдохновляет сказителя. В свою очередь сказитель служит инструментом для слушателя. Гениальность сказителя в касании универсума – единого музыкального метаинструмента, каждая пылинка которого распылена в сердце человека. Необходимы универсализм и архетипичность. Душа сказителя должна петь! И петь только нечто безумное, открывшееся вдруг как реальное. Великая трансцедентальная истина должна охватить сказителя до одержания. Тогда он начинает петь от счастья, передавая хлещущую через край радость другим!
Чтобы излить консаломентум нужно обладать премудростью. Настоящий сказитель должен иметь прободённый слух, способный слышать музыку сфер. Слух должен быть тысячекратно более обострён, чем у обычного человека. Прободённый, т.е. слышащий оттенки вибраций, которых не слышит человеческое ухо, чувствительный к небесным гармониям. Так же у сказителя прободено должно быть и сердце. Прободённое сердце непрестанно говорит, излучает любовь, источает консаломентум, бонаментум и дивинаментум. Когда слух настроен на пребожественную сферу, а сердце достигает её, тогда рождается божественная гармония совершенной музыки.
Сказитель ещё и ходок за тридевять земель – в 27 измерение, солнечную Галактику Миннэ. Он идёт по Млечному Пути, на Полярную звезду и далее к иным мирам, и галактикам запредельной доброты. И возвращаясь из «похода» - дарит эту доброту слушателям.
В момент исполнения музыкальный инструмент в руках мастера становится градуляционным престолом управления миром. Слушатель – также активный участник творчества. Он подключён к сказителю через звук и если сказитель ещё и автор – через композицию и в итоге к первоисточнику, к Божествам и добрым духам, которые диктовали сказителю – автору.
Сказитель играет в сердцах. Это одно из самых сильных потрясений, которые он испытывает во время игры – чувство слушателя. В момент исполнения сказитель сочетан с ним, играет в глубину и слышит всё; что в нём (слушателе) происходит. Сказитель играет текст и при этом слышит, что делается во внутренних замках слушателей. Сказитель входит и включает внутренние покои человека. Музыка сочетается с внутренними замками. Перед выступлением сказителю заранее есть что сказать и внутри него всё должно звучать. Тогда произойдёт то о чём я писал выше. Цель сказительства будет достигнута. Сказитель постоянно между этим и тем миром, между Божеством и человеком, человеком и Божеством! Когда он способен пребывать в этих диапазонах, тогда звучит настоящая музыка и песня, тогда это трогает людей.
Сказитель знает тайну: божественные мелодии, божественный логос, божественная музыка предназначены для великого утешения. Пока звучит светлая, нежнейшая музыка, увлечённая ею душа человека побеждает зло, соблазны и искушения. Она способна пройти сквозь огонь, броситься в ледяное море, кинуться в пропасть, и ничто ей не угрожает.
Сказитель переводчик с небесного языка на земной и наоборот – с земного на небесный. Его слушают не только от земли, но и с небес – если сказитель способен восхищаться духом в иные измерения, миры.
Основная черта сказителя – доброта, превосходящая земную. Музыка истинного сказителя стирает зло и всё, что сопутствует ему, что терзает человека: помыслы, химеры, фатальные программы.
Структура исполнения такова: на первом месте концепция. Затем идея, дух и вложенное содержание. И только потом – исполнение, творение.
Сказитель должен постоянно экстатировать, трансцендировать, превосходить, выходить за рамки самого себя! Тогда его аудитория – всё человечество! Импровизации сказителя, всё равно что голоса соловьёв или чудесных небесных птиц. Если сказитель способен вложить миннэ в сердце слушателя, то слушатель вкусив мелодику миннэ преображается на глазах. Всё его существо преображается! И тогда цель сказительства достигнута!
Откуда появляется теплота в музыке и пении сказителя? Он проходит многократно вратами смерти и воскресает. Только тогда появляется теплота (духовная).
Сказитель должен быть посвящён в духовность. Тогда он посвящён в высшую радость и передаёт её слушателю. Без духовности нет сказительства, остаётся жалкая копия от оригинала…
Главное для сказителя передать разлив миннической благодати и божественной любви. Если он затронул минническую струну – больше ничего не нужно. Человек тотчас откликается и пробуждается. Таково чудо и волшебство искусства доброго (небесной добротою превосходящей наполненного) сказительства.
Древние сказители (в славянском менталитете калики перехожие – ходящие за тридевять земель – в солнечную галактику миннэ, 27 измерения) были исключительно одарёнными людьми и говорили по сути, на всех языках мира. Сказитель осваивал человеческие языки одновременно с языком музыки, овладевая искусством игры на многих инструментах. Как им внимали слушатели! Сердца настраивались на лад добрых миров и созвездий, а ум восхищался в горние сферы неизреченных блаженств. В человеке просыпалось божество, и от радения к радению участники приобщались к вышним тайнам...
Сказители начинали по обыкновению не с музыки, а с росказней, сказаний да былин – древнего гиперборейского эпоса. Если собрать эпические произведения разных народов – проявится полнота гиперборейского эпоса.
Чтобы понять о чём они вещали, посмотрите эпические сказания, басни, притчи, легенды, гимны, мифы многих народов земли. Наиболее созвучным духовным источником является поэтический трактат «Махабхарата» – древнейшие хроники битвы между пандавами и кауравами, сынами света и сынами тьмы. В «Махабхарате» совершенно гениально проявлен язык универсума!
В заключении этой статьи расшифрую слово сказитель – вернее сказать СКАЗ – И – ТЭЛЬ . Последнее ТЭЛЬ – можно расшифровать как ТЭ – ЭЛЬ – божественная частица каждого из нас, которая остаётся на небесах. Никогда она не сходит на землю. Но любой человек может получить личное откровение от этой частицы – от той божественной части человека, которая осталась на небесах (она никогда не сходит на землю). Получается что сказитель (И – буква диалога) – тот кто передаёт голос частицы ТЭ – ЭЛЬ! Т.е. по существу только тот может быть сказителем в ком пробуждена эта божественная частица, кто получил откровение себя самого небесного! И смысл посвящения в сказители, смысл инициаций, в том чтобы это произошло. Голос сказителя – голос Божества (ТЭ – ЭЛЬ)! Пробудивший в себе частицу Божества – Само Божество, может пробудить его в других. Т.е. сказитель – будда – пробуждающий, бодхисатва – божество в человечьем обличии. Таков архетипический образ сказителя от Божества, мира божеств – пантеонов!

17.07.16 г.