Освобождённый С. -Готард

Анатолий Авдеевич Дивильковский
СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник составил Ю. В. Мещаненко*


                А. Дивильковский


                ОСВОБОЖДЕННЫЙ С.-ГОТАРД

                (Письмо из Швейцарии)

                (Стр. 315 — 329)



ХРОНИКА. - ОСВОБОЖДЕННЫЙ С.-ГОТАРД     315




   Тремя жгучими злобами дня волновались швейцарские демократические массы в течение немилостивого 1911-го года; общим подорожанием жизни (правда, далеко не достигающим уровня Германии или Австрии), законодательным страхованием от болезни и - “освобождением” С.-Готарда.

   И все три переходят в наследство сомнительно-улыбающемуся новому году.

   Впрочем, страхование от болезни, так или иначе, разрешится референдумом 4-го февраля нов. ст. Вздорожание жизни – материя чуть ли не всемирного свойства, следовательно, для Швейцарии не характерная. Зато С.-Готард – здесь сходятся, можно сказать, все нити бытия Швейцарии, как таковой. И вот этот-то ее центральный нервный узел приходится ей теперь освобождать от чужих влияний. Не надо удивляться, поэтому, той атмосфере повышенной нервозности всего народа, в какой совершается здесь, вот уже третий год, дело выкупа в казну С.-Готардской дороги. Этот выкуп – своего рода увенчание здания. Он завершает собою общую национализацию железных дорог, предпринятую Швейцарией еще в 1897 г. И если эта национализация встретила вообще на своем пути немалые затруднения, то уж с С.-Готардом стране пришлось претерпеть мучения от жадной и сильной компании и от “субсидировавших” ее наций – мучения, знакомые каждой мухе, неосторожно запутавшейся в сетях хитрого паука. Дело в том, что в свое время постройка С.-Готардской



316                ВЕСТНИКЪ ЕВРОПЫ



дороги (т.е. тоннеля и ведущих к нему от Цюриха и Цуга и из Италии путей) могла быть осуществлена лишь с затратою десятков миллионов франков a fonds perdus (безвозвратных пособий) со стороны заинтересованных стран. Это было в 1869-78 гг. Германия и Италия, как государства, находились тогда, так сказать, еще in statu nascendi и торопились подать друг другу руки через Альпы для скорейшего и теснейшего политического и экономического сближения. Стараниями Бисмарка, по двум конвенциям, Готарду (так называют здесь эту дорогу для краткости) было обеспечено со стороны Италии 55 млн. фр. И Германии 30 млн. фр. Со своей стороны Швейцария предоставила 28 млн. фр.; затем еще на тоннель Монти-Ченери, близ итальянского конца дороги Швейцария выдала 3 млн. и Италия 3 млн. Таким образом, на долю Швейцарии пришлось 31 млн. фр., а на долю ее добрых друзей – 88 млн. фр., почти втрое больше. Естественно, что через 40 лет друзья припомнили-таки швейцарским детям свою доброту к их отцам, которые были уверены, конечно, что совершают преблестящую сделку.

   В 1904 г., сообразно с пунктами концессии, Союзный Совет объявил Готардской Компании выкуп в ближайший выкупной срок – 1 мая 1909 г., и сообщил об этом заинтересованным державам. Державы 5 лет молчали, как будто дело их вовсе не касается, и вдруг заговорили лишь в феврале 1909-го года, когда все уже было приготовлено к сдаче дороги: они стали оспаривать за Швейцарией самое право выкупа без их верховного согласия! Тут только почувствовали дети, в какую кабалу завели их дружеские услуги отцам.

   Союзный Совет пришел в смятение. Остановить дело выкупа было уже невозможно: оно шло автоматически, в силу пунктов концессии. Да и “освободить”  Готард для Швейцарии – насущный вопрос. Пренебречь же мнением тяжеловооруженных опекунов Готарда было еще менее мыслимо. Совет, впрочем, хорошо понимал, что со стороны Германии и Италии “непризнание” суверенного права Швейцарии на выкуп – лишь пустая форма, лишь “дипломатия”; а под дипломатией кроется попытка вымогательства каких-либо реальных, и, вероятно, немалых уступок. Поэтому, отделавшись от формы формальным же оружием – ученым меморандумом известного цюрихского юриста проф. Мейли, где непреклонно отстаивалась полнота суверенных прав Швейцарии – Совет поспешил, скрепя сердце, пригласить соседушек в Берн на конференцию для выработки новой готардской конвенции. И “распо-



ХРОНИКА. - ОСВОБОЖДЕННЫЙ С.-ГОТАРД        317



ложен” был уже наперед к обширному и смиренному самопожертвованию.
   Таково уже существо современной дипломатии. Под маской формального, китайски-учтивого равноправия суверенных государств, - бесцеремонное вымогательство со стороны сильного, бесправие слабого. Ничем не лучше походов Игоря на древлян.
   “Компенсация”, вырванная у Швейцарии во время переговоров, превзошла все ожидания. Во 1-ых, союзные “великие державы”получили, по 12-му пункту новой конвенции, значитеное пониженик т. наз. “добавочной таксы” для своих товаров на собственно-горных участках дороги (где уклон превышает 15%). Союзный совет исчисляет эту дань в пользу Германии и Италии в 975.000 фр. Ежегодно, начиная с 1910 г., и в 1.425.000 фр., начиная с 1920 г. – и уже навсегда. В действительности, дань эта окажется много выше, в виде постоянного роста движения. Во-вторых, еще серьезнее “компенсация” по пунктам 11-му и особенно 8-му. Выговорив себе в п. 11-ом сохранение, почти безусловное, ныне действующего основного тарифа на транзит товаров, Германия и Италия пунктом 8-ым установили для себя право “наиболее благоприятствуемой державы” по отношению к тарифам не только Готарда, но и всех других швейцарских дорог. Швейцария не может понизить какие бы то ни было транзитные тарифы на своей территории, не даруя того же понижения Германии, и Италии.

   Все это имеет смысл уже далеко не одной только экономической льготы, прямого вмешательства в железнодорожную политику Швейцарии и контроля над нею. Иначе сказать получается весьма чувствительное ограничение того самого политического суверенитета, о котором так хлопотал д-р Мейли в своей юридически неопровержимой записке. Особенно пикантной делается эта история с “компенсациями”, если прибавить, что на самом-то деле “компенсировать” было решительно речего, ибо от перехода в казну Готарда ни Германия, ни И талия ничего не теряли, если не считать совершенно ничтожных или проблематических прав на участие в супер-дивиденде Компании и на понижение таксы при особо благоприятных результатах эксплуатации (свыше 8% дивиденда), каких не встречалось на самом деле за все 30 лет существования тоннеля.. Что же касается старинных субсидий, то с этими fonds perdus решительно никогда не связывалось мысли о каком-либо их возмещении, как о том громко заявил сам германский министр иностранных дел фон Шен в рейхстаге, 7 марта 1910 г., в речи по поводу новой конвенции. Он сказал,  что условия этого



318                ВЕСТНИКЪ ЕВРОПЫ
 
               

“подарка при крещении” выполнены уже самой постройкой Готпрда. Следовательно, вновь добытые “компенсации” являются тоже своего рода свадебным подарком по случаю союза швейцарской вдовы с Готпрдом. Только, вопреки обычаям, здесь дарит счастливый жених блегородным свидетелям неведомо за что. Существенная разница от первого подарка, весьма выгодная для дарителей.
   Не удивительно, что Бернская конвенция вызвала против себя массовый протест в Швейцарии. Она была быстро ратифицирована германским рейхстагом, но в швейцарском парламенте откладывается до сих пор, с сессии на сессию, под тем предлогом, что все еще не ратифицировала конвенцию Италия, на деле же – из страха перед ярко-выразившемся народным негодованием. Народ считает достаточною жертвою за свободу С.-Готарда уже и те лишние 38 милл. Фр., которые Готардская компания (главные акционеры – тоже немцы) успела перехватить с Союза в виде “компенсации” за... трудное положение страны в неравном споре1).

   С.-Готард имеет центральное значение для Швейцарии во всех смыслах и издавна. Геологически и географически С.-Готард принадлежит к древнейшему ядру всей системы Альп и представляет, так сказать, ключ ее строения, только здесь смыкаются в одной точке более или менее параллельно идущие гранитные валы самых высоких, центральных цепей. Здесь, поэтому - и самый короткий переход от северного склона гор к южному. Но нельзя сказать, чтобы самый удобный. Доступы к нему, особенно с севера, от каньона Ури, необычайно затруднены: глубокие пропасти, темные тесные ущелья, отвесные стены скал...

   Достаточно упомянуть такие места, как Чертов мост, Val Tremola, “Пекло” (в ущелье  бешеной реки Рейса). В силу этого проход С.-Готарда долго был неизвестен, несмотря на сравнительно небольшую высоту (2112 метров), и жители искони пользовались обходными путями через соседние, частью более высокие перевалы. Только около 1218-25 г. С.-Готард был открыт – как открывают теперь полюсы или какие-либо Транс-Гималаи, в Тибете – открыт монахами-пилигримами, ходившими из Германии в Рим. Они же и окрестили его именем святого епископа Готарда из Гильдесгейма (в северной Германии) – воспоминание о кровной связи тогдашней Швейцарии с германским миром.


__________________


1) Всего уплачено Компании за Готард, по состоявшемуся летом 1911 г. “полюбовному соглашению”, 200.840 тыс. фр., да еще 6 милл. “agio”, - вместо первоначально начисленных 168 милл.



ХРОНИКА. - ОСВОБОЖДЕННЫЙ С.-ГОТАРД      319



   Сейчас же по открытии, Готард сделался главной торговою дорогой между Севером и Югом,  и этому-то обстоятельству обязана Швейцария самим своим существованием в виде отдельного государства.

   Швейцария, словно наш Соловей-разбойник, залегла горным гнездом на прямохожей-прямоезжей дороге Европы, Ведь именно в долине Ури и примыкающих к ней, именно в конце того же  XIII в. развился первый зародыш теперешней Конфедерации.
   Держа в руках Готард, ключ от Альп, «товарищи по клятве» (Ди Айдгеноссен) заняли центральную политическую позицию и в борьбе императора с папою, в борьбе растущей буржуазии с клонящимся к упадку феодализмом.

   Вот — первый, материальный источник удивительного превосходства этой республики коровьих пастухов над окружающими воинственными монархиями.

   Ещё в ту пору, следовательно, Швейцарии выпала роль существенно-важного звена в международных хозяйственных и политических сношениях.
 
   Благодаря своему Готарду, она сохраняет эту роль и сейчас.

   Однако, нельзя не видеть, что значение его теперь несколько иное, чем в те былинные, богатырские времена. Если в 13 — 15 веках все окрестные нации стали питать страх и почтение к Вильгельмам Теллям и Винкельридам, обладавшим Готардом, то теперь из-за того же Готарда, Телли и Винкельриды скорее попадают в состояние как бы экономического вассальства по отношению к соседям. Так меняются времена.

   Чья же вина в этой разительной перемене?

   Для ответа на тот вопрос достаточно сравнить тот старинный, пешеходный, естественный Готардский проход с нынешним тоннелем и всеми депендэнсис (депендэнс — зависимость, фр., прим сост.) последнего.

   Старый путь шёл через самую голову С.-Готарда. От дер. Гёшенен, где нынешний тоннель, на высоте одного километра с лишним, проникает в каменную грудь массива, чтобы выйти через пятнадцать километров (20 — 30 минут бега поезда), в Айроло, прямо на свет полуденного солнца, — старая дорога поднимается в глубоком и жутком ущелье, таком тесном, что некогда урийцы поставили здесь железную дверь и запирали её на ночь, преграждая путь для тёмных замыслов миланского герцога. Дорога здесь была тропинкой по карнизу отвесной стремнины, где едва лишь могла ступить нога пешехода да мула. Кое где мостики через пропасть, и там, внизу, клокочет пена Рейса. Сколько людей и мулов обрушивалось в эту пену, сколько их похоронено под лавинами и обвалами!



320



   Таков подъём на Готард, как с этой стороны, так и от Тессна, по долине Вал Тремола. Но ещё гораздо страшнее сам пращур Альп — Готард.

   Его пейзаж совершенно разнится от обычного альпийского пейзажа: нет здесь великолепных пастбищ, роскошно-ярких цветов рядом с фосфорически сияющими ледниками; нет радостных, лазурных озёр. Здесь, на верхнем плато, вы проходите мимо гигантских, каменных кладбищ и развалин, голых, серых.

   Вид оскаленных вершин Готарда однообразен и дик. Выберетесь из них — оттуда не видно ни зелёных долин, ни культурных растений, никаких следов присутствия человека.

   Посреди скал и болот прячутся озёра, вода которых — молочная или чёрная. Пустыня и лёд, словно у полюса. И растительность здесь — характерная северная: бурые ковры низенькой ивы, ползучей азалии и тому подобное; не то — сибирская тундра, не то — норвежские высокие «фьельды». Соответственно этому устрашающему пейзажу и дорога была крайне опасна. Она идёт дикими уступами, из которых один, самый высокий — Планген — славился, как кладбище целых караванов. Снег зимою достигает 15 метров вышины, и всё лето местами не тает, грозя лавинами.

   У одного из нелюдимых озёр стоит убежище (хоспис), помнящее своего героя Феликса Ломбарди, отдавшего в прошлом веке всю жизнь делу спасения прохожих.

   Правда, в 19 веке было построено здесь удобное шоссе, но оно только отчасти смягчило трудности и опасности Готарда. Считалось, что каждую зиму гибло здесь всё же не менее 3 —4 человек, часто гораздо больше. Проведение тоннеля и железной дороги всё перевернуло. В то время, как в Андерматти или на озере Селла (300 метров и 1100 метров над тоннелем) бушует вьюга, вы спокойно мчитесь в спальном вагоне или вагоне-ресторане даже не прерывая чтения газеты или вашего завтрака при свете электричества. Также и в ущельях Рейса и Тичино вы менее, пожалуй, терпите от капризов природы и погоды, чем где-нибудь на равнине, ибо всюду защищены от ветра, лавин и обвалов солидными навесами. 55 добавочных тоннелей обходят встречные препятствия; 7 из этих тоннелей вьются улиткообразными спиралями и восьмёрками внутри гор. Да, недаром поработала тут рука рабочих в течение 10 лет; две сотни их положило свою жизнь на работе по строительству одного главного тоннеля; сам герой тоннеля, инженер Л. Фавр, умер в нём, не дождавшись конца и затратив всё своё состояние, так как компания одно время лишена была средств. Компания, разумеется, так и не вернула потраченных восьми миллионов его наследникам и доверителям. На людских костях и слезах стоит и это дело. Впрочем, в Гёшенене строителям водвигнут художественный памятник («Жервы труда»)...                               


321


   Движение поездов здесь громадно.

   Проезжая, вы можете видеть из окна сразу несколько поездов, следующих за вами и идущих впереди. Словом, всё поразительно в этом образце укрощения человеком его дикого врага — природы. Но это-то укрощение, эта-то победа сделались ближайшим источником тягостной зависимости современной, высококультурной Швейцарии от чужеземцев, тогда как её варвары-предки, рискуя сто раз своею жизнью на Поповском прыжке или в Урийской дыре (названия мест по дороге к Готарду) господствовали с гор над долинами внизу. Ужас и дикость нетронутой природы были лучшими союзниками свободного человека, чем высокое современное развитие его собственных производительных сил!

   А между тем, дело простое. Если в прежнее время обладание готардским торговым путём дало швейцарцам впервые возможность освободиться от всякого феодального подданства, то в связи с этим они отнюдь не сделались торговцами по преимуществу, как  случилось с Венецией, Португалией, Голландией, затем Англией. Швейцарцы остались почти неизменно тем же наивным и первобытным, общинно-пастушеским и охотничьим народом. Пошлины за товар, провозимый через их проходы, были — наравне с «отхожим» заработком в военной службе у папы, у французского короля, у императора — лишь подспорьем к их домашнему, патриархальному промыслу.

   По всем главным статьям своего простого быта, кроме разве хлеба, они всегда имели «всё своё» и ни в чём не нуждались. Торговые их города — Базель, Люцерн — имели лишь второстепенное значение в сравнении с Венецией и Генуей, с Амстердамом и Антверпеном, даже с Аугсбургом и Франкфуртом. Словом, страна отнюдь не была превращена в частичку, в клеточку международного рынка.

   Между тем, все эти великолепные тоннели и «улитки», рельсы и тяжёлые, горные локомотивы сделали теперь из Швейцарии именно такой подчинённый орган огромного капиталистического организма. Государственные границы сохраняются, сохраняется двусмысленный дипломатический декорум, но на деле внутри самой страны  может с большей или меньшей свободой распоряжаться иностранный капитал, а за ним и иностранная политика, в силу своих непререкаемо-суверенных интересов.



322


   На чём основаны «права» германского капитала внутри Швейцарии, лучше всего видно хотя бы из следующих данных, заимствованных нами из «Географического словаря Швейцарии». Для 1900 — 1904 годов годовая средняя иностранных товаров, проходящих через Швейцарию вообще, была пять миллионов квилов1), ценностью 600 миллионов франков. Доля Готарда в этом транзите, начиная с 1887 года установилась в 70%, а в 1904 году развилась даже до 72,5%. При этом товары разных стран проходили Готард в таких пропорциях (по отношению к общему транзиту)


                Доля общего транзита, %
                1887 г. 1904 г.
Железо германское                36,68 15
Уголь                11
Машины                4,37 5,5
Хим. Продукты                7,88 3,2
Др. Товары                8,4
 
Итого ввоз Германии в Италию через Готард                48,93 43
Итого ввоз Бельгии и Англии в Италию через Готард         8,14 8,1
Итого вывоз Италии в Германию, Бельгию и Англию через Готард 9,52 19,5
Итого германско-итальянский транзит через Готард        66,59 70,6
Итого большая часть франко-итальянского транзита         3,3 1,9
 
Всего, в круглых числах                70      72,5


   Для 1905 г. тот же итог, в % общего транзита, выражается цифрой  71,32%. Следовательно, Германия и её интересы царствуют крайне устойчиво и самодержавно над Готардом. Готард существует прежде всего для Германии, для её торгово-промышленного капитала, в особенности же для питания итальянской промышленности  германским углём и железом, германскими машинами. Прибавим, что из Бельгии и из Северной Франции, идёт через С.-Готард опять таки преимущественно уголь и железо для Италии (Ломбардия). Правда, из таблицы можно как будто заключить, что германский провоз в Италию насущных материалов и орудий современной промышленности ослабел с 1887 года по сравнению с провозом товаров из Италии. На самом деле, однако, это вовсе

1) 1 метрический квинтал (метрический центнер) = 100 кг
2) В 1905 году транзит возрос до 5.900 тыс., а в 1907-ом до 11.170 тыс. квинталов стоимостью 1.131 млн. франков, т.е. увеличился вдвое. Доля Говарда осталась прежней.


323


не означает уменьшения общей суммы германского транзита, которая, напротив, значительно возросла. Италия усилила вывоз в Германию особенно важных фруктов: апельсинов, лимонов, фиг, миндаля и др.; немцам, следовательно, «капитал позволяет» теперь раскошелиться и на десерт. Железо и уголь — дело чёрное, да прибыльное.1)

   Для Италии Готард, конечно, также имеет первостепенное значение: вся новейшая промышленность Милана и Ломбардии расцвела , как цветок, на этой ветке, протянувшейся сквозь горы от мощного ствола с берегов Рейна. Но тем неоспоримее всё же остаётся, так сказать, германское подданство Готарда.

   И это роковое обстоятельство привело с собою и для всей Швейцарии, наряду с небывалым подъёмом в ней хозяйственной жизни, тесную координацию последней с хозяйством Германии.

   В 1870-х годах Швейцария переживали крайнее расстройство в делах.
   В особенности железнодорожное строительство оказалось убыточным и бесплодным. «Дар» Германии и Италии был для неё, при этих условиях, счастливым выходом. Открытие Готарда в 1882 году сразу оживило, как орошение оживляет засушливую местность — все углы страны, примыкающие к готардским путям. Именно с тех пор север и восток Швейцарии, от Базеля до С.-Галлена, от Берна и до Цюриха и Гларуса сделался главным бассейном её материальной культуры.
   В таких захолустьях, как Аппенцель-Иннерроден и соседние местности, где недавно только пастухи горланили своё дикое «йодли», и теперь ещё пугают взор колоссальные головные уборы женщин, капитал организовал лихорадочную деятельность «домашней промышленности» тонких вышивок, нередко с участием самых усовершенствованных машин.

   Нечего и говорить о мануфактуре Цюриха, С.-Галлена, Винтертура, Базеля. О темпе развития последней даст нам понятие, например, рост города Цюрих (с предместьями), начиная с 80-х годов. За 12 лет — с 1888 по 1900 гг.. население здесь увеличилось на 59,3%; с 1900 по 1910 г.г. — на новое 27,7%, всего за 22 года — на 87).

   Цюрих—округ имеет сейчас 225.908 жителей (в 1900 г. — 176.941), давно обогнав Женеву (155.764 жителей, в 1910 г., во всём кантоне), прежде — самый большой город Швейцарии, да и сейчас весьма оживлённый торговый пункт.



324



   Оплодотворяющее влияние Готарда на Швейцарскую экономику признаёт и Союзный Совет, в послании 1909 года: «Можно с полным правом и с удовлетворением сказать, что результаты, полученные благодаря С.-Готардской железной дороге, не только осуществили надежды швейцарского народа, но ещё даже их превзошли. Торговля и промышленность получили мощное развитие в полосе Швейцарии, находящейся под влиянием готардского движения. В местностях, где проходит эта линия, количество путешественников растёт из года в год».

   Союзный Совет доволен, как видите. Прибавим, однако цифры, иллюстрирующие это удовольствие и с другой стороны. Какими материалами пользуется швейцарская мануфактура на своих фабриках? Ответ: за исключением американского хлопка либо итальянского шёлка-сырца, — германским углем, железом, частью и машинами. Ибо своего угля и железа Швейцария имеет так же мало, как хлопка и шёлка.
   
   Германского угля ввезено сюда в 1907 году 2.305.000 тонн, железа — 237.000 тонн на сумму 103 млн. франков, т.е. ещё больше, чем мы видели для Италии. Отражённое действие Готарда оказывается ещё сильнее его прямого действия.

   В книге Т. Геринга «Политическая экономия Швейцарии», откуда взяты эти цифры, поглядеть ещё цифры швейцарской внешней торговли вообще. Целых 32% швейцарского ввоза за 1907 год приходилось на Германию — 551.326 франков, на следующем месте — Франция, с 17,63%, причём больше половины этой суммы составляли фабрикаты и, прежде всего, машины, затем идут уголь и железо. 24,45% вывоза идёт тоже в Германию (16% — в Великобританию, 14% в Соединённые Штаты, 10,5% во Францию), на сумму 281.868 миллионов франков. Большая часть вывоза в Германию тоже состоит из фабрикатов, преимущественно полуфабрикатов.

   Итак, обмен Швейцарии и Германии носит, скорее всего, характер внутреннего обмена, какой существует в пределах более или менеее однородной промышленной области. Притом, швейцарский округ рейнской промышленности (если можно так выразиться) почти целиком работает материалами и орудиями, произведёнными Германией, и, работая, имеет в виду, прежде всего, ту же Германию.
   Если привлечь сюда ещё «промышленность иностранцев» (туризм), играющую весьма серьёзную роль, так как именно он


325


её валовой доход, в 180 — 200 миллионов франков служит, в первую очередь,  для покрытия ежегодного пассивного сальдо швейцарского торгового баланса; если отметить, что в последние годы именно немец-турист заполоняет летом отели в горах, и, в количестве 37%  из числа всех иностранцев поддерживает эту специально-швейцарскую промышленность, давно оттеснив на задний план англичан, — то германский капитал окажется ещё более повышающим свой «счёт на Швейцарию». Наконец, финансовый немецкий капитал в последние годы наводняет страну. Хотя и Швейцарцы издавна пускают свои капиталы в дальние гастроли (в том числе немало помещают и в России), для сбора дани с мало денежных варваров, но всё же, например, Геринг не без затаённого страха говорит: «Значительное количество акций и облигаций швейцарских железных дорог эмигрировало за границу и займы государственные, кантональные и общинные покрываются другими странами в такой мере, что можно сейчас сомневаться, уравновешиваются ли швейцарские фонды, помещённые за границей, чужими ценностями помещёнными у нас».

   И здесь немцы — тоже далеко впереди всех.

   Всё это имеет, конечно, свою «отрадную» сторону: льётся в Швейцарию чужой капитал, значит ему тут выгодно, прочно, тепло и уютно. Значит — дела кипят. Но вот вопрос: откуда он льётся и почему так обильно льётся? Льётся, повторяю из Германии, потому что там за последние годы создался гигантский фокус сконцентрированного капитала, втянувший в свою орбиту сравнительно слабый швейцарский капитал. И вот последний обращается в смиренного спутника первого, а первый всё больше сквозь сети своей живой сети, имеющей свойство пробуждать всюду жизнь, запрягать дикую природу на службу человеку, просовывать свои жадные, сосущие щупальцы, щупальцы верхарновского Города-Спрута.

   И поклоняется германским миллиардам здешний мелко плавающий»национальный» капитал, и, устами Союзного Совета, лепечет об «осуществлении надежд швейцарского народа», лелеянных при постройке Готарда.

   Правда, не так розово настроение Союзного Совета в другом, новейшем его послании , 30 августа 1911 года, предлагающем палатам ратифицировать договор с Готардской Компанией о выкупе. Здесь признаётся уже, что «сделка не очень блестяща», но Совет принуждён был пойти на «некоторые жертвы» (в 25% к вычисленной, по вполне ясным условиям концессии, цене), так как «наибольшая часть акций находится в руках иностранных держателей».



326



«Недоверие» последних к Швейцарии, в случае обращения к суду, опять таки предусмотренного концессией и, несомненно для компании весьма неблагоприятного, вот это «недоверие», представьте себе, несло бы с собой «опасность для национального кредита»!

   Это мало логичное суждение станет совершенно прозрачным, если примем в расчёт, что в правлении и затем в ликвидационной комиссии компании главный вес имели директор берлинского Дойче Банк и представители франкфуртских и венских банков. Тем интереснее следующий, добавочный аргумент Союзного Совета: «Совету приходилось считаться и с соображениями справедливости... и другими того же рода», которые «были также приняты во внимание во время национализации других железных дорог». Дело в том, что и в 1901 году, швейцарское союзное правительство приплатило, сверх счёта компаниям Центральной, С.-Восточной и «Швейцарского союза» за их дороги 10% (81 миллион франков приплачивала ещё и потом остальным двум компаниям, и всё — ввиду «опасности для кредита» в случае «недоверия иностранных держателей»).

   А теперь эта несомненнейшая лихва и насилие подобострастно именуется уже «справедливостью».

   Я, конечно же, не обвинительный акт пишу Союзному Совету. Где уже нам, россиянам, покушаться на это! Нам знакомы такие «уступки» финансового свойства по займам в Париже, Берлине и проч., что извиняющийся тон Союзного Совета заставляет нас только по-русски ухмыляться в бороду. 10%, 25% — да ведь швейцарцы за то получают в руки золотой тоннель Готарда! А мы-то? Амурскую дорогу? Тоннели Круго-Байкальской?... Нет, я хочу только показать, к каким поворотам способен человеческий язык, когда люди сами от себя стараются скрыть горькую истину.

   Но в швейцарском народе нашлось достаточно людей, умеющих смотреть в глаза и горькой истине и не желающих фаталистически ей подчиняться. Общественное мнение страны ждало лишь окончания переговоров и выяснение отношения других парламентов к конвенции, чтобы поднять свой голос; здесь призывали действовать без лишней торопливости, чтобы ею не поколебать веса своего выборного Бундесрата в глазах соседей, в самый момент переговоров. Кроме того, дело выкупа Готарда само по себе снискало безусловное признание широких масс, и боялись неосторожно ему повредить1).

1) Так, на рабочем конгрессе 1898 г. выкуп железных дорог был принят с энтузиазмом: «Швейцарские железные дороги — швейцарскому народу!», провозглашали ораторы, хотя уже в то время секретарь ассоциации железнодорожных служащих Риматэ говорил, что «Готард обещает печальные сюрпризы».



327



   С 1909 года создалась огромная литература по Готарду, из которой особенно выделяются статья фрейбургского ректора Жана Брюна в «Ревю де Дё Монд» и д-ра Штейгера и Председателя Национального Совета проф. Вирджиля Росселя в цюрихском журнале « Виссэн унд Лэбэн». Все они отнеслись резко отрицательно к конвенции. 29 сентября 1910 года представители самых больших газет Швейцарии — «Бернер Тагеблатт», «Цюрихер Пост» и «Жюрналь де Женеве» — созвали в Берне первое организационное собрание для устройства митингов протеста против конвенции «без различия партий», как говорили ораторы. Инициатива эта имела широкий резонанс. Больше полугода по всей стране шли митинги, рефераты и прения, причём официальные защитники необходимости «поклониться пониже силе» далеко не приобрели лавров победы. Сам союзный советник (министр) по департаменту почт и железных дорог д-р Форрер — один из трёх участников конференции с Германией и Италией признался, что новый договор ведёт к некоторому ограничению суверенитета Швейцарии.

   Митинги сопровождались собирание подписей под петицией Национальному Совету (по Конституции договоры не подлежат ни референдуму, ни «инициативе», так что возможно лишь косвенное «с улицы» давление на парламент). Летом 1911 года набралось уже более ста тысяч подписей. В петиции граждане требуют от палат не ратифицировать конвенцию в данном виде, так как она грозит независимости и нейтралитету страны; требуют возвращения акта Союзному Совету для пересмотра. Интересен состав митингов и подписавшихся под петицией. Он, конечно, «пёстрый», беспартийный, но преобладают, с оной стороны ярые швейцарские патриоты-протестанты и консерваторы (так называются здесь «либералы» и «демократы» — названия партий в Швейцарии весьма запутаны и не точны), с другой стороны социалисты — сторонники «Интернационала» и католики-ультрамонтале! Всех подняла на ноги опасность со стороны чужого завоевателя-капитала. И если консерваторы вели свою преимущественно литературно-профессорскую кампанию чинно и солидно, то социалисты и клерикалы, привычные к агитации в массах, применяли более громкие способы.

   Дело дошло даже до суда. Две газеты: «Бернер Тагевахт» (социалистическая) и «Нойе Цюрихер Нахрихтен» (католическая) перепечатали из английской газеты «Ивнинг Ньюс» корреспонденцию из Швейцарии, где говорилось, что даже «воробьи с крыши» кричат о «германском золоте», склонившем швейцарских делегатов к подписанию конвенции; сбда же пристёгнут был и федеральный судья Винклер



328



(он значительно содействовал устраиванию процесса о Готарде с компанией и развязке дела путём соглашения), — «последний боец за конвенцию» и «адвокат чужих стран».

   Союзный Совет привлёк дерзких редакторов к ответу. В мае 1911 года суд приговорил социалиста Гримма к штрафу в 500 франков с заменой ста днями тюрьмы и к 2/3 судебных издержек, а католика Фишера, как позаимствовавшего уже статейку от социалиста —к двумстам франков (сорок дней тюрьмы) и ; издержек. Сверх того решено уплатить министру Форреру, за бесчестье, двести франков. Социалист предпочёл казённую квартиру, куда и был немедленно водворён.

   Следовательно, дело не обошлось без жертв. Впрочем, не с одной лишь стороны.

   Какая-то тень, по-видимому, — не вполне безобидного характера, осталась после суда на главном директоре С.Б.Б. (Швейцарских Союзных Дорог) Вейссенбахе. Стали настойчиво говорить о его уходе, который осенью, действительно и состоялся.

   Конечно, иностранцу ближе судить об этом деле нельзя. Характерно лишь то, что народная юстиция, по-видимому, была чувствительна на германские вымогательства.

   Так президент Союза в 1910 году, адвокат Коктесс, на днях вышел из подписантов конвенции без особых, казалось бы, поводов; он — один из пописавших конвецию.

   Зато Форрер, бывший, по-видимому, противником подписания и лишь подчинившийся большинству, выбран президентом на 1912 год.

   В Швейцарии, как мне приходилось уже говорить, сердитая  игра демократических «живых волн» далеко не оставляется без внимания он лу лион (верхнего звена, фр. прим. сост.). Игра эта приносит не только ропот народный к ступеням федерального дворца; она приносит туда и силу сопротивления против царя нынешних рынков и правителей — капитала. Рокочет народная волна — и принуждён, хоть неохотно, отступать со своими щупальцами спрут-капитал. И в деле освобождения Готарда массовое движение сыграет, конечно, немалую роль.

   Покамест, дело остаётся, по французскому выражению, «на воде». Скоро три года, как подписана конвенция, а всё ещё она не утверждена палатами, хотя выкуп уже окончательно принят в декабре и компания, набив себе карманы народным золотом, удалилась на покой. Неожиданную помощь получил швейцарский народ со стороны итальянского народа. В Италии парламент тоже отложил в дальний ящик конвенцию и ломбардские торговые палаты единогласно высказались против неё.
 


329



   Впрочем, это уже выходит из рамок моего письма; скажу лишь, что в Италии жалуются на Германию выговорившую для себя одной львиную долю всех выгод от Готарда. Таким образом, далеко не слишком страшными являются угрозы официозной «Норддойче Альгемайн Цайтунг», что-де, в случае непринятия конвенции, Германия снова поднимет вопрос о праве Швейцарии выкупить Готард баз согласия «субсидировавших держав».

   Освобождение Готарда, худо ли, хорошо ли — факт совершившийся. И дипломатия лишний раз убеждается в невозможности впредь вести дела по произволу, за спиной масс. Быть может, при дальнейшем росте политического сознания «улицы» и сам капитал принуждён будет считаться с этой беспокойной улицей значительно больше, чем до сих пор.


А. Дивильковский**


---------------


Из журнала:
ВЕСТНИК ЕВРОПЫ,  Книга 2,
Птб.,
1912

                Примечания



* Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если в оригинале используется дореформенный алфавит.

** Для цитирования: Дивильковский А., Вестник Европы,  Книга 2, Птб., 1912, С. 315 — 329.