про говорушки

Петро Федорович
     По молодости в нашем кругу исповедовалась философия "чем хуже, тем лучше". Любые погодные катаклизмы, экстремальные приключения, экзотические физические нагрузки считались тренировочным процессом и сбегать воскресным утром, в проливной дождь, километров за пять-семь в ближайший лесок за дикой рябиной было вполне рядовым событием. Если уж совсем откровенно, рябина тоже была всего лишь поводом, просто организм неудержимо тянуло на волю ...

      Десятые числа холодного, дождливого октября ... Лес давно весь оголился и вымок. После двухчасового блуждания по нему я не нашёл ничего похожего на съедобное. Лишь длинный обрезок крученого алюминиевого провода, возможно оставшегося от ремонта высоковольтки неподалёку. Достав компас, я определился с направлением и пошёл напрямую на выход, намереваясь уже где-нибудь поближе к опушке срезать немного можжевельника.

      Буквально через тридцать метров я вышел на небольшую полянку и остановился, поражённый. Всю полянку заполняли грибы. Ровненькие, крепенькие, один к одному, они стояли по спирали, которая отчётливо вырисовывалась в отсутствие травы. "Ведьмины кольца" - неожиданно всплыло в голове. Я немного опешил и даже оглянулся ... На мгновение возникло ощущение присутствия.

      Я срезал ближайший гриб. Это явно была "солонуха", довольно крупная, немного матового, светло-сероватого цвета, с трубчатой ножкой и с плотной, мясистой пластинчатой шляпкой, в середине которой был бугорок. Только этот бугорок и вызывал у меня некоторые сомнения, у "солонух" обычно шляпка впалая. Я понюхал гриб. Запах был приятный, немного пряный, необычный, но "грибной", хоть и незнакомый. Немного подумав, я лизнул срез. В конце концов, до города было около часа хода, пищевое отравление, хотелось в это верить, проявляется обычно часа через два ... Но язык не испытал никаких неприятных ощущений и я окончательно пришёл к выводу, что гриб, скорее всего, съедобный, пусть даже я и вижу его впервые.

      Меня уже охватывал азарт добытчика. Оставить грибы в лесу и вернуться с корзинкой? Далековато, да и найду ли потом эту полянку ... Может завязать в анорак? Помнутся, да и дождь идёт, промокну окончательно. Как ещё? Подумав так с минуту, я почти бегом вернулся к месту, где нашёл провод ...

      Не стану рассказывать, как непросто было раскручивать алюминиевые жилы из провода, распрямлять, ломать, часто-часто сгибая-разгибая, проволоку на заготовки нужной длины и плести, уже подмёрзшими пальцами, корзинку. Нудная работа! Но слегка кособокая, примерно на полтора ведра объёмом, корзинка через час была готова. Я срезал грибы по самую шляпку и плотными  слоями укладывал их срезом вверх. Наконец, на полянке остались только торчащие ножки. В корзине, по ощущениям, было килограммов шесть-семь. Хотя, может быть, я слегка и привираю ... В меньшую сторону.

      Для надёжности я подвязал дно корзинки крест-накрест к ручке "дежурным" репшнуром и направился домой. Моя всепогодная походная шляпа из изрядно потрёпанного и грязного, со следами костра и жизнедеятельности моли, чешского фетра, всё-таки промокла насквозь и холодила затылок. Пользы от анорака вообще давно уже не было, за исключением того, что в нагрудном кармане под молнией лежали ключи от дома. Но ноги были по-прежнему сухими, а настроение боевым и радостным.

      Я замочил грибы в холодной воде, прямо в ванне. Было ясно, что их придётся отваривать - холодная засолка, безусловно, вкуснее, но рисковать здоровьем не хотелось. Да и ждать завершения полного цикла готовности - сорок с лишним дней, было некогда - через три недели мы уезжали на "ноябрьские" скалы и появлялась возможность порадовать друзей оригинальной закуской. Хотя некоторые сомнения в съедобности грибов меня продолжали беспокоить.

      Отваривать пришлось в несколько заходов - большая кастрюля была всего одна, а двенадцатилитровое зелёное эмалированное ведро я решил использовать в качестве засолочной тары. Пока отваривалась первая партия, я метнулся до бабок у магазина на углу. Конечно, они меня не сильно ждали с такими запросами, но несколько головок чеснока, корни хрена с листьями и полпакета смеси сухих укропных зонтиков и семян удалось купить.

      Процесс, надеюсь, вам известен. Минут тридцать варите, сливаете, откидываете, ставите новую партию. В ведро на дно листья и корень хрена, чесночок. Грибы укладываете шляпкой вниз, пересыпаете солью, без фанатизма, каждый слой. После каждого третьего слоя подсыпаете укроп. Мне нравится, когда много чеснока, поэтому, через слой я подбрасывал резаные крупно зубчики. Был бы ещё смородиновый лист, вообще бы было замечательно. Но не было уже у смородины листьев тогда. Ну, а сверху в ведре тоже листья хрена, широкую тарелку вверх дном и на неё груз. У меня для этих целей всегда лежал специальный камень на балконе. Главное тарелку не раздавить.

      Через недельку я разложил грибы по банкам, под полиэтиленовые крышки, и поставил в холодильник. Уже уезжая на скалы, в литровую баночку с грибами, которую брал с собой, я добавил свежего чеснока и залил душистого подсолнечного масла, примерно на палец толщиной сверху ...

      Нам тогда повезло с погодой. Неожиданно в ноябре, в Карелии, отстояли четыре сухих, тёплых, солнечных дня. Мы с Витей выиграли "домбайские связки". За это в заключительный вечер слегка "разлили". Грибы ушли на "ура!". Никто не знал, как они называются, но понравилось всем, хотя сначала народ и осторожничал.

      Только через пару лет я нашёл справочник с картинками и опознал те грибы. Они назывались "говорушки". Условно-съедобные. Именно эти. Прочие говорушки не рекомендовалоь даже пробовать.

      Вас интересует, не было ли тогда у кого проблем после дегустации? Нет. Все остались довольны, здоровы и живы. А что нам, молодым лосям, сделается.

      Вот только Витя* ...

      В Гималаях ...

      * Виктор Степанов. Чо-Ойю, 1998г.