Неслучайная профессия

Вася Смолич
Наверняка, каждый человек за свою жизнь сталкивался с преподавателем, главной целью которого было не научить своего подопечного, не сделать из него юного Кулибина или просто воспитать сознательным гражданином и здравым патриотом своей державы, а самоутвердиться за счёт того, кому по статусу не положено давать серьёзный и неприятный отпор.
  Одним не повезло в школьные годы, и злость вперемешку с ненавистью и яркостью, исходящая от учительницы географии, всю юность мечтавшей стать балериной, вылилась единственной тройкой в аттестате. 
Другие столкнулись с такой проблемой в институтскую пору. Наверняка, здесь каждый вспомнил свою «Ирину Владимировну», которая упрямо считала, что лучше составителя учебного пособия и нее изученный материал не знает никто.
Особо невезучие столкнулись с такими педагогами ещё в детском саду, сопя от ярости и негодования в углу и совершенно не понимая, как можно наказывать за случайно выпавшую из маленьких рук большую ложку, в то время как дети из другой группы весело играли на улице.
Но далеко не каждый задумывался, откуда берутся такие педагоги, и почему не все «Анны Ивановны» одинаково злы и самовлюбленны.
Скорее всего, дело в том, почему человек стал преподавать, обучать или воспитывать.
Некоторые с ранней юности хотели вырастить талантливых учеников, добиться побед вместе со своими подопечными. Они стали педагогами по зову сердца. Такие учителя открыты любознательному детскому миру, они с радостью отвечают на все вопросы, какие только могут возникнуть в голове школьника или студента.
А если с легкостью дать аргументированный ответ здесь и сейчас возможности нет, педагог без стеснения попросит время на размышления, поднимет нужный материал и расскажет, приведя все доказательства, почему же всё-таки «коровы не летают».
К тому же, учитель сам стремится пополнять свои «архивы» новыми документами, узнавать ранее незнакомые ему факты и делиться ими.
Другая категория стоящих на профессиональном распутье людей попадает в преподавательство совершенно случайно, подобно лебеде, выросшей на огуречной грядке.
Эти люди надеялись стать великими бухгалтерами и врачами, писателями и машинистами, но судьба решила сыграть злую шутку…не с ними, а  с их будущими учениками.
Кто-то не поступил на желаемый факультет и на всякий случай подал второй комплект документов в педагогический, а потом с ужасом обнаружил свою фамилию в списке; кто-то, уже имея образование секретаря, не может найти подходящую работу и идет преподавать архивоведение.
Неужели человек, всю жизнь решивший посвятить медицине, может быть, даже тайно мечтавший стать известным нейрохирургом, будет доволен половиной ставки учителя биологии в средней школе?.. Он даже подумать не мог, что вместо того, чтобы спасать жизни, будет обучать их тонкостям вегетативного размножения и дыхательной системе рыб.
Каждый поход на работу превращается в пытку. Мало того, что приходится заниматься нелюбимым делом, так еще и стайка вечно орущей ребятни постоянно путается под ногами. Еще все время приходится напоминать себе ставить оценки в журнал и не материться при классе, хотя иногда последнее сделать практически невозможно. А тут, как на зло, Светка Иванова не отстает с вопросом о хромосомах. Учитель ведь не обязан знать все на свете, тем более, что до этой темы еще 37 страниц учебника нужно пройти.
Естественно, что в таких жесточайших условиях не один человек не будет способен сохранить бодрый дух и хорошее настроение. Поэтому учитель, задетый и обиженный злополучной хромосомой, о которой он, должно быть, впервые услышал от Светки, негодует на всю округу. И ему ничего не остается, как поднять девушку на очередном занятии и дотошно расспрашивать об уже знакомых и совсем недавно пройденных кистеперых и двояко-дышащих, чтобы она не дай бог не подумала, что учителя можно поставить в тупик и чтобы самому в этот тупик не встать, в очередной раз услышав вопрос по генетике.
Из дилетантов получаются лишь хорошие киллеры: они не всегда способны справиться с поставленной задачей. Педагогом по воле случая стать нельзя, ведь на них общество возлагает серьезную и трудную задачу – достойно проводить в жизнь подрастающее поколение.