Ангелы и гении

Татьяна Александровна Андреева
Все маленькие дети – ангелы и гении.  Ангелы потому, что ещё чисты, а гении потому, что в них уже есть всё, что дала каждому конкретному  человеку природа, и даже то, что взрослые со временем утрачивают, как бы за ненадобностью.  Как они ошибаются!  Что Бог дал, всё пригодится.  Родителям только рассмотреть это надо вовремя и развивать дальше.

А малыши они на самом деле всё понимают, только сначала не всё умеют сказать.  А некоторые и говорят.  Моя дочка Маша начала говорить в восемь месяцев, и первое её слово было – «папа», второе - «баба» и, наконец, третье – «мама», я даже забеспокоилась, когда она обо мне вспомнит?  Спустя некоторое время, я удостоверилась, что малыши первым начинают называть того человека, который для них важнее.  Для моей дочки папа всегда был важнее всех, и сейчас тоже.   Бабушка на втором месте – она ближе и понятнее малышу, помните, «что старый, что малый»?  Ну, а присутствие мамы, само собой разумеется, она ещё «плоть от плоти», неотделима, ощутима и всегда рядом.

Совсем маленькой Маша придумала игру, которая была больше похожа на проверку прочности нервной системы взрослых.  Стоя в кроватке, она, будто невзначай, роняла куклу на пол и, глядя на меня невинными глазами, говорила – «упа», то есть, упала.  Я поднимала куклу и отдавала ей.  Через минуту она снова «роняла» игрушку и монотонно говорила своё «упа»!  Этот фокус повторялся многократно, пока моё терпение не лопалось, и к Машиному большому неудовольствию, я просто убирала игрушку.

Вечерами, когда у меня накапливалась постирушка, и нужно было приготовить еду Маше и нам, взрослым, папа брал дочкину любимую книгу-раскладушку в твёрдой обложке с большими и яркими рисунками, укладывал ребёнка рядом с собой поперёк кровати и начинал читать.  Начинал торжественно и чинно с названия книжки: «Цыплёнок»!  Дальше он медленно прочитывал текст до конца и останавливался.  Надо было видеть в это время Машино личико - очень серьёзное и глубоко сосредоточенное. Как только отец произносил последнее слово, Маша говорила – «итай», то есть, читай снова!  И так продолжалось долго, до тех пор, пока папа уже видеть не мог этого цыплёнка.  Но ребёнок просил, вернее, требовал – читай.  И он читал – с конца к началу, со средины к концу, придумывал новых персонажей: корову с телёнком, петуха и куриц, кошек и собак, ворон и скворцов, но главным героем оставался цыплёнок.  Маша слушала с таким вниманием, будто заучивала текст и старалась его понять, как можно лучше.  И поняла.   До двух лет она играла исключительно в цыплёнка.  На нашей большой кровати она делала из пледа «гнездо» и молча, сидела в нём.  А, если я спрашивала, что она делает, отвечала:

- Я – птенц!  Высиживаю птенчиков.  Яйца у меня хаошие-хаошие, кгутые-кгутые!   (У Маши с рождения был диатез и яйца ей давали только сваренные вкрутую, в основном, белок, поэтому она считала, что они самые лучшие).

Дочка привставала в «гнезде» и показывала мне шесть "яиц", маленьких белых, перевёрнутых чашечек от кукольного сервиза!  То есть всё было серьёзно, продумано и исполнено в лучшем виде.  И, конечно же, навеяно чтением книжки «Цыплёнок» и папиными комментариями. 

Представляете, как активно работает мозг и память малыша в это время.  Если бы я думала тогда об этом, то могла бы запрограммировать судьбу своего ребёнка.  К сожалению, не думала.

Кстати, о «Цыплёнке».  Несмотря на то, что Маша впоследствии стала специалистом в области иностранных языков, как я, она до сих пор с восторгом ездит с папой в деревню, работает на огороде и общается со всей окрестной живностью – курами, кошками, собаками и прочими.         

В десять месяцев, сидя у меня на руках, Маша сказала, что любит певицу «Вайкулю»: песни популярной Лаймы Вайкуле тогда часто по радио передавали.  В годик дочка с важным видом ходила по комнате, как по сцене, держа в руках скакалку, и представляя, что это микрофон и провод к нему, при этом, выдавая один единственный звук – «а-а-а-а», то громче, то тише и делая при этом уморительное лицо.  Я спрашивала:

- Что ты делаешь, Машенька?
- Я – Алла Боисовна и пою в театъе!

С годика моя девочка говорила, не переставая, и начала образовывать слова в соответствии со своими малыми знаниями и отсутствием навыков говорения. Например, «голуби прилетяливают», «у меня на учке ожгон» (у меня на ручке ожог), про шишку на лбу – «штучка от стука» (слова «шишка» ещё не знала, зато догадывалась, отчего она появилась).  Если я просила её убрать игрушки, она говорила – «я ленивлюсь».  Если я говорила ей:  «Маша, не шали!», она отвечала: «Никакая я вам, Маша!»  Или, когда уставала, просила: «Зимни меня на учки!»  Магазин называла – «мазгин», холодильник – «хадигак», бабулю – «бабулЯ», картинную галерею - "катинная балеея".  Про себя гордо  заявляла – «Я зенана» (женщина) и Дружконная мамаша (то есть мама любимого деревенского пса, Дружка).  А однажды мы с ней гуляли в сквере у вокзала, там, где памятник с пушкой.  Идём, а навстречу нам бежит ничейная собака, грязная и голодная.  Я Маше говорю:

- Посмотри, бездомная собачка бежит, никто её не кормит, никто не любит.  А она мне в тон отвечает:

- А вон, сдомная собака, со своим мужем гуляет!

Маша росла творческой личностью.  Она отлично рисовала, и я храню все её рисунки, время от времени перебираю их и удивляюсь буйной фантазии маленького человека и отражению в его творениях всего виденного и слышанного вокруг.  Читать и писать печатными буквами она научилась ещё до школы, вернее, бабушка научила. И первым делом стала писать «книги» и выпускать «журнал» под названием «Семейные события».  Первую книжку она нарисовала в 1992 году, когда ей исполнилось шесть лет.  Это была толстая тетрадь с автопортретом на обложке.  Судя по портрету, Маша себя видела с макияжем, модной причёской, в серьгах и в бусах.  Внутри тетради она, в основном, рисовала кошек, рыбок, принцесс и сказочных персонажей – ещё не была уверена в своих письменных навыках. 

В конце этой же тетради записано первое Машино произведение – сказка о старом батюшке и трёх дочерях с рисунками, явное подражание русской народной сказке.   Заканчивается её сказка трагически - гибелью батюшки, жаль, что невозможно передать каллиграфию этого замечательного текста.  Вот он:
 – «гаварила старшая сестра кагже, без, батюшки грусна» (сохраняю орфографию и знаки препинания),  «вторая, сестра, гаварила, кагже плоха, без, батюшки»,  «а третея, сестра, гаварила, кагже скучна без батюшки и, жывут ань ниеладна, и, дела, у ньих, неладна».

Вторая "книжка" (согнутые пополам листки серой бумаги), уже авторская, на ней написано:  Маша Мухина (она у меня под отцовской фамилией живёт), «Книга об овощах», 1992 год.  На выборе темы сказалось влияние бабушки, заядлой дачницы и огородницы, которая возила Машу на дачу с нежного возраста и приучала к сельскому труду.  Надо признаться, что рисунки в книжке мы делали с дочкой вместе, я рисовала – она раскрашивала и подписывала рисунки простым карандашом, большими печатными буквами.  Очень красиво получилось, хоть и однотонно: фиолетовая редька, алая редиска, красный с жёлтым боком помидор, розовое с жёлтым яблоко и зелёная капуста.    Капусту раскрашивала я потому, что здесь важны были оттенки зелёного цвета.

Следующую «книгу» Маша создала в конце первого года обучения в школе.  Здесь с текстом и оформлением уже всё в порядке.  На обложке нарисован «экслибрис» автора, ёлочка в овале, и название разноцветными печатными буквами - «Пушок» (произведение о нашем замечательном и всеми любимом коте).   На первом развороте автопортрет автора в рамке и подпись.   Далее сведения об авторе (причём я ей ничего не подсказывала, всё, что надо ребёнок подсмотрел в других книгах) – Мария Сергеевна.  Сказка.  Я не удержусь и приведу здесь весь текст, небольшой, но яркий:

- водин прикрасный день.  мальнький, глупый котёнок.  пушок.  захател погуьять.  он очень любил лето и он запел.  песню.  я котёнок не простой я котёночек смешной.  котёнку нравилась утренье пение птиц.  он дажэ запел песню потомушто иму очень нравилось это утро.  но вот ктото подашолк котёнку и сказал сдравствуй пушок!  пушок повернулся, и увидел передсобой маленьково утёночка.  ВСЁ».  Обратите внимание, что текст уже вполне связный и логичный.

«Журнал»  «Семейные событиЯ» претерпел три выпуска в 1995 и один в 1996 году, когда Маша училась в четвёртом классе.  Обложка журналов, состоящих из одного сложенного вдвое листка бумаги, оформлялась акварельными красками, вверху располагалось собственно название, под ним, сокращённо в жёлтом квадрате – ССЯ и рядом синий кружок, как я понимаю, для красоты.  Внизу написано: Автор: Мухина Мария Сергеевна.  На задней странице обложки исходные данные, номер, дата и указание издателя – «продукция компании Мухин: Продакшнз». Журнал №1, вышел 8 января 1995 г.  Содержание журнала тоже приведу полностью. 

Вот, собственно, сам текст:

Дружное катание

Сегодня дочь семьи пошла, гулять, она каталась на фанере со своими друзьями, их зовут: Саша Попова и Денис Зюзин.  Они так закатались что даже не заметили как Маша сильно измокла.  (Запятых нет).  Когда Маша пришла домой и нАчала (ударение стоит на А) раздеваться...  Она была вся мокрая вплоть до трусов.

Вчера мать семьи порезала сильно палец. Порез был действительно большой.  Носо времинем всё прошло.

С Новым Годом и рождеством Христовым, дорогие наши читатели.

Следущие статьи читайте в новом выпуске.

«Семейные события». ССЯ.

Чтобы не утомлять моего читателя, закончу это повествование трогательным письмом-поздравлением с женским днём восьмого марта, написанным Машей в пятом классе:

Моя мама

Я не хочу обижать других детей, но моя мама для меня самая умная, красивая, добрая и ласковая.  Иногда она меня балует, а иногда бывает строгой.  Тогда она кричит: «Мухина, убери свои вещи и оставь в покое кота!»  Мамочка много трудится и на работе и дома.  Старается, чтобы нам с папой было уютно и хорошо.  Я люблю свою мамочку!

После пятого класса тяга к письменному творчеству у моей девочки прошла.  А потом, несмотря на мои попытки помочь, и любовь к чтению постепенно исчезла.  И это очень жаль, ведь, как сказал один учёный-генетик - «человека делают чтение и память».  Конечно, у Маши возникли другие интересы и предпочтения, но детская непосредственная гениальность уже не проявлялась так ярко, как прежде.

25.08.2017