Генрих Семирадский. Женщина или ваза?

Алина Алексеева-Маркезин
 Генрих Семирадский.Женщина или ваза? (Сложный выбор). Музей Фаберже в Санкт-Петербурге 

           В 1875 г. Семирадский приступил к написанию полотна «Женщина или ваза?» («Трудный выбор»,  (1875, местонахождение неизвестно) , посвященного теме человеческих желаний, зависимости их от возраста. Старый сенатор затрудняется в выборе между красивой невольницей и старинной вазой, которые ему предлагают фригийские торговцы, рядом с ним стоит его сын, который, не отрываясь, смотрит на обнаженную невольницу, и с первого взгляда ясно, что он ни минуты не поколебался бы в выборе между вазой и молодой красавицей.

      Развивая тему, Г.И. Семирадский вводит в картину скульптуру «Кентавра плененного амуром» (из собрания Капитолийских Музеев), изображающую мучения старого кентавра .

            Картины «Женщина или ваза?» и «Продажа амулетов» были представлены художником на Академической выставке 1875 г. Цена за первую картину опять была очень высока. Объясняя причины этого, Семирадский писал Исееву: " Принимая во внимание время, затраченное на картину, стоимость исполнения всего с натуры, покупку костюмов, мраморов и разных безделушек, словом предметов, не имея которых, я считаю невозможным исполнение произведения серьезного, не попадая в манеру и не заграждая себе пути к дальнейшему совершенствованию - я считаю подобную цену положительно умеренной...

        В одном я не допускаю экономии - в работе: только при расточительности возможно достигнуть в картине впечатления богатства, роскоши; остановиться в картине перед издержкой - это первый шаг к ремесленности, к упадку. Слово “сойдет и так” не должно быть никогда произнесено художником, который не потерял еще веры в свой талант». Картину «Женщина или ваза?» купил варшавский промышленник Кароль Лилпоп.
 
 Последние сведения об этой картине говорят,что она находится в  Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.