Связной

Александр Литий
Я помню как командир партизанского отряда, Порыев, давал мне последнее наставление:
« Один ты будешь, среди врагов, но не бойся, мы, всегда рядом. Твоя задача наблюдать и запоминать.
Каждый вторник и четверг, тебя будет ждать связной возле почты. Он будет в соломенной шляпе, в одной руке подзорная труба, в другой рупор. Подойдёшь к нему и спросишь:
- Вы, кого то ищете?
На вопрос он ответит вопросом:
- Вы, видели здесь бабушку с тремя чемоданами и пятью корзинами?
Ответ:
- Видел, она спешно перешла дорогу и села на попутную машину.
Вопрос:
- Случайно не заметили, что было в корзинах?
Ответ:
- У меня слабое зрение и с памятью плохо. Скажу только на, что обратил внимание. В одной корзине лежал бумажный свёрток, карандаши и пуховый платок. Во второй — гвозди и открытый бутыль с солидолом. В третей были яблоки и несколько банок консервации, а если конкретно, то четыре банки с помидорами и одна банка с малиновым вареньем. В четвёртой — куриные яйца, а в пятой были книги, но сверху лежала газета « Сельская жизнь», от двадцать седьмого ноября 1943 года. ГОСТ 284854, отпечатана в местной типографии за номером 1649. но какого города не разобрал.
 Вот и весь пароль. Да он лёгкий, но конспирация должна быть настолько серьёзной, насколько это возможно. Провала не должно быть.»
 Вот так наставлял меня, командир партизанского отряда. Я пытался всё сделать так, чтоб ему угодить.
 И вот в среду, я вышел на площадь и начал искать почту. Но нигде не мог её найти. Тогда решил у кого то спросить. На площади стоял человек в штатском, но сразу было видно, что это немецкий офицер. Если у него спрошу, он никогда не догадается, что я связной.
Он стоял и о чём то думал, или о чём то размышлял. Что бы не сбить его  с мысли и толку, пришлось ходить вокруг него, пока  меня не заметит. После трёх кругов он по немецки спросил: « Что тебе надо?». Я молчал и продолжал ходить. Нервы, всё таки сдали и он начал орать: « Что тебе надо?». Тогда я прислонил палец к своим губам : « Те-с-с» и поковыряв пальцем в носу сказал: «А где почта и кого вы,ищете? Бабка уехала с корзинами, там гвозди, в сельскую жизнь»
Немец, почему то разозлился, взял меня за шиворот и потащил в комендатуру.
Два офицера посадили меня на стул рассматривать, и читали моё письмо, что я нёс к связному, ещё раз читали, а потом перечитывали. Наконец высокий фриц крикнул:
- Найм?
Я был поражён его чёткости и ответил:
- Нет, я не нанимался.
Второй немец, который чуть разговаривал на русском перевёл:
- Он спрашивает имя, придурок.
- Откуда я могу знать его имя?
- Как твоё имя?
- Александр.
- Так, будем разбираться.
- Я не хочу разбираться, я хочу быть сложенным.
- Кто писал письмо?
- Я.
- Кому?
- Моей племяннице.
- Племянницу зовут Георгий?
- Понимаете, её настоящее имя Груша, но я, как её дядя называю Груня.
- А при чём здесь Георгий?
- Так я же хотел сказать, дело в том, что Груня и Георгий, это как бы созвучно и не обидно.
- Хорошо, где живёт Георгий?
- Там за городом в селе.
- В каком селе?
- Ну я же говорю в селе.
- Название села.
- Это за городом село и называется Село.
Наступила пауза. Они начали между собой говорить по немецки. И один из них закончил диалог торжественной, правда непонятной, фразой: « У нас в Германии, ему дали бы золотой крест за « заслуги фатерланда»
 Как только услышал ихнюю непонятную речь, я стал кричать: « Не надо, я прошу, не надо мне вату в гланды»
Когда прошла моя истерика, допрос возобновился:
- Вы, здесь родились?
- Конечно здесь, - ответил я, чего то вспоминая.
- Тогда я не понимаю одного, почему Вы, подошли на центральной площади к немецкому офицеру и спросили у него, где находится почта? Можете мне это объяснить.
- Всю жизнь хотел пообщаться с немецким офицером. Я знал где находится почта. Мне было интересно, знает ли он, где находится она.
- Ну, что узнали?
- Нет. За то узнал где находится комендатура.
- Так, давайте начнём с самого начала. Сейчас я буду рассказывать, если что то пропущу, напомните или подскажите. Итак, Вы, написали письмо своей племяннице, которая живёт за городом, в селе под названием Село. И хотели его отправить, но не нашли почтовый ящик, обратились к немецкому офицеру. Тот, принял Вас за агента или сказать можно за связного и отвёл в комендатуру. Здесь, мы, прочитали ваше письмо. Я ничего не упустил?
- Вы хотели вату мне в гланды засунуть.
- Нет, это здесь не поможет. Но я хочу, что бы Вы, сами прочитали письмо. Только со здравым смыслом, понимаете?
- А как же.
- Читайте с интонациями и со знаками препинания ми, кстати, Вы, читать умеете?
- Мне в детстве читали книги.
- Ну вот и хорошо,читайте и когда прочитаете, скажите, если сможете — как с Вами поступить.
  Я взял в руки своё письмо и начал с интонациями читать:
« Здравствуй мой уважаемый друг Георгий! С тобой не виделись уже два года. Но я всегда вспоминаю нашу родную школу во Владивостоке. Война, далеко нас закинула от родного края. Хотелось тебе о многом написать, так нельзя. Лучше перейду к делу. Погода стоит здесь переменная, несколько дней назад был град. С продуктами очень плохо, всё дорого. Картошка по 20, помидоры по 40, а огурцы по 80, а именно в квадрате 53, 54, 55.
с ув. Твой друг Александр»
- Вы, спрашивали — как со мной поступить? - Ну, что письмо, нужно отправить племяннице, она его ждёт со второй радиопередачи, а меня отпустить. Это будет справедливо по отношению к комендатуре.
 Они вывели меня на площадь и направились к почте. Один из них опустил письмо в ящик и сказал: « Иди»
 Когда я ушёл, два офицера ещё долго стояли на площади и разговаривали. В конце беседы, они остановились на одной фразе, которая поставила все точки на «и» :
« Этот народ, нельзя победить».