822 Революция продолжается! 06-08 11 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 822. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Революция продолжается. 06-08.11.1974 года.

Фотоиллюстрация из ДМБовского архива автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Этот тот самый комплект ДМБовского аттестата краснофлотца Александра Сергеевича Суворова, матроса, рулевого (1971), старшего рулевого, старшего матроса (1972), старшины 2 статьи и старшины 1 статьи, командира отделения рулевых БЧ-1 (1973-1974), старшины 2 статьи, командира отделения радиометристов ПИП РЭБ РТС (1974), который я примерил на себя в ночь с 7 на 8 ноября 1974 года в «ленкаюте» БПК «Свирепый». Прошло 43 года… Фото сегодняшнего дня – 25 августа 2017 года.

В предыдущем:

Мы в тесном боевом посту корабля были не одни, в это время в тесноте тел и людей велась «бойкая торговля» частями формы одежды первого срока носки, поэтому я не стал «взрываться яростью», но тут же покинул это «годковское торжище» и сообщил Валерке Маховику, где находится его ДМБовский бушлат. К сожалению, я не знаю, что было потом, потому что и у меня опять случилась беда…

Запись в дневнике-ежедневнике…

06 ноября 1974 года. Среда.

До 11 ноября осталось ровно 5 дней. Ощущаю себя как на старте, как тогда, 11 ноября 1971 года, когда мы с братом Юрой, вышли рано утром в туман и пошли наугад по асфальту дороги, надеясь, что услышим шум первого утреннего троллейбуса и остановим его, чтобы успеть на ж/д вокзал на пригородный поезд в Симферополь в Крымский облвоенкомат.

Тогда был сильный туман. Впереди нас нервно цокала каблучками по асфальту какая-то молодая девушка, которая одинаково боялась отдаления от нас, идущих в тумане сзади и нашего приближения к ней. Девушка то ускоряла шаг вместе с нами, то замедляла, если мы тоже медлили идти.

Вечером перед этим мы с братом опять «поцапались», но теперь, играя с этой девушкой «в догонялки», мы вновь почувствовали братское стремление друг к другу и желание пошалить-поиграть с этой девушкой…

Тогда утро стремительно набирало деловые обороты и уже слышались человечьи голоса на троллейбусной остановке впереди. Мы с девушкой впереди пошли свободнее и кто-то из стоящих на остановке, неожиданно громко чихнул: «Ап-чхи!». Только он вместо «хи» чихнул другим русским словом из трёх букв…

От неожиданности каблучки впереди, как от удара бича, быстро испуганно застрекотали по асфальту, а невидимые в тумане люди все разом хором захохотали. Засмеялась и девушка в тумане…

Так начинался тот самый первый день моего трёхгодичного путешествия на военно-морскую службу, на Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Правда, по правилам срок службы начинается официально со дня отправки призывника из военкомата в расположение воинской части (в моём случае – 14 ноября 1971 года), но, по сути, мы все считаем наш срок службы со дня ухода из дома и прибытия в распоряжение военкомата.

Мы, ДМБовские годки призыва осень-зима 1971 года считались днями призыва и гордились тем, что кто-то из нас на несколько дней «моложе», а потому, по сравнению, с «старослужащим» ещё совсем «молодой», на несколько дней, но «молодой»…

Так что я считал свой срок службы от 11 ноября 1971 года, поэтому записал в дневник: «Что интересно, 11 ноября кончается ровно 3 года моей службы. Так что отслужу полностью весь срок. Ничего… Всё нормально. Оленька молчит. Молчит мама. Все молчат. Ну, что же, Саня. Никто тебя не поздравил с праздником (Великого Октября – автор). Так поздравлю тебя я сам! Удачи тебе! Терпения, твёрдости и целеустремлённости во всех твоих планах!».

07 ноября 1974 года. Четверг.

Ну-с, с праздником. По-прежнему всеобщее молчание. Писем нет, но с утра всё «весело». Парад (в Военной гавани ВМБ Балтийск – автор). Наконец-то я не бегаю по кораблю с фотоаппаратом и не смотрю на всё происходящее через маленькое окошко визира, не верчусь, изворачиваясь от встреч с адмиралами, а вижу всё происходящее, как все, своими глазами.

Торжественное собрание в столовой личного состава отменили и ограничились парадным построением и поздравлением командира корабля, замполита и старпома по КГС (корабельной громкоговорящей связи). Поэтому я пошёл в «ленкаюту», в которую у меня теперь доступа нет, вместе с моим сменщиком матросом Васей Хаджавой, но моих альбомов фотолетописи в корабельной библиотеке не оказалось.

Василий Спиридонович Хаджава, электрик ПЛО, период службы 15.05.1973-03.05.1976, виновато признался мне, что «ещё вчера вечером в «ленкаюту» пришли и.о. комсорга корабля, мичман А.А. Дворский и заместитель командира корабля по политической части, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков и приказали ему взять со стеллажей, вынести и передать им оба больших альбома фотолетописи БПК «Свирепый», после чего они ушли и приказали ему ничего мне (Суворову) не говорить».

- Саш, я тут не при чём, - оправдывался Вася Хаджава. - Я не мог не исполнить приказ заместителя командира корабля! Что я мог сделать! Я же не ты!

Это правда, Вася, ты не Суворов и я тебя ни в чём не виню. У каждого из нас своя судьба и свой выбор в этой жизни. Каждый выбирает то, что он выбирает…

Я быстро проверил тайный лаз в мою личную секретную шхеру, которую мне помогли замаскировать работники 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» в Лиепае, убедился в целости сигнальных маркеров и покинул (до нужного момента) «ленкаюту» БПК «Свирепый», которая долгие годы была мне моим личным «домом», рабочим местом, клубом дружеского общения, каютой, берлогой, лежбищем и келью для интимного отдохновения…

С этого момента будто бы что-то оборвалось в моей душе и я почувствовал, что совершенно свободен от каких-либо моральных обязательств и скреп, связывающих меня с командованием БПК «Свирепый», даже с командиром корабля, капитаном 2 ранга Е.П. Назаровым. Евгений Петрович тоже знал, что я работаю над фотолетописью БПК «Свирепый», видел её в рабочем состоянии, листал страницы первого тома, живо спрашивал меня о тех или иных событиях, жадно смотрел фотографии и строго требовал от меня, чтобы я никому не показывал эти альбомы, а передал их только ему лично в руки…

Единственно, что осталось целым из последних фотоматериалов фотолетописи, это комплект фотографий, которые хранились в моём сейфе и предназначались лично для командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова. Я взял эту пачку фотографий в пакете от фотобумаги, пошёл к дежурному по кораблю, поздравил его с праздником и попросил его передать этот комплект фотографий командиру корабля, капитану 2 ранга Е.П. Назарову, немедленно.

Через 10 минут я опять пришёл к дежурному по кораблю и спросил его, передал ли он фотографии и как командир на них отреагировал. Дежурный офицер сказал, что командир очень обрадовался фотографиям, смотрел их, перекладывал и раскладывал на столе, но о том, кто передал эти фотографии, не спросил…

- Ну и ладушки, - сказал я самому себе, а потом с тяжёлым и одновременно с очень лёгким свободным сердцем пошёл смотреть кинофильм. Больше ничего о судьбе двух фотоальбомов фотолетописи БПК «Свирепый» я ничего не знаю…

«Целый день показывают фильмы. Праздничный обед, ужин, но с 19:00 до 23:00 стою на вахте ПДСС. Охраняю корабль.

В 18:00 на проходную Военной гавани ВМБ Балтийск пришёл Сашка Якимушкин с женой – Светланой. Договорился с дежурным по кораблю и на полчаса убежал к ним на КПП. Познакомились. Девчонка (Светлана Якимушкина – автор) – чудо! Саня – друг! Однако им обоим тяжело и скучно в Балтийске.

После 23:00 посмотрел по телевизору «Голубой Огонёк» и сейчас же спать. Пишу лёжа на койке под светом аварийного освещения. Праздники…

В праздники у меня всегда настроение грустное. Особенно сейчас, но нельзя мне теперь распускаться. Надо думать, думать! И делать дело. Не ждать и не сидеть на месте. Валерка (Маховик) обиделся (на меня – автор) и я думаю, что он наделал от обиды немало глупостей…

08 ноября 1974 года. Пятница.

С утра на вахте (ПДСС – автор). Наверно, это последняя моя вахта на корабле. А Валерка (Маховик) всё в посудомойке… Обиделся на всех. Тяжело ему. Я понимаю, он сомневается. Не хочется ему уходить от лёгкого прошлого, от простых и твёрдых отношений, когда всё просто и продуманно, вернее, просто оттого, что каждый знает недолго это будет. Недолго.

Пройдёт время и всё плохое забудется, зарастёт полынью. Однако, Саня, ты становишься брюзгой, ханжой, циником, эгоистом и тебя посетило, так называемое, «позорное благоразумие». А может, это жалобы? Жалуешься ты, Саня, только зачем? Что-то было не так с самого начала. С самого первого дня. И, по-моему, ты здорово «погорел», Саня.

Да. Всё было, и победы, и поражения, а сейчас ни то, ни сё. Самое страшное в жизни – это неопределённость! А неопределённость в отношениях – это ложь.

Поздно ночью 08 ноября 1974 года, используя свою секретную технологию, я вскрыл, не повреждая, пластилиновую печать на двери в «ленкаюту» и ещё раз проверил содержимое моей секретной шхеры с ДМБовским аттестатом. Нужно было доклеить второй погончик из светонакопителя на тёмно-синей суконной ДМБовской «голландке».

Свет я включил только в корабельной библиотеке, поэтому мне было не очень-то ловко переодеваться в свою ДМБовскую форму, но я это сделал. Дело в том, что если не надевать ушитую по телу и фигуре флотскую одежду, то она от сырости «скукоживается» и потом в неё очень трудно будет втиснуться.

В гладкой, чистой, свежей, пахнущей земляничным мылом парадной ДМБовской форме,
со стареньким голубым выцветшим гюйсом, на котором разноцветными фломастерами расписались все мои друзья-годки за все годы службы на БПК «Свирепый»,
с ушитой лично мной, маленькой, но чрезвычайно красивой не круглой, а овальной бескозыркой,
в тёмно-синей голландке со всеми положенными ДМБовскому годку знаками:
«1 класс» и «Отличник ВМФ»,
знаком «За Дальний поход»,
моим собственным мельхиоровым значком «БПК «Свирепый» и памятным штампованным значком «Свирепый»,
с ярко блестящими золотыми пуговицами,
со светящимися зелёным светом в темноте погонами «БФ»,
с вышитым красным вензелем «Штурманская боевая часть»,
в чёрных суконных «клешах» (брюках) с отутюженными с мылом стрелками и
в блестящих полированных «хромачах» (ботинках),
без всяких дополнительных украшений, виньеток и аксельбантов,
я выглядел настоящим советским военмором, краснофлотцем Балтийского флота,
всё прошедшим, всё испытавшим, всё выдержавшим, но флот не опозорившим…

С праздником – Днём Великой Октябрьской Социалистической революции тебя, Александр Суворов! Продолжим святое дело революции? Продолжим и преумножим!