Мади и Ахмад

Гунки Хукиев
               
                У спорящих с
                селом погас домашний очаг,
                а спорящий с
                властью остался без головы.
               
                Чеченская народная пословица.            
               
   Во всех своих работах я пытаюсь излагать свои мысли в веселой и непринуждённой манере, чтобы меня не уличили в неискренности, тем более в подхалимстве. И здесь я не изменю взятым на себя высоким обязательствам. Поэтому подумал и решил, использовать в качестве эпиграфа мудрость предков, и открыть одну из малоизвестных тем, где есть изображение горских народов во всей полноте многообразии их характера, качеств, достоинств и даже недостатков.

      "Чтобы у тебя дым из трубы перестал идти,"-  более страшного проклятия на голову горца не может вовлекать ни какая изощренная людская  фантазия. Это значит, перестаёт существовать семья, род. И человек с Кавказа скорее положит голову на плаху, чем позволит угаснуть тлеющим углям родного очага, да и всего своего народа! С Ахмат - Хаджи мы были пацанами, когда однажды в нашем селе происходил процесс примирения кровников. Между нашими с Ахмат- Хаджи сёлами всего два км пути, а его отец и дядя, как известные богословы не могли не присутствовать на таком печальном ритуале. Для детского взора любой сбор народа восприимчивое событие, а этот случай навсегда остался в памяти.
   
   По многовековым  устойчивым правилам церемонии примирения, впереди виновников крови должен выступать с речью, человек посторонний, не имеющий никакого отношении к обеим враждующим сторонам. Это обычно уважаемый в семье, в роду, известный в обществе человек, ибо уважение мужчины начинается из семьи, с собственного порога. Толпа у виновников трагедии бывает огромная. После окончательного сбора на окраине села виновная сторона идёт дальше пешком.

 Здесь могут быт совсем не знакомые люди и те кто думает о себе: "А завтра со мной подобное случиться?" Приходят простые зеваки, каждому жалко тех и этих, словом, бывают все кто неравнодушен чужому горю.
Говорят, бывало и такое, как вдруг какая-нибудь отчаянная голова с конфликтующей стороны, чтобы не трудится в поисках личных кровников, в нарушении мыслимых и немыслимых традиций, мстил прямо во время примирения. Здесь, людей, на которых лежит кровь, от подобных вероломств оберегают также совсем посторонние люди. Ему не обязательно убивать именно виновного, даже убийство одного из родных и близких кровника считается месть завершённой. И вряд ли такой безрассудный найдёт среди пёстрой толпы своих кровных врагов.    

А тогда мы видели, как кровника несли, точно потенциального покойника на носилках, завёрнутого в саван. По разговорам старших мы уловили, что он никогда никого не убивал. В начале 1940 -х годов отец его убил человека. Началась война, за ней в феврале 1944 году выселение всего народа, и он умер своей смертью, а кровь осталась за семьёй, не отомщенной. Как выстрел у одного из дуэлянтов. И вот теперь сын, из-за уважения к кровникам, по законам шариата, решил удалить эту вечную занозу угрозы, от себя, от семьи, во время возвращения чеченцев в Отчизну в 1959 году. Это было дикое зрелище в глазах детей, но здесь настоящий мужчина в тысячи раз подумает: стоить ли, обнажать кинжал, чтобы начинать войну!

 Чуть позади мужской колонны идут с плачем женщины, без обуви летом и в стужу. Говорят, раньше они шли без платков, с распущенными волосами. Теперь этого нет. Родня убитого встречают толпу, несущую кровника, на улице или во дворе своей усадьбы. Это они, после долгих изнурительных переговоров, дали согласие на примирение и теперь вопрос на последней стадии, как простая публичная формальность. Придерживаясь почтительной дистанции до родни убитого, пещная колонна останавливается.

     Мы пацаны, забрались на плоские крыши сараев и всё видим как на ладони. С примирительной речью выступал белый как лунь, с густой коротко подстриженной бородой, мужчина по имени Мади, который прочно влез в историю чеченского народа за одного поступка, совершённого им в тот день. Его давно нет в живых, но имя его сохранилось в памяти народа.
В центре пустой площадки  стоял высокий крепкий, красивый старик, говорил он громким голосом, немного склонившись вперёд, опираясь руками на длинный чеченский посох- костыль*, воткнув его в землю далеко от себя.
Внимание правых и левых было приковано к старику, пытаясь, не пропустит ни одного его слова.   
 
   На нём висел не застёгнутый, длинный зелёный восточный халат, под ним виднелась горская рубашка со стоячим воротником, застёгнутая самодельными пуговицами, подпоясанный не Кавказский ремнём, а полотенцем, как обычно носят в Средней Азии. Несмотря на хорошо одетого, для здешнего старика, статную фигуру, поза его немного напоминала нищего, только руку он не протягивал для подаяния. Мади играл роль миротворца превосходно!   
   
  Дети, хотя в целом не понимали мудрость его речи, но прекрасно осознавали удручающую обстановку и о чём он говорит. Мы видели, как  в толпе вздрагивали плечи мужчин, как они вытирали рукавами глаза, как в стороне от мужчин стояли и плакали наши мамы. Эти люди в отличие от нас детей, перенесли на своих плечах и не такое горе, видели революцию, Отечественную войну, голод и холод, выселение, но оставались людьми. Стояла жутко печальная картина. Старик, по беспокойным детским меркам, говорил очень долго.   

    Вдруг, с противоположной стороны, подбегает какая- то коротышка, плюёт старику в лицо и кричит. Слов невозможно разобрать, слышен только его визгливый крик. "Плохая ворона плохо каркает". Ошеломленная толпа с обоих сторон безмолвствует, видя этот вопиющий факт нарушения вековых традиций:
во- первых, нарушено слово данное для примирения;
во -вторых, принародно оскорблён парламентёр, чужой, посторонний человек, а это уже пахнет новой кровью.
 Никто к ним не подходить, они вдвоём в центре огромного круга, люди стоять затаив дыхания. Старик простоял, не шелохнувшись, пока коротышка не остынет. Возможно, хладнокровие Мади подействовало на него, и лишь тогда он остановился. Стояла гнетущая тишина.

  Потом молча, медленными движениями, Мади  вешает свой посох- костыль на левую руку, развязывает пояс и вытаскивает из под халата длинное вафельное полотенце. После чего, вытирает этим полотенцем лицо и говорит: "Мы пришли к тебе со святой мольбой о прощении нашего брата мусульманина! И будем стоять, и умолять сколько на это хватить у нас здоровье. Твоё право плеваться, а мы будем вытирать свои лица. Такова участь просящего". При этом, выпрямляет своё гигантское тело, и, чтобы люди видели,  высоко над головой поднимает зажатую в руке белое, солдатское полотенце. Толпа с шумом выдохнула затянувшее дыхание.  Мади знал, кинжал обнажённый глупцом, опаснее кинжала,  обнажённого храбрецом.    

  Этот "царственный жест" Мади, скажем так, решила дальнейшую судьбу, лежащего на носилках пока ещё живого кровника, погасил искру, за которым, поступи он иначе, последовала бы беспощадная  резня. Его поступок стал главным пунктом не писаного устава при таких примирительных шествиях.
Кровника допустили до родных, они обнялись, ему обрили голову, бороду. Появилась какая то радость эйфории, люди  разбились на кучки, улыбались, смеялись, как во время Первомайского праздника, которого мы дети так любили.
Говорили, что коротышка был братом убитого, за свою глупую несдержанность искренне покаялся, и благородный Мади великодушно простил его. "Осёл, тогда лишь   узнал, что он осёл, когда его за ухо потянули".
 
 И теперь такие процессы примирения в Чечне, к сожалению, происходят часто, особенно после аварии на дорогах. Светская сторона власти: ГАИ, следствие и суд делают свои дела, а традиции чеченские сохраняются до сих пор.
 А мы, уже старшее поколение, рассказываем молодёжи о старике Мади, который тем и прославлен в народе, что имел величайшее мужество вытерпеть личную обиду, оскорбление, на виду тысячи людей, но не допустил дальнейшего кровопролития.

     Уверен, что Ахмед -Хаджи слышал эту историю о Мади из нашего с ним соседнего села Майртуп. С Кадыровым Ахмат-Хаджи, я имел, как говорится, шапочное знакомство с детства. Из- за отсутствия в селе средней школы, школьникам их села приходилось заканчивать 9 - 10 классы в нашем селе. Ахмат шёл на два класса вперёд меня. Позже встречались исключительно на похоронах. Своих дел, в поиске истины, с 1991 -го года он не скрывал, не осталось ни одного изъяна в его биографии, куда бы кто, кому не лень, не заглянул.

   Зададим себе вопрос: бессмысленную войну в Чечне надо было остановить? Надо было! Попытки Ельцина, хотя и верные, выполнить эту задачу руками самих чеченцев не увенчались успехом. За ставленником Ельцина Докку Завгаевым, бывшим первым секретарём обкома КПСС, народ не пошёл.
Поручили Хаджиеву Саламбеку, бывшему Союзному министру при Горбачёве. Полное фиаско, закончившаяся подписанием Хасавюртовских соглашений, по сути, еще больше отдалила Чечню от России. Чечня уходит в хаос и безвластие. Через год, муфтий Чечни Ахмат -Хаджи, в единственном числе начинает противостояние. Получает несколько покушений от своих же соратников. 

  Путин!? Он понял: в Чечне в качестве Главы нужно духовное лицо. И он его нашёл в лице Кадырова Ахмат-Хаджи. Назначение Кадырова в народе особого восторга не вызвало, происходит тоже самое, что при Ельцине, если не хуже. Народ не верить не в чёрта, ни в дьявола. Но у Ахмат -Хаджи, ко всем прочим,  в резерве ещё терпение и личное мужество. И семья Кадырова не в Москве, как у его предшественников, а вместе с нами в заложниках военной обстановки. Это уже разоружало чертей и дьяволов. Они стали массами выходит на легальное положение. 

    На митингах, на сборищах перед районными комендатурами, он молча вытирает лицо рукавом, от плевок со стороны обезумевших от горя женщин. Ахмат-Хаджи пришёл спасать их сыновей от одурманенных собственной безнаказанностью федеральных вояк, а они плюют ему в лицо, но он делает своё дело до конца. Не забывайте -это Кавказ, а он чеченец! Да и в любом месте, любой мужчина, спросите себя самого, где бы ни жили, и какой бы национальности не были, способны ли вы терпеть подобные публичные унижения от людей, ради которых вы положили на алтарь свою и жизнь своих близких?

    Братья мусульмане, и сочувствующие граждане России!
Я могу представить себя на месте Ахмат- Хаджи, как чеченец, как мусульманин и, как ученик с одного школьного двора, может быть, допускаю и мужество приобрету, и даже сам себе дам обет, во имя Аллаха, идти до конца. Но! Но в том то и сомнения мои в двух словах: "до конца"!?
Здесь кроме мужества надо иметь такую глубину набожности в Исламе, которая проповедует терпение и хладнокровие, а я боюсь, что оно перейдёт за грань моего постижения, чтобы не плюнуть в обратную сторону и не сказать крепкое, чеченское слово! А оно есть, ещё похлеще чем в русской словесности. Вот тут я уже превращусь в того коротыша, который плюнул Мади в лицо, и, который вошёл в историю без имени, как антигерой. 

    Остальные подвиги Ахмат - Хаджи за пределами нашей видимости, поверьте, они более опасны, где требуется то же самое, но это узрели многие.
 По крупицам, шаг за шагом, он добивался доверия своего народа и вместе с ним ненависть лесных бригадных и...федеральных генералов. Которым нужна маленькая война с блестящей победой! Им не нужен мирный Ислам. Ахмат- Хаджи прекрасно знал, какой ему изготовлен финал и публично озвучивал свою будущую судьбу, но считал себя уже победителем.

     Во время похорон Ахмата -Хаджи 10 мая 2004 году, а эта весть быстро охватила всю страну, я ехал из Ростова. На федеральных постах милиционеры требовали у меня документы, посмотрев, молча отдавали и пропускали. Без традиционного осмотра багажника и проверки моей персоны в компьютере, на предмет причастности к НВФ. А постов таких в то время на территории Кавказа были тысячи. Лишь один раз на Ингушском посту, брат ингуш, а он к тому ещё и гаишник, сделав соболезнование за Кадырова, сказал: "Такой мы народ вайнахи, что имеем- не ценим, теряем-плачем!" Наверно на моём мрачном, озабоченном лице прочёл, если миротворца из собственной семьи не уберегли, что ж ожидать нам дальше. Каждый думал о себе. 

Ахмат- Хаджи не хотел остановить войну, он хотел её закончить навсегда между русским и чеченцем. Это ему удалось? На первый взгляд да. Но, господа, я больше склонен глядеть в сторону "паровоза на запасном пути", который отвёз моих родителей в Сибирь, чем верить крикунам из ГосДумы, утверждающие, что они в едином монолите. Беда, что часто Думовцы уходят за бугор и в момент меняют свои политические ориентации. Да и "Россия- страна казённая, возмущаться бесполезно". И в Чечне не все гладко как на бумаге, и здесь может объявиться новый имам. 

А тарикат (тарикат- путь к истине) своего духовного Устаза Кунта-Хаджи его отец исполнил. В 21 веке имя Кадырова навсегда вошло в историю чеченского народа, наряду с его Устазом Кунта -Хаджи Кишиевым из середины 19 века, который выступал за непротивление злу насилием: "Война -дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь...".   
   Два человека, отдавшие самое дорогое- жизнь, оставили публичные завещания, для мирно полыхающего огня в очагах своего народа, а людям, что  разум победит безумие и мир победить войну!

* Длинный чеченский посох- костыль*,- такие аксессуары носят только в нашем Курчалоевском районе.