Ресса. Большая история маленькой реки

Алеся Вереитинова
Тут хотелось бы написать дату рождения, как у человека, потому что у каждой реки есть душа и даже характер, а значит, они тоже живые и заслуживают иметь полноценную биографию. Но, к сожалению, а может и к счастью, жизнь рек не принято ограничивать цифрами.

Если посмотреть на карту и исключить все «завитушки», то Ресса несёт свои воды с юга на север. Чем не отличается от всех остальных рек России (помните, да? Только одна река в нашей стране - Обь течёт наоборот – с севера на юг). А вообще, если представить себе глобально, то «капелька» Рессы есть и в Каспийском море. Ресса ; Угра ; Ока ; Волга ; Каспийское море. (Нужно будет туда обязательно попасть, чтобы проверить!)

«Рождается» Ресса у деревни Шибаевка. Попасть к истоку можно на автомобиле до деревни или на ж/д транспорте. Главный ориентир - станция Дабужа железнодорожной ветки Смоленск – Мичуринск.

Протяжённость реки - 120 километров. Если считать каждый километр за год жизни человеческой, то сложилась бы вполне полноценная интересная судьба. Со своими перипетиями, радостями и горестями, переживаниями, бурлениями и смирением. Жизнь, которая, не смотря ни на что, течёт по сложившемуся веками руслу, обвивая деревеньки с сёлами, даря людям прохладу и живую воду.

Итак, у истока Ресса мелкая и больше похожа на ручеёк. С каждым годо-километром она набирает силу и взрослеет, а также постоянно пополняется студёными и чистейшими ключевыми водами. Как и все младенчики, сначала она может немного: ползи себе да играй с солнечными зайчиками! Пару километров спустя – это уже полноценный отрок, за которым только и успевай приглядывать. Бесстрашно и стремительно несётся вперёд по полям и лесам. Даже по большей части - по лесам. Высокие дерева на её берегах, соединяясь макушками, образуют своеобразный зелёный коридор. Они словно прячут реку-«подростка» от лишних глаз.

И если ближе к истоку средняя ширина реки – 10 метров, то в более старшем возрасте, то бишь к сотому километру – русло становится шире (до 70 метров!), а река заметно спокойнее. Только вот назвать её «старушкой» язык не поворачивается. Хотя выняньчила и выкормила Ресса не одно поколение местных жителей. А ныне развлекает и заезжих.

Более-менее судоходной (для мелких сплав средств: байдарок, каяков и лодочек) Ресса становится только после впадения в неё реки Сосна. Название, думаю, описывает лесное расположение.

Почти по всей длине Ресса прозрачна настолько, что стоя по шею, можно разглядеть свои ноги. Подводные охотники, кои здесь не выводятся, говорят, что и на глубине до 4 метром видно дно.

В некоторых источниках говорится, что в древние времена по Рессе проходил торговый водный путь: "с её верховьев осуществлялся волок в речку Неручь" - один из притоков Днепра.

Многих приречных деревень сейчас попусту не существует. И добыть о них информацию оказывается невозможно. Урочище Таракановка (предположительно, старообрядческое поселение) – как раз из таких, те же подводники рассказывали, что неподалёку от него была речная мельница. А это уже говорит о том, что Ресса была глубже и мощнее, чем сейчас.

В годы Великой Отечественной войны река «воевала» наравне с людьми, разделяя две армии. В 1942 году по правому берегу шла линия обороны Северо-западного фронта. И сейчас еще видны полузасыпанные, заросшие окопы и землянки, а в лесу запросто можно найти неразорвавшиеся снаряды.

Всё с тех же военных лет устье реки Рессы называют «Маленький Савостополь». В 1941-1942 годах здесь велись кровопролитные бои, в ходе которых погибло более 6 тысяч красноармейцов. Есть памятник.

Из военной хроники: «С целью разведки противника и улучшения своих оборонительных позиций, командиром 42 стрелковой дивизии 49 армии, было предпринято наступление усиленного батальона 455 стрелкового полка с задачей форсировать р.Ресса, уничтожить противника на другом берегу (около полутора рот), овладеть его позициями в районе д.Таракановка и лесом севернее.
23.9.42 батальон внезапно форсировал р.Ресса, ворвался на передний край и успешно продвинулся в западном направлении. Через 3 часа после атаки, батальон вышел на западную опушку леса восточнее Таракановки. Но не имея поддержки, батальон в результате контратак противника оказался в окружении. Резерв дивизии в составе 180 активных штыков пытался переправиться на западный берег на помощь окруженному батальону, но противник открыл заградительный огонь по району переправы и не допустил подхода резерва к месту боя. При вторичной попытке переправы, резерву удалось переправится на другой берег, но контратакой, поддержаной сильным артиллерийским и минометным огнем, противник отбросил наши части обратно за реку.
Таким образом, в течении целого дня окруженный батальон вел бой без всякой поддержки полка и дивизии. Только на другой день , с большим опозданием, командир дивизии отдал приказ на выход окруженного батальона из боя.
В результате, задача дня была не выполнена, а батальон оказался фактически разбитым, потеряв вместе с резервом 349 человек убитыми и пропавшими без вести и 226 раненными, в том числе и 25 средних и старших командиров. Кроме того, на поле боя было оставлено 467 винтовок, 33 СВТ, 51 ППШ, 17 ручных и 6 станковых пулеметов, 8 ПТР и 2 ротных миномета».

Прямо на берегу реки Рессы недалеко от урочища Таракановка стоит ещё один памятник. Братскую могилу давно перенесли, и деревни давно нет, а память живёт, и люди всё равно приезжают. И мы тоже будем приезжать. И вспоминать…