Под сводами Дворца спорта гремят овации. Народный артист СССР Юрий Гуляев только что закончил свой концерт перед зрителями Казани.
Творчество большого художника всегда волнует, рождает множество вопросов, поэтому беседы с Юрием Александровичем Гуляевым я ждала с понятным нетерпением. Вот краткая запись нашего разговора.
-ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, КАК К ВАМ, ОПЕРНОМУ ПЕВЦУ, ПРИШЛО ПРИЗНАНИЕ И КАК ИСПОЛНИТЕЛЮ ЭСТРАДНОГО РЕПЕРТУАРА?
-Эстрадной песне я бесконечно благодарен. К этому жанру отношусь серьезно, хотя сделал очень немного. Моя любимая работа - солист оперного театра. С 1967 года работаю в Киеве. Правда. Весь основной оперный багаж создан еще в Донецке, где подготовил ведущие партии в «Евгении Онегине», »Севильском цирюльнике», « Травиате», «Кармен», «Бал-маскараде», « Трубадуре». А первый значительный успех пришел на мое имя в 1959 году, когда на международном фестивале я получил золотую медаль и звание лауреата на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. Я люблю русскую классику, возможно, потому у меня лучше получаются Чайковский, Рахманинов. Важно, чтобы ты свои исполнением не испортил то, что было сделано и осталось сокровищницей искусства.
- ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, А КОМУ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ВЫ ОТДАЕТЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ И ПОЧЕМУ?
- Мне нравится творчество Свиридова. Он сумел на традиционной фольклорной основе найти свой, современный язык – одновременно и сложный, и простой. Смелый художник Таривердиев. Недавно я спел его цикл на слова Маяковского. Композитор, на мой взгляд, нашел ключ к поэзии Маяковского. В моем репертуаре также произведения Пахмутовой, Френкеля, Фельцмана.
- КОЛЬ МЫ КОСНУЛИСЬ ПЕСНИ, ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ЗА ПЕСНЕЙ И ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЕТЕ ИХ ДЛЯ СЕБЯ.
- Песни – это поэтические новеллы. Но песня песне – рознь. Бывают и уродцы-шлягеры. А для меня важно высокое качество и текста, и музыки, чтобы песня побуждала к размышлениям. По этой причине никогда не соглашаюсь исполнять вещи, которые получат мгновенную популярность и будут раздаваться на каждом углу, но которые обречены, как бабочки-однодневки, на забвение из-за своей бессодержательности. Я рассматриваю голос, как палитру красок у художника – бери кисть и умело выбирай краски.
- ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, МНОГИМ ПОЛЮБИЛИСЬ ПЕСНИ, НАПИСАННЫЕ ВАМИ ЛИЧНО. ДУМАЮ,ЧТО ЧИТАТЕЛЯМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ О ВАШЕМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
- Я написал около тридцати песен. Есть уже неофициальный заказ выпустить сборник моих произведений. Три песни созданы в союзе с Робертом Рождественским, блестящим, самобытным поэтом.
- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ДАЛЬНЕЙШИХ ВАШИХ ПЛАНАХ?
- Как я уже говорил, оставаясь преданным эстрадной песне, хочу в своем творчестве усилить классическую оперную программу. Весной собираюсь начать сьемку фильма, в котором главным героем и исполнителем буду сам.
- И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС. КОГО ВЫ У НАС ПОРАДУЕТЕ СВОИМ ИСКУССТВОМ, КРОМЕ КАЗАНЦЕВ?
- Наш творческий коллектив, в котором, кроме меня, выступает народный артист УССР Константин Огневой, солист Киевской филармонии Валерий Петренко, инструментальный ансамбль под руководством Вадима Ильина, отправляется на три дня в Набережные Челны, к строителям КамАЗа.
Беседу вела Светлана КИМ. Казань.
Газета «Советская Татария».
Не могу не рассказать об эпизоде с Юрием Гуляевым, который запомнился на всю жизнь. Я работала в газете, но не пользовалась блокнотом, а все записывала на диктофон (привычка осталась после работы на радио). Во время интервью обнаружилось, что кассета кончилась и записывать больше не на что. Юрий Гуляев, не раздумывая, предложил свою. Оказалось, что пришлось стереть запись новогоднего семейного праздника... Об этом я узнала позже, когда снимала текст. Наша беседа закончилась, а дальше я услышала звон бокалов, поздравления...
Более подробно о Юрии Гуляеве https://ru.wikipedia.org/wiki/,_