Янтарная комната Глава XL

Владимир Шатов
Ящерица отбрасывает хвост!
Алмаз в земле теряется, а на пальце сверкает. В передовом молдавском колхозе «Красный красноармеец», дабы стереть различия между городом и селом, районные власти решили провести асфальтированную дорогу. Выполнить срочный заказ поручили военно-строительной части Остапа Бендера.
- Нам нужно реабилитироваться за конфуз со свинокомплексом! - предупредил своих подопечных великий комбинатор. - Поэтому строим быстро, качественно и весело!
Открытие дороги приурочили к визиту в область первого секретаря КП(б) Молдавии Леонида Ильича Брежнева. Форма одежды у бойцов Бендера в этот день была поглажена, военный билет в исправности. Они стояли неровным строем в сторонке, явно ожидая праздничного банкета.
- Если напьётесь - пощады не ждите! - перед ними важно вышагивал Остап. - Но если протрезвеете к началу рабочего дня - ваше счастье!
Было солнечное утро. Новенькое, с иголочки полотно дороги, перечёркнутое красной лентой, пахло премией. Группа партийных и хозяйственных функционеров райкома во главе с первым секретарём областного комитета партии столпилась возле накрытого на дороге стола.
- Товарищ Бендер постарался на славу! - одобрительно заметил глава области. - На военных строителей всегда можно положиться!
Чиновники выпили местного коньячка для настроения и поднялись на импровизированную трибуну. Чуть в стороне десяток особо передовых
колхозников и колхозниц с портретами членов Политбюро в руках робко переминались с ноги на ногу.
- Строить воздушные замки можно спустя рукава! - великий комбинатор легкомысленно шутил. - Третий сорт не брак, но где-то близко!
Прибежали пионеры с полевыми цветами. Заводской духовой оркестр сиял начищенными инструментами. Все ждали Брежнева, который должен быть вскоре прибыть.
- Великое искусство подчинять людей заключается в умении брать их с хорошей стороны! - Остап был расслаблен и счастлив. - Теперь меня точно отпустят в заграничную командировку и можно будет спокойно вывести драгоценности Янтарной комнаты!.. Потом вытащу туда свою семью, и мы заживём как в раю! 
Вдруг из-за поворота дороги на окраине села медленно выползла огромная бочка, запряженная худой клячей и уверенно направилась к финишу, перевязанному красной ленточкой. У Бендера возникли первые недобрые предчувствия.
- Кто там прётся? - он вгляделся в приближавшуюся пару и узнал местного старика Егорова.
Старик был очень древний, участник русско-японской войны, но ещё
весьма бодрый. Всю жизнь он работал ассенизатором. Работу не то чтобы очень любил, но понимал её общественную полезность и, соответственно, свою значимость. Специфика работы соответствовала его философским
взглядам пофигистического направления.
- Ни бэ, ни мэ, ни кукареку... - Егоров удивился преграде впереди.
В подчинении у деда находилась старая, как сам хозяин, кобыла по кличке «Цусима» и огромная бочка с черпаком. Жители села высоко ценили его ароматный труд и всегда старались ублажить, посему по мере наполнения бочки, всегда наполнялся вином и розовел сам ветеран.
- Авось смогу проехать мимо… - вяло решил он.
В то утро Егоров уже успел выполнить план по сбору отходов
жизнедеятельности односельчан, и с полной бочкой ехал на место слива,
распевая песни своей боевой молодости:
- Врагу не сдаётся отважный «Варяг»!
Появление новой аудитории только обрадовало его, чего нельзя было сказать об самой аудитории. Когда первый секретарь обкома услышал
хриплые вопли, то грозно сомкнув характерные брови, гневно посмотрел на председателя колхоза и рявкнул:
- Немедленно убрать это безобразие!
Председатель и несколько партийных функционеров кинулись наперерез повозке. Пугливая «Цусима», не ожидавшая такого поворота событий, удивлённо взвилась на дыбы, оборвала истёртую упряжь и умчалась вдаль.
- Держи!.. Держи! - заорал великий комбинатор.
Бочка с нечистотами опасно накренилась, побалансировала несколько секунд на двух колёсах и плавно завалилась набок. Из горловины на стерильную поверхность дорожного полотна захлюпали вонючие потоки. Это была катастрофа.
- Выпрыгивать из штанов я не буду! - Остап схватился за голову и выпучив глаза смотрел на закат своей карьеры. - По крайней мере пока…
Народ бестолково заметался вокруг бочки, не зная, что предпринять. Облако густого аромата окутало место трагедии. Не растерялся только Егоров. Почесав несколько секунд седую макушку и вспомнив морское прошлое, он смело кинулся на амбразуру и грудью заткнул зловонное отверстие.
- Леонид Ильич подъезжает… - побледнел секретарь обкома. - Убрать немедленно!
Колхозники побежали в соседние дома за вёдрами и лихорадочно принялись смывать коричневую жижу с асфальта. Асфальт замыли. Где-то вдали послышался звук приближающего кортежа автомобилей. Посреди дороги теперь лежала только перевёрнутая бочка, горловину которой мужественно закрывал тщедушной грудью пожилой герой.
- Только не отходи в сторону! - умолял его великий комбинатор.
«Цусима» паслась на обочине, с интересом наблюдая за действом. Подъехавший первый секретарь Брежнев со всем окружением столпились перед ним. Над головой старика носились проклятия, угрозы и требования:
- Немедленно убрать, разобраться, уволить, расстрелять…
Хмуро выслушав претензии, Егоров сплюнул и шагнул в бок:
- Да хрен с вами… 
Обдавая с ног до головы, поток нечистот мощно хлынул из вновь открывшегося отверстия на партийно-хозяйственный бомонд республики. А за углом ближайшего дома хриплый голос старательно выводил:
- Врагу не сдаётся отва-а-ажный «Варя-я-яг», пощады никто-о-о не жела-а-а-ет!
Леонид Ильич стоял посредине только, что открытой дороги и медленно обтекал. От возмущения он пять минут не мог ничего сказать, а потом заорал:
- Это диверсия!.. Арестовать начальника строительства! Один раз я его простил, а этот гад меня второй раз дерьмом обдал.
Услужливые особисты подскочили к Бендеру и схватили его за руки.
- В армии виноват не тот, кто виноват, а тот, кого назначат! - успел сказать он, забираясь в их машину.
Дело против Остапа было открыто оперативно и следователь направил запрос в Министерство обороны, чтобы выяснить, где расположена военно-строительная часть полковника Бендера. Вскоре пришёл ответ:
- Запрашиваемая часть по спискам министерства не значится.
На запрос в МВД и органы госбезопасности пришёл аналогичный ответ. Машина правосудия завертелась быстрее. 5 ноября 1952 года в следственную часть по особо важным делам Главной военной прокуратуры поступило возбуждённое военной прокуратурой Прикарпатского военного округа уголовное дело о фиктивной организации «УВС-3», возглавляемой инженер-полковником Бендером.
- Куда смотрели органы МВД Украины и Молдавии? - удивлялись бывалые следователи. 
В короткий срок удалось выяснить, что часть существовала совершенно легально. Более того, она имела обширную разветвлённую структуру: подчинённые стройучастки и производственные площадки размещались в Украине, Молдавии, Белоруссии, в прибалтийских республиках.
 - Как могло командование Одесского военного округа не замечать существование в Кишинёве военно-строительной части? - гадали в Москве
Операцию по ликвидации загадочной организации готовили тщательно. Решено было взять штаб «УВС» и все его подразделения, разбросанные по западным регионам страны 14 ноября 1952 года. Захваченные врасплох «бойцы» великого комбинатора не оказывали вооружённого сопротивления.
- В результате операции были задержаны более 300 человек, из них около 50 так называемых офицеров! - отчитались начальству особисты. 
В процессе ликвидации фиктивной военно-строительной части были обнаружены и изъяты 3 ручных пулемёта, 8 автоматов, 25 винтовок и карабинов, 18 пистолетов, 5 гранат, свыше 3 тысяч патронов. Также 62 грузовых и 6 легковых автомашин, 4 трактора, 3 экскаватора и бульдозер, круглые печати и штампы, десятки тысяч различных бланков, множество фальшивых удостоверений личностей и техпаспортов.
- С размахом работали! - оценили масштаб следователи.
Для расследования дела была создана бригада из ответственных работников ГВП во главе с Маркалянцем, Лаврентьевым и опытных следователей прокуратуры Центрального округа железных дорог.
- После допросов арестованных и свидетелей нужно сдавали протоколы старшему группы, и портфели с делом опечатывались! - предупредили их.
Высококлассным профессионалам потребовалось полгода, чтобы полностью восстановить криминальный портрет Бендера и активных соучастников его предприятия.
- С 1948 по 1952 год «УВС» по подложным документам заключило шестьдесят четыре договора на сумму 38 717 600 рублей! - удивлялся Лаврентьев. - Половина средств проходило по линии Минуглепрома СССР.
Располагая большими деньгами, Остап считал себя неуязвимым. У него было безошибочное чутьё на продажных чиновников. Располневший и импозантный полковник давал взятку даже за решение пустякового вопроса.
- Он был своим в местных органах власти… - следователи МГБ выявили причастность к афере ответственных сотрудников.
Два заместителя министра пищевой промышленности были уволены с работы. Сам министр, а также секретари Тираспольского и Бельского горкомов КП(б) Молдавии отделались выговорами.
- Действительно, в Бендере трудно было заподозрить преступника… - оправдывались чиновники на допросах. - Преуспевающий солидный человек, ездит на «Победе».
Для следствия осталось невыясненным, куда преступник дел похищенные у государства деньги.
- Также непонятно и другое… - судачили они, когда дело из республики забрали. - Коль скоро военная часть была признана липовой, почему дело рассматривал Московский военный окружной суд? 
Интересно, что в начале 1953 году, в разгар следствия один из фигурантов этого дела Брежнев по странному стечению обстоятельств был назначен заместителем начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота в Москве.
- Алё! Будьте любезны, позовите, пожалуйста, Остапа Ибрагимовича! - Бендеру по-прежнему звонили с деловыми предложениями.
- Он на даче… - отвечала расстроенная Вера.
- На какой даче?.. У него же нет дачи!
- Он на даче показаний!
На суде несостоявшийся генерал твёрдо заявил:
- Я никогда не ставил целью создание антисоветской организации.
- Подсудимый совершил преступление, редкое по смелости, ловкости и богатству фантазии! - признал суровый прокурор.
- Нечего меня захваливать, я всё равно не признаюсь!
Однако приговор трибунала Московского военного округа был суров. 3 марта 1953 года бледный от полученных известий о смерти Сталина судья вынес ему безжалостный приговор:
- Полковник Бендер приговорен к высшей мере наказания, а четверо его «офицеров» - к лишению свободы сроком от 5 до 25 лет.
Бендер с непривычным равнодушием выслушал его. Он давно понял, что его время прошло. Заканчивалась целая эпоха. Приходили новые герои-авантюристы и масштаб их афер был несравним с его приключениями.   
- Об одном лишь я жалею, - думал великий комбинатор, - в любом случае Янтарная комната может считаться утраченной. Поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что она не сможет долго сохраниться. Для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры. Иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться. Никто кроме меня не знает, где она спрятана!.. Вместе с ней бесследно исчезнут драгоценности дома Романовых. Круг замкнулся!