О перегибах

Николай Гринев
Фото: Они дали вторую жизнь шахте «Северная» Г/П "Дзержинскуголь"
***
Частенько рядовые шахтёры, да и не только они, порой, сетуя на свою судьбу-судьбинушку, говорят, мол, нам не повезло, оттого что мы родились не в то время, и не в том месте…
Услышав подобное мнение, можно лишь руками развести. Как это: «…не в то время»? Рождение любой личности (необязательно знаменитой), её шаги по жизни и прочие деяния – всё предопределено в этом мире. И каждый человек в обществе несёт определённую функцию: кто-то рожает, становясь Матерью-героиней, кто-то – папой-забулдыгой, кто-то лечит, кто-то калечит, вырезая чужую почку за $200 своим детишкам на молочишко, а кто-то оставляет немыслимые следы в человеческой памяти: удаляет зубы, после чего - одних пациентов успевают выходить, других относят на погост…
В нормальное и правильное время все мы родились. А утверждать обратное – есть пустозвонство и грех неисправимый! Ошибка, в чьём-то рождении на неделю-месяц, несёт в себе неисчислимые ошибки. Можно оглянуться – и убедиться, что автор прав в очередной раз…

И дело даже не в личностях, родившихся не вовремя и некстати свалившихся на нашу голову. Тут всему виной… искусственная черта характера бывшего гражданина СССР, родившаяся в глубине парткомов, а именно: стремление угодить существующей, или новой (это желание зародилось несколько позже), власти.
С другой стороны, любой институт государственной власти должен опираться на социум, лояльный и послушный.
К чему речь идёт?
Все шахтёры и горняки вовремя родились. Но иногда на низах получались перегибы, из-за стремления соответствующих структур быстро реализовать директиву, поступившую сверху, и также своевременно отрапортовать о её выполнении, но, конечно, желательно с условием, чтобы раньше, чем соседний район.
Вот эта скоропостижность, желание вовремя отрапортовать – и погубило наше общество.
Вернёмся на несколько десятилетий назад…
1943 год. Фронт покатился на Запад. Наш город, рудничные посёлки, сама земля – всё в страшных рваных ранах войны. Со всех фронтов вернули на шахту «Северная» бывших рабочих. Исходя из имеющийся информации, выходит, кто её собственно взрывал, тот и приступил к восстановлению.

Земля Дзержинска вздохнула – ноги нацистов больше её не топчут, не пинают. Советская власть навсегда вернулась.
Что нужно первым делом сделать?
Слова звучат, конечно, громко и пафосно, но людям нужно срочно показать, что и кто есть власть.
Каким образом?
Устроить показательный суд.
Да, был устроен показательный суд, первый в городе.
И где? Безусловно, на территории посёлка ш-ты «Северная». На неё всегда все шишки валились. И знамёна переходящие первой забирать во Всесоюзном соревновании, и переименовывать по нескольку раз, и вставать из небытия, и скатываться на позорную добыч, и опять возрождаться, словно сказочная птица Феникс из пепла. Тяжёлой судьбе подверглась наша  славная кормилица…
Вот и начались перегибы в обществе…
Вместо того чтобы поискать по балкам прячущихся полицаев, схватили кто попался под руку – абортичку (по доносу – мир не без добрых людей), и устроили судилище. Хорошо, что она не дала немцу на свет появиться – это была единственная причина, по которой суд её оправдал. А был бы… из местных – отправилась бы без вины виноватая на далёкие стройки.

Так человеческая справедливость северян не дала восторжествовать перегибу.
Эти перегибы и чрезмерное стремление услужить директиве сильно били по шахтёру (со всех позиций!).
От истории суда над абортичкой поднимемся на сорок лет.
Наступило время Генсека Ю. В. Андропова. Опять начались перегибы на низах. Гэбисты, вместо того чтобы бороться с теневиками, начали врываться в парикмахерские и проверять женщин, делающих причёску – не в рабочее ли время они наводят красоту.
Однажды ваш покорный слуга тоже, чуть было не попал под раздачу… Спасло, что он не жадный, то есть за пятак никогда не пытался удавиться.
1984 г. Вместо того, чтобы штурмовать нижнюю «Пугачёвку» на шахте им. Н. А. Изотова, еду в троллейбусе по Москве. Просто останавливается транспорт, и гэбисты начинают проверять талоны, в поиске зайчиков. А если нет билетика, вот тогда начнётся настоящая работа госбезопасности…
Но мы с Донбасса, и не столичные жлобы – у нас комар носа не подточит (упряжкам точный счёт идёт, пока мы тут у родственников чаи гоняем).
А каково с гэбистами? Высшее образование, мастера спорта – ищут зайцев в общественном транспорте. Дурная сила пропадает. Не перегиб ли?
Вернулся домой. А на шахту как раз пришла новая директива – началась борьба за правильное использование своего рабочего времени. С точки зрения рядового рабочего – в стране началось восхождение глупости на трон, не поддающейся ни описанию, ни классификации.

Вот так турбулентные завихрения в мозгах долгожителей – Членов Политбюро КПСС, с силой ударили по нисходящей линии.
Ударили мощно! Неотразимо! И ниже пояса…
Мой знакомый, прекрасный человек, примерный семьянин, образец для подражания (длительное время, почти постоянно, «висел» на Доске почёта) срубал две полоски (пласт мощностью 1 м /30 тонн/) и пришёл на 15 минут раньше смены на ствол. И вот чтобы он работал всю смену, а не отирался на стволе лишнюю четверть часа, получил… Нет, не выговор – оштрафовали на 20 % выслуги лет, а данная выплата у него была по высшему разряду.
Перестали мы, рабочие простых и нужных профессий, раньше времени приходить на ствол. Начали на заезде участка играть в «козлика». Время-то нужно как-то убить? Не танцевать же после отработанной упряжки! Игра начиналась только при наличии игроков, выполнивших наряд (а рубали только по полоске).
Начали нас, несознательных типов, ловить на штреках. Узаконенная глупость, возведённая в квадрат, прижилась на поземных горизонтах!
Стала бригада играть в нижней параллельной (в лаве). Обленились все до одного, потому что не только карты надоели…
Вскоре лодырей уже начали ловить там, куда мы перекочевали играть.

Перебрались ещё выше. Соберёмся, где-нибудь в уступе. И начинаем байки травить. А рассказать-то есть что – молодые же. Мне было 30 лет, а я считался, чуть ли не стариком в бригаде! Зато опытный специалист…
И вот наступает долгожданный день, когда можно вновь проявить себя во всей своей силе и сноровке. Начальник даёт наряд: всем рубать по две полоски. Ага… Забойщик должен быть всегда в форме, как хороший спортсмен. Каждый день трудиться, не обязательно много работать, но просто обязан быстро шевелиться, чтобы поддерживать свои физические способности. Ребята в бригаде подобрались азартные: срубать побольше, да первым из лавы вылезти – хлебом не корми.
В тот радостный день никто не срубал по наряду. Я попал в нормальный уступ. Когда-то в нём на спор срубал (начальник был выходной) три полоски. А в тот день – еле-еле полторы. Выезжали – больные, угнетённые, зато вовремя и не нарушая графика выезда, правил ТБ и прочая, прочая, прочая…
В борьбе перегибов со мной я ни разу не пострадал материально (опытный алиментщик подвох за версту чувствует), но личную форму потом пришлось долго восстанавливать.
А о перегибах уже никто не вспоминает, ни стар, ни мал – это было так давно, что даже не верится, а были ли они вообще в нашей жизни?..

24.03.2016