Василиса-Шеф ч. 7

Ярослав Чеботарев
Еще несколько дней пролетели в обычной монотонной работе. Я уже уверенно ориентировался на кухне и в холодильных камерах, а так же в сухом складе (который повара называют "сыпучкой"). Василиса завела в мясном цеху тетрадь, куда повара в конце дня писали мне "жалобы и предложения" по поводу количества заготовок и других тонкостей (например, что они достали из морозильной камеры на дефростацию, и что мне с этим надлежало сделать). Василиса перестала писать мне подробные письма и ограничивалась короткими устными указаниями.

Сегодня рабочее утро (около 11) началось с оглушительного грохота. Василиса стояла на раздаче и созывала коллектив, громко стукая друг об друга двумя мисками-полусферами.

- Так все тут? - Василиса обвела всех внимательным взглядом - Я собрала вас, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

- Летучая что ли? - подала голос кондитер Света.

- Хуже - мрачно отозвалась Василиса - СЭС с пристрастием.

- Тю проблема, - улыбнулся су-шеф Серега - Евгеньич им все равно забашляет, они дальше бара не пройдут...

- Михаил Евгеньевич и прислал эту проверку - отозвалась Василиса - он сказал, что уважаемые люди жалуются на качество блюд и опасаются за безопасность предстоящих крупных банкетов. Поэтому кроме проверки СЭС у нас будет еще внеплановая инвентаризация. И надо будет разобрать все шердаки и охуйки(остатки) в дальней камере-заморозке, а то у нас там залежи еще с позапрошлого нового года похоронены.

На кухне раздались неодобрительные возгласы.

- А бухгалтерия нам даст списать эти шердаки? - заинтересовалась Римма из холодного цеха - А то будет опять - "огромные суммы, пропускайте потихоньку на служебки, нельзя ли ввести в бизнес-ланчи?" Ты помнишь те бараньи котлеты?

- Раз затеялись, должны списать. Сколько можно эти остатки из инвентаризации в инвентаризацию переносить. Тем более, что нам и схему закупок поменять должны.

Но хватит болтать. Сегодня у нас грандиозная задача - ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА.

- Ну бляяяяя! - возглас был подхвачен всеми с редким единодушием...

- Ради такого случая сегодня директор распорядилась открыть ресторан на 3 часа позже, так что за работу и не ныть! - бодро скомандовала Василиса - Я вам сейчас музыку включу для настроения.

- Пошли ребята. Девчонки - к завхозу за моющим и губками. Мясник, ты со мной, будем столы и холодильники двигать. Остальные начинайте вытяжки разбирать. - Серега принялся раздавать практические указания, пока Василиса удалилась в сторону кабинета.

Честно говоря, уборка не была моим любимым занятием. Я вообще человек не слишком аккуратный, из-за чего нередко возникали конфликты с уборщицами на разных работах. Поэтому я решил, что грузчиком в этой ситуации быть неплохо. Мы начали в мясном чулане и выяснили, что тетя Маша-уборщица работает, шваброй куда хуже, чем языком. Грязи там обнаружилось порядочно.

- Ты высокий, сразу и верхом холодильников займись - скомандовал Серега,- а я сейчас, перекурю 2 минутки и пойдем дальше все двигать.

- Хорош работник, курить чуть, что.

- Так и ты кури, кто тебе не даёт.

- Я уже лет 10 как бросил, и так денег нет еще эту отраву покупать.

- Как знаешь, но ты протри холодильники сверху пока, чтоб не скучать!

Взяв табурет и заглянув сверху на холодильник, я убедился, что генеральные уборки тут проводились не слишком усердно. Относительно чистой была полоса, куда можно было дотянуться рукой, а дальше слой пыли был такой, словно не убирали с открытия. "День будет веселым" - подумал я и взялся за дело. Неожиданно где-то возле раздачи заиграла музыка и я с удивлением услышал забытую мелодию бит-квартета "Секрет":


- Домоооой, Доомоой! - завывали в невидимых колонках Фоменко и Леонидов - Где так сладко бьется сердце северных гор...


Я подумал, что Василиса знает толк в троллинге, раз включила первой именно эту песню. С каждой секундой домой хотелось все сильнее. Скоро вернулся Серега и мы принялись двигать остальное оборудование, столы, стеллажи и прочее. Это было очень непростым делом, так как места на кухне не слишком много и довольно быстро все стало сильно напоминать игру в пятнашки. Плюс ко всему, что бы двигать холодильник его лучше все таки несколько разгрузить. Я это понял, когда не подумав, просто решил подтолкнуть холодильник плечом, в результате внутри перевернулась емкость с соусом, накрытая пищевой пленкой, и работы по мытью нам заметно прибавилось.

После того как мы отодвинули все, девочки принялись отмывать кафель на стенах, парни мыли плиты и холодильники. Василиса не отрывалась от коллектива и тоже на карачках драила стену за холодильником. Серега же, к моему удивлению, занялся тем, что стал запихивать снятые с вытяжек решетки-жироуловители в самый большой пароконвектомат.

- Ты что жаркое из них собрался делать?

- Нет, тут есть механизм самоочищения, плюс аппарат подключен к водопроводу и канализации, Сам моет, сам смывает, сам сушит. Просто чудо техники - похвастался су-шеф - И любые металлические детали, которые внутрь засунешь, то же отчистит до блеска!

- Жаль всю кухню целиком в этот аппарат засунуть нельзя. Вот бы милое дело было, а не генеральная уборка.

- Точно! Вообще аппарат хороший, я не знаю, как раньше без таких работали. Прогресс!

- Ну, раньше вообще на дровах готовили и ничего. А мангал и сейчас на углях.

- Прогресс он все-таки мозга требует! Вот у меня дружбан в Москве работал, у них случай был примерно с таким пароконвектоматом. Тамошний шеф захотел с блюдом повыеживаться. Взял свиной корейки четыре лотка, замариновал это дело в две бутылки коньяка, выставил в парике сухой жар на 300 градусов и дверцу закрыл. Хорошо отойти успел. Дверцу от пароконвектомата на парковке нашли...

- Ага, дружбан, рассказывай больше! - неожиданно отозвалась из-за холодильника Василиса - этот баян про парик еще в газете "Статский Физкультурникъ" печатали.

- За что купил, за то и продаю - огрызнулся Серега - может я вообще инструктаж по технике безопасности провожу вольным стилем.

В принципе за веселыми разговорами уборка шла довольно динамично и не слишком муторно. Невероятно древняя CD-магнитола на раздаче продолжала обдавать нас забытыми мелодиями русского рока. Аквариум, ДДТ, Алиса, Крематорий - я как будто вернулся в прокуренную студенческую общагу из прошлого с портвейном и песнями под гитару до утра. Видимо это был какой-то сборник лучших песен или вообще самописная Mp3 болванка. Остальным работникам такой выбор музыки, похоже не слишком нравился, но вслух они не возмущались. Общими усилиями мы кое-как справились в срок.

           Из-за внеплановых занятий работа в оставшийся день шла наперекосяк. Если бы не кольчужная перчатка, я бы точно пару раз серьезно порезался, у коллег дела обстояли не лучше. Поэтому когда около девяти вечера на раздаче снова раздался грохот полусфер, со всех концов кухни раздались недовольные вопли. Василиса грохнула мисками о стол и обратилась "командирским тоном":

- Ребята, я знаю, что вы серьезно задолбались, но начальство требует и инвентаризацию закончить до завтрашнего утра. Завтра будем списывать весь неликвид, потому что послезавтра будет сама проверка. Не бойтесь, вашим сменщикам то же достанется не слабо, им придется еще раз все перемыть с дезинфектантом перед приходом комиссии и сама проверка будет в их смену. Так что еще неизвестно кому больше повезло. Сейчас я, Леха и мясник идем разбирать дальнюю заморозку. Серега берет на себя сыпучку, Римма - на тебе специи. Остальные в 22-00 часа оставляйте кого-то одного следить за заказами и идете перевешивать камеры охлаждёнки. В конце каждый перевешивает заготовки своей станции. Листы, ручки и планшеты на раздаче. Писать разборчиво, если я не смогу завтра прочесть, будете перевешивать заново! Вопросы?

- Никак нет, товарищ генерал! - рявкнул Серега, вытянулся во фрунт и щелкнул кроксами - Разрешите выполнять?

- Бегом марш! - благословила Василиса.

Мы отправились в холодильную камеру. Это было достаточно большое помещение, площадью около 12 квадратных метров, Внутри стояли стеллажи уставленные кульками, пластиковыми емкостями, картонными коробками или просто непонятной фигней замотанной в пищевую пленку. Температура поддерживалась около -18 или -20, но для инвентаризации Василиса выключила охлаждающую установку. Внутри все равно было очень холодно, поэтому она принесла нам со склада две старые рабочие куртки, похожие на те, в которых работаю заправщики на АЗС.

- Не знаю, откуда они к нам приблудились, но вам пригодятся, - пояснила Василиса - Леха, сходи на приемку принеси большие весы, а ты привези тележку и поставь на неё четыре гастроемкости, будем сортировать наши археологические находки без маркировок. До завтра они оттают, там решим, что сними делать. Я тут снаружи останусь, буду все записывать и говорить что куда класть, а вы вытаскивайте все по очереди, начиная с правого угла.

Эта работа действительно напоминала археологические раскопки в ледяной пещере. Чего только мы там под завалами не находили: замороженные отварные рульки, головы осетров, пакеты с замороженным демигласом, мясные рулеты, брикеты непонятного фарша неизвестно из кого. Если бы в дальнем углу нашелся хобот от мамонта, я бы совсем не удивился. Ряд находок вообще представляли собой смерзшиеся куски непонятно чего и не поддавались простой идентификации.

- Это следствие идиотского подхода к банкетам в течении нескольких лет - жаловалась Василиса - у нас нет жесткого банкетного меню, что клиент пожелает, то закупим и приготовим. А всякие мелкие и не очень излишки, которые неизбежно остаются, если начинаешь готовить не проработанные блюда складировали здесь, типа они же хорошие, как их списывать - пропустите куда-нибудь. А куда их пропустить, если этих блюд в меню нет? Тут даже для служебного питания на 10 лет хватит.

- Ты же говорила, что клиент только в борделе бывает, а у нас гость?

- Да нас тут так во все места имеют, что это натуральный бордель и есть - подхватил Леха, вытаскивая очередной картонный ящик с непонятной фигней - для извращенцев с изысканным вкусом...

Работа продвигалась медленно, очень мерзли ноги, так как зимних ботинок в наличии не имелось. Когда мы прошли примерно половину камеры, у Лехи зазвонил телефон, он отошел и затараторил что-то в трубку взволнованным голосом. Через пару минут он вернулся и обратился к шефу:

- Василиса Николаевна, мне жена позвонила, у нас дочь заболела, температура поднялась, а дома лекарства кончились как назло. Ей годик всего, жена не может оставить её в аптеку выйти. Можно я сейчас домой поеду, я отработаю потом обязательно, надо в выходной выйду или подменить кого.

- Иди, тебе такси вызвать?

- Не надо, я на машине сегодня и в список не записывался на развоз.

- Хорошо, езжай быстрей, но будь осторожен.

- Спасибо, шеф!

После ухода Лехи на несколько секунд повисло неловкое молчание, которое, взглянув на часы, первой прервала Василиса:

- Тебя сегодня дома ждут?

- Нет.

- Меня тоже. Пойду-ка я тебя в список на ночной развоз напишу, а то твой автобус вот-вот уйдет, а мы явно раньше часу ночи тут не закончим. Иначе придется тебя на мотоцикле домой везти, а я очень не люблю ездить не одна. А ты не стой тут, как памятник, сгоняй кофе себе сделай и холодников ограбь на бутерброд, заодно согреешься пока.

Я последовал совету шефа, а когда вернулся, застал её нажимающей кнопки на той самой потертой CD-магнитоле, что утром стояла на раздаче:

- Ты не против музыки? - спросила она - тут правда, только наш старый рок по моему вкусу, но другого диска все равно нет, а этот меня успокаивает.

- Спокойный начальник - всегда хорошо, врубай!

Мы продолжили работу под завывания Борис Борисыча:


«Жизнь ползет как змея в траве

Пока мы водим хоровод у фонтана…»


Работа еще сильнее затянулась, ползла как змея в траве, видимо сказывалась усталость. Мы почти не разговаривали, Василиса жестами показывала, куда положить ту или иную находку. Что-то мы сразу клали в мусорку, что-то предполагали разморозить, а потом принять решение, что-то клали обратно в камеру. Наконец после часа ночи все было закончено.

Василиса собралась выключить магнитолу, но вдруг замерла. В тишине закрывшегося ресторана отчетливо зазвучал Григорян:


"Спи сладким сном не помни о прошлом.

Дом, где жила ты, пуст и заброшен.

И мхом обрастут плиты гробницы.

О маленькая девочка, со взглядом волчицы..."


Я тоже остановился, казалось, она что-то хочет сказать. Но прошло несколько секунд, Василиса вздрогнула, будто очнувшись ото сна, и сказала не поворачиваясь.

- Поторапливайся, там ребята уже такси ждут, опоздаешь пешком домой пойдешь.

- Понял, уже бегу, до завтра.

- Пока.

Я прошел мимо, Василиса по-прежнему стояла ко мне спиной и смотрела на стену. У служебного входа человек десять ждали развоз, официанты, бармен, повара. Курили и обменивались плоскими шутками, основной темой которых было, кто у кого ночевать будет. Вышла Василиса, уже в шлеме, вскочила на мотоцикл и исчезла в ночи. Подъехали такси и мы стали рассаживаться. Я достал наушники и долго искал в телефоне давно забытый трек, включил и поставил на повтор, что бы вечер хороших песен продолжался:


"Идя пустынною дорогой

Навстречу собственной судьбе,

Ты знаешь обо мне немного,

И я не знаю о тебе.


Меня ты видел темной ночью

С лицом, страдающим от боли,

И рассмотрел черты неточно,

Склонившись низко надо мною


Летим навстречу солнцу, мы теперь свободны,

И в прошлое ушли пять тысяч лет невзгод.

Мы умерли, и наши души слились благородно,

И ветер прямо к солнцу направляет наш полет..."