21 из газеты о нём

Владимир Цыкалов
14.08.2002г.
Из газеты "Мордовия-7 дней" № 33
==============================
                ОБНАРУЖЕН ТРУП В ХОЛОДИЛЬНИКЕ
          На следующий год исполняется пятнадцать лет обществу судебных медиков Мордовии. Пятнадцать лет, наполненных до отказа научной и практической работой, результаты которой высоко оценены далеко за пределами республики. Например, биохимические исследования наших экспертов заинтересовали коллег с Украины и в Ижевске. Ряд высказываний  положений цитировался в диссертациях. Это ли не показатель? Поэтому, когда разговор заходит о работе бюро судебно-медицинской экспертизы республики, найти интересную тему не представляет труда, об иных разработках хоть романы пиши.               
                У экспертов свободных минут нет
          — СЕГОДНЯ У НАС "ВЫХОДНОЙ", — признался заместитель начальника бюро Владимир Константинович Цыкалов. И, видя мое недоумение, расшифровал: "Пока что ни одного трупа на вскрытие не привезли. Так что можем спокойно побеседовать..."
          Однако такие вот свободные минуты у экспертов выдаются редко. В последние два месяца в связи с установившейся жарой работы у них предостаточно — резко увеличилось количество утонувших, а также умерших от сердечной недостаточности (в бюро на исследование не поступают лишь тела тех, кто умер в больнице либо страдал неизлечимым недугом и находился дома под наблюдением лечащего врача). Особенно много хлопот доставляют утонувшие. Каждый второй, как правило, в момент смерти находился в состоянии алкогольного опьянения. Приходится разбираться: сам ли, несчастный случай, или "помогли".
          — Что тут скажешь, союз Нептуна и Бахуса очень опасен. Жаль толь¬ко, люди никак не хотят этого понять. А ведь если составить своеобразную таблицу: чем заканчиваются пикники, статистика получается удручающая. Правда, каких-то из ряда вон выходящих случаев пока не было.
       — Вы их тоже учитываете?
          -   А как же, это, кстати, одно из направлений нашей исследовательской работы.
          Другое направление — помочь врачам избежать ошибок, которые могут дорого обойтись пациенту. Мы исследуем каждый случай, когда возникает вопрос о возможности ошибки в диагнозе. Кроме того, стараемся добиться правильного описания течения заболевания либо травмы. Тут часто в суде разгораются споры, причем, упреки сыплются именно в наш адрес. Но как можно написать правильно заключение, если нет подробного описания той же колото-резаной раны? Без это¬го не установить вид оружия, каким она была нанесена. Каким должно быть в идеале оформление документа — над этим мы тоже работаем. А вообще область наших разработок очень широка. Думаю, в последующих материалах мы подробнее остановимся на .наиболее интересных аспектах.
       — Разумеется. Но пока, может, хотя бы пара примеров?
          — Пара примеров... Знаете, мне кажется, читателям небезынтересно будет узнать о цифрах, полученных во время исследований, связанных с влиянием неблагоприятных дней на человека.
          Основатель отечественной гелиобиологии — профессор Чижевский. Он один из первых начал изучение влияния солнца на жизнедеятельность организмов и обнаружил множество явлений, зависящих от колебаний его активности, — эпидемии, галлюцинации, учащение эпилептических припадков, частота несчастных случаев, внезапных смертей, обострений болезни.
          Последователи Чижевского на огромном статистическом материале подтвердили связь заболеваемости и летальных исходов с изменения-, ми солнечной активности, климата и погоды.
В рамках программ Глобэкс дни солнечной активности стали вычислять по колебаниям земного притяжения с учетом взаиморасположения Земли, Луны и Солнца.
          Мы проанализировали данные нашего республиканского бюро за период с 1995 по 1998 годы-с учетом неблагоприятных дней. Число умерших и погибших вследствие сердечно-сосудистых заболеваний, ДТП и завершенных суицидов применительно к неблагоприятным дням со¬ставило 17,3 процента от общего числа умерших. Около 73 процентов из них были мужчины, а 27 процентов — женщины работоспособного возраста. 36 процентов покончили с жизнью через повешение. В результате ДТП погибло 19 процентов. Причем увеличение числа наступления смерти отмечалось в предшествующий и последующий за геофизически неблагоприятными днями. Смерть от сердечно-сосудистых заболеваний чаще наступала в январе, феврале и ноябре, реже — в апреле, июне и сентябре каждого года. Суициды же чаще всего происходили в апреле, июне и августе, редко — в январе, сентябре и декабре. Определенная "сезонность" прослеживается и среди погибших в результате ДТП: больше — в августе, сентябре и ноябре, меньше — в январе, апреле и июне. Такова статистика.
          Что же касается иных исследований, они тоже весьма интересны, думаю, мы с вами еще не раз вернемся к этой теме.
                Ляп на ляпе
          РАБОТАЯ с предоставленными на экспертизу документами, порой трудновато разобраться в русской грамматике. Поражаешься не только полету мысли "писателя", но и практическому "опыту" применения того языка, который изучался не один десяток лет, начиная со школьной скамьи. И это при составлении официальных документов! Судите сами.
          ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ. Больной чувствовал себя нормальным, был здоровым и пьяным. Наследственность удовлетворительная. Рана в затылочной области лица. Жалоб со стороны живота нет. Движения глазных яблок не ограничены.
          ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА (ДОСЛОВНО). "Ко мне побежала толпа из четырех человек. При¬шли просить извинение за то, что я их бил зря. Оказалось, я бил своих. АХ,..?! Он ударил меня ногой. На ноге был то ли валенок, то ли сапог, то ли калоша. Я только помню, что было что-то мягкое".
          — Вид у нее был бледно-розовым. Грудь была красного цвета — оттенка.
          ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ. 19.02.90 г. умер гр. Ш. в возрасте 77 лет, который 07.09.98 г. составил завещание.
          Обнаружен труп в холодильнике морга РБСМЭ МЗ РМ.
  В морге Республиканской больницы был обнаружен труп мужчины, который скончался.
                Из воспоминаний эксперта
          Опергруппа остановилась перед дверью на четвертом этаже. На стук никто не отозвался, но сама дверь приоткрылась, как бы вежливо приглашая пройти в дом.
          Небольшая прихожая хрущевки была завалена одеждой и обувью, перемешанными самым немыслимым образом. Видавший виды полушубок и цигейковая шапка соседствовали с аляпистым легким сарафаном и плащом. Сандалеты с надорванными ремешками оказались зажатыми между черными резиновыми сапогами солидного размера и единственным валенком.
          Стол в единственной комнате был завален грязной посудой и пустыми бутылками. Посреди комнаты стояла пустая раскладушка. В углу на кровати мирно посапывал мужчина лет шестидесяти.
          Оперативникам с трудом удалось разбудить его. На вопрос участкового о том, где в настоящее время находится его сожительница, мужчина, не задумываясь, ответил предельно кратко: "Не знаю". Это же он повторил и тогда, когда опергруппа начала обыскивать квартиру: по имевшимся сведениям тут разыгралась какая-то драма.
          Впрочем, поиски были весьма не¬продолжительными. Заглянув на балкон, оперативники увидели среди, всевозможной утвари, сваленной все в том же немыслимом беспорядке, тело женщины, одетой в болоньевую куртку, накинутую поверх ночной рубашки. А еще через несколько минут участковый инспектор записывал показания мужчины, оказавшегося словоохотливым собеседником.
          — Живу я здесь с Клавой давно. Года два... Не, два года и три месяца... Точно! Сошлись сразу после того, как меня выпустили. Сидка у меня была — на зоне четыре года отбарабанил... Не, за дело! Я не в претензии: все по уму. Короче, вы¬шел и сюда приехал. Тут с Клавкой и познакомился. Сговорчивой бабенкой оказалась... Я из чайничка плес¬ну себе? Трубы горят...
          Муж у ней от туберкулеза помер лет пять назад, вот и мыкалась одна. А я в колонии по плотницкому делу мастеровым был. Так и стали жить потихоньку: ее пенсия да что я заработаю. Опять же бутылки сдавали. Хватало...
          Но вот замечать начал: чаще меня пить начала. Как ни приду, она уже шнифты залила где-то и бормочет что ни попадя. Дальше еще хуже: с кем ни попадя якшаться стала. ...Но бить я ее не бил. Так, пару раз заеду для острастки, чтоб знала место свое.
       —  Так что же здесь было, Кимыч? Кто приходил? Что сам делал?
            —  Кто был, не знаю, спал я. Вот с Мурзиком кемарили. (На кровати у стены лежал котенок). Мы с ним в друганах ходим. Правда, Мурзик?
       —  А откуда у хозяйки на груди ножевая рана?
             — Где? Да я думал, спит она. Там же на балконе матрас, а она любительница свежего воздуха.
       — Что ты темнишь?..
            —  Я?! Че мне темнить. Не надо шить мне дело. — Кимыч снова потянулся за чайником. Участковый, опередив его, взял чайник в руки, снял крышку. В воздухе растекался специфический аромат...
       — Слушай, давай начистоту. Да положи ты котенка. Что это он у тебя квелый какой?.. Да он же не дышит!
          — Как не дышит, мурлыкал только что.
           Не успевший еще снять перчатки эксперт ловко перехватил маленькое
серое тельце и подтвердил диагноз: бедный Мурзик перешел в мир иной, не дождавшись развязки событий.
          Между тем, оперативник продолжал допрос. В конечном итоге картина происшедшего начала проясняться.
          Сам Кимыч вечером пришел домой с другом. Оба были уже навеселе, но "возлияния" продолжали, когда и по¬явилась Клавдия. Слово за слово и началась очередная пьяная ссора: "Хозяйка, видишь ли..." Вот и нарвалась на кулак своего сожителя. Сгоряча Клавдия пригрозила ему милицией. "Козел!" — орет. Говорю, за козла ответишь. На зоне меня так никто не называл... Как получилось, что посадил на перо, хоть убей, не помню. Не хотел мочить ее, чес слово! Кому охота на старости лет на зоне париться..."
       — А котенка зачем кончил?
           — Тоже не помню, как получилось... Маленький, ему тепло рядом было. Скотинка, а жалко...
          Под нажимом следователя Кимыч "припомнил" еще несколько деталей, даже где припрятал нож, которым за¬резал Клавдию...
         Всего одна сцена, один эпизод... А сколько еще подобных сцен прошло перед глазами экспертов! Сцен, ярче любых самых увесистых фраз свидетельствующих о том, в какое дикое время мы живем, когда вот такие бытовые, на почве ежедневного пьянства убийства совершаются практически каждый день.
                Елена СЕВАСТЬЯНОВА.
=============================================