Борис Кустодиев. Русская Венера

Алина Алексеева-Маркезин
           Борис Кустодиев.На террасе. 1906г .Холст, масло. 134 x 97 см.Нижегородский государственный художественный музей

С обратной стороны написана картина Русская Венера. 1926 год
Холст, масло. 200 ; 175 см Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

            Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем". Лето 1906 года. На террасе «Теремa» – дома, построенного художником неподалеку от Кинешмы, для летнего отдыха своей семьи. Пьют чай сам Борис Михайлович с женой, Юлией Евстафьевной; Василий Александрович Кастальский (1866 - 1942), близкий друг и муж сестры, Александры Михайловны, сын Кирилл и Ирина с няней.

 В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера".
 
 
Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. В это время Кустодиев уже был практически полностью поражен своим тяжелым недугом.
          Испытывая сильные боли, которые причиняет туберкулез позвоночника, Кустодиев в своей картине попытался изобразить собирательный образ русской деревенской красавицы.

            Наверное, ни один другой русский художник той эпохи не имел большего морального права отобразить архетипический образ национальной красоты. Несмотря на то что новая постреволюционная Россия не нуждалась в старых божествах, есть личная своевременность и закономерность появления этой работы в творчестве Кустодиева. Художник создал свой особый иллюзорно-солнечный радужный мир, который нуждался в богине, и на обороте ранней, двадцатилетней давности картины уже зрелый мастер пишет русскую Венеру.

         Жизненная веселость образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Пена, мрамор мыла, облака пара и подпись-картуш указывают на образную преемственность Венерам-Афродитам эпохи Возрождения и Античности. Но, по мнению самого художника, в полумраке русской бани нагота нашей богини оправдана, целомудренна и лишена кокетливой псевдостыдливости.

Как писалась картина.

Позировала Кустодиеву его дочь Ирина.
      «Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна»

     Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, "чесались руки". И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».

        А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали. Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.

         Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине.