Жгон, Раскулачивание, Семья вымерла

Галина Шевцова
Жгон

Олиному деду Ивану довелось много раз побывать в Сибири, и бабушка Матрёна рассказывала Оле о его впечатлениях.
Ездил дед в Сибирь деньги зарабатывать, потому что был он потомственный жгон - катальщик валенок.
Этим ремеслом занимались почти все здоровые мужчины деревни.
Уезжали на жгонку осенью после уборочной на подводах, гружёных шерстью.
В Сибири рассеивались по селениям по два-три человека. Снимали под ремесло бани. Валенки катать - нужен пар, жар и вода.

Впечатления

На чужбине, своя Родина казалась милее и дороже.
Наскитавшись и натосковавшись по своим жёнам и ребятишкам, не жаловали жгоны Сибирь и её народ в своих рассказах:
"Никакой бережи и аккуратства у сибирского народу нету, - говорил Иван, -
Скатаешь ихней бабе валенки, как игрушечки, она наденет довольная:
"Ох, хороши, дядь, удобны!",
а посмотришь через несколько дней шлёпает в них и никакие лужи не обходит.
Да разве сравнимы сибирячки с нашими!?
На нашу любо-дорого посмотреть. Идёт, как лебёдушка, всё в такт да в лад, дурным взглядом не глянет.
А ихние!? - Никаких праздников не соблюдают, сидят на завалинках - семечки лузгают, а от губ косы скорлупы плетутся! Срам смотреть*!"
Говорил Иван, что не знают сибиряки многих русских слов и обычаев, а всё от того, что безбожники и далеки от православия.
P.S. Лузгать семечки в религиозный праздник - оплёвывать Христа. Особенно это считается большим грехом в Пасху.

Приветствие

Заходя в селение у костромских людей с первым встречным (кто бы он ни был) здороваться полагалось, и не как попало, а ласково.
Увидел Иван мальчонку, наклонился над ним потрепал по курчавой голове: "Здравствуй, милый сын! Как поживаешь?"
Округлил парнишка глаза и помчался домой, запыхавшийся с порога крикнул:
"Мамка! Беги скорее! Наш папка вернулся!"
Выбежала женщина на дорогу, увидела незнакомого мужчину:
"Нет, сынок, это не папка." и извинилась перед пришлым.

Хлеб

Остановились жгоны в сибирской семье переночевать.
Вечером стали ужинать, вытащили свой провиант.
Хозяйский сын увидел, что они едят что-то чёрное и сказал матери:
"Мам, а дядьки землю едят!"
Мать объяснила: "Это не земля, а хлеб в их краях такой чёрный растёт."
P.S. В нечерноземье (Костромская обл.) больше сеяли рожь (чёрный хлеб), а в Сибири пшеницу (белый хлеб).

Колыбельная

Пока мужья жгонили (а это примерно с ноября по март, время между уборочной и посевной) жёны не бездельничали, а пряли, ткали, работали по дому, да за малыми детишками ухаживали, пели им колыбельные песни:
Баю-баю-баеньки/ Скатаем Пете валенки/ Валенки по ноженьке/ Бегать по дороженьке.

Трудности

Нелёгок труд жгонов. С годами у кого-то возникает чахотка, у других, болят суставы, и почти у всех вылезает грыжа.
Да и опасны путешествия. Воры-одиночки и бандами орудуют на вокзалах и в поездах.
Тут держи ухо востро и рот на замке, а то можешь заработанных денег лишиться, а то и покалечат или того хуже - жизни лишат.
Потому жгоны разговаривают в людных местах на своём, только им понятном языке.

Жгонский (вятский) язык
Костин один
Кокур два
Кумар три   
Ныргуч         четыре
Вычур пять
Шондейша шесть
Индейша                семь
Кондейша                восемь
Малейша                девять
Мара                десять
Кокур мар              двадцать
Кумар мар             тридцать
Нырчуг мар           сорок
и     т.д.
Прочая                сто
Кокур прочая           двести
Кумар прочая          триста
и т.д.
Косая                тысяча
и  т.д.
Куфта                женщина
Мас                мужчина
Биря                рука
Ходара              нога
Ходары             ноги
Малашта                ночь
Вовгаж              день
Хлит                идёт
Самарь              хлеб
Троить                обедать (кушать)
Санжал             соль
Сары                деньги
Сармаки             деньги (мелочь)
Миж                шерсть
Перт                дом
Малашной                чёрный
Вавгажовый            белый
Лакомка             вещевой мешок
Потетесьи          картошка
Кузик                нож складной
Махино             лицо человека
Пумка                ложка столовая
Щолкан             сахар
Жгон                пимокат, катальщик
Портовик          маленький дом, изба
Саёвый                хороший
Не саёвый         плохой
Сошной                плохой (больной)
Вит                вода
Шурт                молоко
Мижовики             валенки
Балаболит       говорит, рассуждает
Похлим             пойдём (похлили - пошли)
Соши                плохие валенки
Косай                бери, хватай
Ракешта              водка
Крестовик               стол
Зетит                говорить
Бусать                пить
бусной                пьяный
Тувар                топор
Коляги               ноги
Студени             нижняя часть ног (икры)
Киньенка          поперечная пила
Наутюжили         набили
Шамать              есть, кушать
Пошило пачи - один одного набил, которому попало.
Колемает               болеет
Холызнул               умер


Власть неправильная

Когда создавались колхозы, никакие уговоры и запугивания не подействовали на Ивана, не вступил он в колхоз, а остался жгоном.
А про власть говорил: "Когда-нибудь да поймут, что эта власть неправильная, потому что не по совести всё делается. Сколько бы она ни стояла, всё равно развалится!"

Председатель колхоза

Председателем колхоза поставили Прона, раньше его в народе называли Пронька-трепач.
До работы он был не охоч, зато разговоры-разговаривать да агитировать - мастак,
и директивы партии и правительства исполнял рьяно.

Раскулачивание

Семью Ивана не раскулачивали, ничего у них на тот момент не было, ни коровёнки, ни лошадёнки.
А вот соседей, которые в колхоз не вступили, записали в разряд кулаков.
Была у них лошадь, по кличке Маня, и фонарь - вещь по тем временам ценная.
Вот это хозяйство и пришли конфисковать.
Забрали фонарь и пошли за лошадью, а та, бедная, почувствовала неладное, заржала, встала на дыбы и рванула, сметая всё на своём пути.
«Конфискаторы» устремились вдогонку, а хозяйская дочка крикнула :
"Пронька, держи Маньку-то, да не разбей фонарь-от!"
Голос девочки разнёсся по всей округе.

Семья вымерла

Раскулаченных посадили на телеги и вывезли на выселки в Сибирь.
Там они жили в землянках, большинство захворали и умерли.
Через несколько лет единицы вернулись в свою деревню, но и здесь их ждала разруха и голод.
Соседка тоже вернулась, с двумя девчушками, а муж её и ещё двое детей в Сибири умерли.
Да и она долго не прожила на родине. В первый же год отдала богу душу, а девочки её пошли служить в няньки.
Бабушка Матрёна рассказывала Оле:
"В няньках редко кто из малолеток доживал до четырнадцати. Вечное недоедание, недосыпание да окрики..."
Так и вымерла когда-то крепкая, работящая семья.