Коммунизм и фашизм

Константин Карасёв
Мы подошли из-за угла.
         
Когда-то, в стародавние времена, Аристотель говорил своим ученикам, перед началом очередного философского семинара-диспута, сакраментальную фразу – условимся о терминах. Дабы ученики его не спорили попусту, когда один говорит нечто, а другой понимает совсем иное. Правильно понимать сущность явлений, обозначаемых некими определёнными терминами, и не путать Божий дар с яичницей – дело чрезвычайно важное. Но иногда в реальности дело обстоит ещё хуже – значимые социально-политические понятия намеренно смешивают или существенно изменяют.
Именно так и обстоит дело с развернувшейся в последнее время, и очень актуальной, полемикой в отечественных и западных СМИ: можно ли приравнивать коммунизм (социализм) к нацизму (фашизму), а Сталина к Гитлеру? Идеологические службы США и ЕС активно внушают всем – ставьте знак равенства между этими понятиями. Даже киевский режим, известный в основном совсем не идеологией как таковой, и тот включился в эту гонку. Разумеется, не отстаёт от этого и наша отечественная «оппозиция».
Побудительным мотивом к написанию этой работы явилась очень неплохая статья известного публициста Сергея Худиева - «Коммунизм не равен нацизму». Там всё верно было написано, но осталось чувство некоторой недосказанности, что и побудило меня развить тему, взглянув на этот вопрос несколько иначе.
 
Откуда «новации» растут.

Казалось бы, после Нюрнбергского процесса расставлены все точки над «i» и всё ясно по теме нацизма. И вдруг такой заход – вали коммунистов и фашистов в одну кучу, нет между ними разницы. Чтобы лучше понять и оценить такое «данайское» подношение, хорошо бы задуматься – с чего бы это рождались такие «откровения» и откуда ветер дует.
Политическая погода в этом случае определяется социально-политическими мировыми процессами. Постепенно, хотя и на самом начальном этапе, набирает силу тенденция отмирания глобализма. Эти обстоятельства были заметны и раньше, но явный старт построению нового миропорядка был дан в самом начале 2014-го года, проявившись как «коричневая революция» на Украине. Все нормы ВТО полетели под откос. Санкции, гибридные войны, финансовый бандитизм на межгосударственном уровне и многое другое, инициированное США, не оставляют сомнений – глобализм постепенно отмирает.
Что идёт ему на смену? Идёт новый исторический формат: цивилизационные проекты (ЦП). В рамках этого развития, глобалистские объединения раскалываются не как попало, не по государственно-образующему признаку, а по принципам идеологической и цивилизационной общности, где государственная экономика несколько отходит на второй план.
В этих условиях активистам таких процессов (главным образом США) необходимо иметь подходящую данному случаю идеологическую базу. Она проста: коммунизм также плох, как и нацизм, они тождественны друг другу, а значит, все нормальные страны давайте к нам, к США и ЕС. Россия, где строился коммунизм (социализм), Китай и их союзники – это ошибка истории, их надо изолировать и задушить экономически, а то может и военным путём (зря что ли НАТО распухает).
Такую злонамеренную ложь, искажение исторических процессов и политических понятий нужно чётко осознать и опровергнуть, как наглые бредни, каковыми они и являются на самом деле. А после этого можно перейти к существу вопроса.

Структура идеологической надстройки коммунизма (1) и фашизма (2).

Желающие уточнить ключевые понятия и различные нюансы, коих действительно много, могут заглянуть в справочную литературу или иные подобные источники. Здесь же я приведу самые краткие определения, цели рассматриваемых явлений, а также методы и практику достижения этих задач.
1. Национал-социализм или сокращённо нацизм – это форма общественного устройства и идеология. Ассоциируется чаще всего с гитлеровской Германией, ницшеанством и некоторыми другими основами. Фашизм, от fascio (фасция), переводится как «соединение» или «пучок» (фашина). Символизирует единство. Рождение этого политического движения чаще всего связывают с Италией 1918 года и поэтом Витторио Данунцио (хотя есть мнения о более глубоких корнях).
Нацизм и фашизм - понятия чрезвычайно родственные и в дальнейшем я, для простоты изложения материала, буду употреблять термин, который более привычен российскому уху - «фашизм».
Идеологически фашизм базируется на антикоммунизме, ксенофобии (страх-ненависть к чужим) и доктрине о необходимости и нравственности геноцида по отношению к «неполноценным расам» и «недочеловекам». Добавлю, что современная украинская бандеровщина – это и есть частный случай фашизма, с некоторыми специфически-национальными особенностями, никак не меняющими сути явления.
2. Социализм, первая фаза коммунизма – это форма общественного устройства и идеология. Впервые термин «социализм» появился в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» в 1834 году.
Идеологически социализм (коммунизм) базируется на отрицании капитализма, на равноправии народов, на понятиях классового общества и на недопустимости эксплуататорских социальных слоёв в обществе.
Отсюда, собственно, и вытекают цели и задачи, как нацизма (фашизма), так и коммунизма (социализма). Как решаются задачи построения рассматриваемых нами общественных устройств – это определяется методом и политико-экономической практикой. К этому и перейдём.

Структура экономического базиса коммунизма (1) и фашизма (2).

Коренной вопрос любой государственной власти – это вопрос о формах собственности на средства производства.
1. Фашизм никак принципиально не менял основы экономической модели капитализма, полностью сохраняя один из ключевых принципов – наличие и широкое применение смешанных форм собственности (частной и государственной) на средства производства (ЧССП и ГССП).
Переходным звеном от идеологии к практике государственного функционирования, например в гитлеровской Германии, являлась нацистская партия НСДАП – национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Социальный упор делался на рабочих, средний класс и бюргерство. Такая модель для фашистского построения общества является, достаточно, классической.
Формой практического функционирования была жёсткая диктатура, с элементами ярко выраженного вождизма и милитаризацией экономики. Логичным финалом развития такого общества была военная экспансия в соседние страны, а в конкретном случае в 1939 году началась Вторая Мировая война. Для нашей страны это был вариант  Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
2. Коммунистическое строительство, на практике нашей страны, коренным образом отличалось в вопросах экономики от капиталистического уклада. Конституирующим признаком социализма является широкое, практически монопольное, применение государственной собственности на средства производства (ГССП).
В практике государственного функционирования также лежит жёсткая диктатура, с элементами вождизма и идеологическая экспансия, направленная на создание стран социалистического лагеря.
Связующим звеном между социалистическим принципом экономики (ГССП) и практикой хозяйствования в СССР являлась коммунистическая партия. Обязательной спецификой социализма является однопартийность (структурная и идеологическая), а также конституционно закреплённое право партии на контроль и управление силовыми структурами и государственным аппаратом.
С отходом от этих принципов социализм стал структурно разрушаться. Попытки построения социализма «с человеческим лицом» закономерно закончились крахом системы. К этому были и иные, чисто экономические, предпосылки, но здесь их рассматривать нет смысла, ибо это уже совершенно отдельная тема.

Федот, да не тот.

Итоги и выводы совершенно очевидны. Фашизм (нацизм), опираясь на классические и действующие модели капиталистического развития экономики, проводил в жизнь бесчеловечные принципы геноцида одних народов, объявленных «недочеловеками», ради господства других, объявленных арийскими расами.
Фашисты добивались благополучия и процветания избранных наций, уничтожая и порабощая «низшие расы». Таким образом, они загоняли своё общество в тупиковую модель развития, где звериная идеологическая надстройка пожирала нормальный экономический базис.
У коммунистического строительства возникли иные системные проблемы. Внедряя и проповедуя (не слишком-то удачно) в обществе гуманные и нравственные принципы развития, верхи коммунистов опирались на бесперспективную экономическую модель государственного хозяйствования.
Победив военным путём фашистскую модель развития общества, коммунизм (социализм) оказался колоссом на глиняных ногах. Хронически проигрывая капитализму в важнейшем показателе экономики - в производительности труда - социализм получил фатальное разложение идеологических принципов в обществе (коммунизм и не думал хоть сколько-то приближаться) и катастрофическое отставание в экономике. Голодное брюхо нашего общества оказалось глухо к высоким принципам политической морали социализма.
Коммунисты стремились к благополучию и процветанию всех наций, но на принципах классового общества. Его особенности здесь не рассматриваются, исходя из соображений того, что это достаточно известное понятие. В наше время все реальные левые партии смягчили эту позицию, оставив понятия «трудящихся» и «эксплуататоров», заменив последних современным термином - «олигархат».

Резюме.

Коммунизм и фашизм понятия корректно несравнимые. Опираясь на внешне схожие диктаторские методы достижения своих целей, они имели совершенно разные конечные задачи на построение общества.
Фашисты стремились любыми путями к господству арийских рас, которые они определяли по своему усмотрению, над «низшими» расами и народами.
Коммунисты пытались стремиться к равенству и благополучию всех народов, опираясь на классовую теорию развития общества, где предусматривалось неравенство разных классов и социальной прослойки.
Одних в историческом развитии пришлось подавить, как маньяков-убийц, другие выдохлись сами, как взявшие на себя закономерно непосильную ношу.
А тот, кто мешает в общую кучу такие несопоставимые понятия, либо недопонимает (что не может служить оправданием на государственно-политическом уровне), либо сознательно обманывает, имея самые низменные цели.
Люди, будьте бдительны, говорил человек, написавший «Репортаж с петлёй на шее». Это было актуально тогда и не менее значимо сегодня. Но гражданская бдительность должна базироваться на понимании некоторых основ общественного развития. Поэтому мы и рассмотрели тему различия коммунизма и фашизма. Они разные.