О встречах Карла Брюллова с Пушкиным

Алина Алексеева-Маркезин
          Илья Ефимович Репин. А. С. Пушкин у Карла Брюллова. 1912.

АП. И. МОКРИЦКИЙ. Воспоминания о Брюллове

           "25 янв. 1837 г. Сегодня в нашей мастерской были Пушкин и Жуковский. Сошлись они вместе, и Карл Павлович (Брюлов) угощал их своею портфелью и альбомами. Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его акварельными рисунками; но когда он показал им недавно оконченный рисунок: "Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне", то восторг их выразился криком и смехом.

             Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок? Смирнский полицейместер, спящий посреди улицы на ковре и подушке, такая комическая фигура, что на нее нельзя глядеть равнодушно. Позади него за подушкой, в тени, видны двое полицейских стражей: один сидит на корточках, другой лежит, упершись локтями в подбородок и болтая босыми ногами, обнаженными выше колен; эти ноги, как две кочерги, принадлежащие тощей фигуре стража, еще более выдвигают полноту и округлость форм спящего полицейместера, который, будучи изображен в ракурс, кажется от того еще толще и шире.

                Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой; Пушкин был безутешен; он, с рисунком в руках, стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: "Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот". Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой.
М. И. ЖЕЛЕЗНОВ. Заметка о К. П. Брюллове.

             "Я не понимаю, почему Мокрицкий передавал это обстоятельство без конца, который он сам мне рассказал и который, по-моему, очень важен. Брюллов не отдал Пушкину рисунка, сказав, что рисунок был уже продан княгине Салтыковой, но обещал Пушкину написать с него портрет и назначил время для сеанса. На беду дуэль Пушкина состоялась днем ранее назначенного сеанса. По словам Брюллова, "картишки и дуэли были слабостью Пушкина".

              "Встречи поэта и художника продолжались в Петербурге и оборвались трагической смертью Пушкина. Последняя их встреча произошла за два дня до роковой дуэли. Пушкин и Жуковский посетили квартиру Брюллова, где Пушкин просил художника подарить понравившийся ему акварельный рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Вскоре после смерти Пушкина, которую Брюллов считал «невосполнимой потерей», художник сделал эскиз памятника Пушкину, а позднее написал картину маслом на сюжет «Бахчисарайского фонтана».

             В дни дуэли и смерти поэта Брюллов был прикован лихорадкой к кровати, хотя с осени кутался в меха. Он тяжело переживал трагедию с Пушкиным, сразу послал своего ученика в квартиру поэта на Мойке. И тот привёз ему скорбный рисунок.

               Мокрицкий: «Брюллов велел мне читать стихи Пушкина и восхищался каждой строкой, каждой мыслью и жалел душевно о ранней кончине великого поэта. Он упрекал себя в том, что не отдал ему рисунка». Сценку в мастерской Брюллова со свойственным ему искусством в 1912 году изобразил пером И.Е.Репин…
Пушкин и Брюллов были одногодками. Художник, страдавший от холода и сырости, пережил поэта не так много, на 15 лет.

            Мысль о быстротечности времени, его неудержимой власти над всем живым давно занимала художника. Под впечатлением смерти Пушкина он ещё в 1837 году сделал набросок Хроноса, амура и поэта. В задуманной им картине «Разрушающее время» Хронос в виде Сатурна сталкивает в реку забвения (Лету) философов, поэтов, законодателей, ученых и художников, включая самого Брюллова.

            Зимой 1847-1848 годов у художника болело сердце, духовно он был угнетён. Ему казалось, что ничего путного уже не создаст. Классик при жизни, он говорил друзьям, что сам хочет умереть. Что бывают минуты, когда он завидует Пушкину, который так быстро свёл счеты с жизнью.
В последнем для живописца 1852 году, чуть раньше его, ушли из жизни Жуковский и Гоголь.