Доброе сердце. Рождественская сказка. Вариант 2

Людмила Куприянова Смирнова
Действующие лица :

ПИТЕР. – мальчик 10 лет.
ЭННИ  - его сестра – 7  лет.
ВЕДЬМА – злобная бестия
ЛЖЕЦ. – хитрый льстивый проныра.
БОГАЧ. – жадный толстяк
СЛАВА.- тщеславная особа.
НИЩИЕ :
ЭНДЖИ (заводила)
ГОП-ЛЯ  ( акробат)
ПТАХА певунья
Эста и Веста ( разносчики газет)
ПРИЗРАКИ  (3 или больше)

Картина 1-я.   Чужое окно.

Улица.  Окно. За окном  искрятся огни праздника. У стены сидят бродячие музыканты и играют. Появляется ВЕДЬМА. Слушает. Усмехается. Бросает монетку. Уходит. Высовывается из окна.

ВЕДЬМА. (из окна) Эй! Вы там! Голодранцы! Пошли вон!  Концерт окончен!

(Появляются ЭННИ И ПИТЕР. Они весело играют, смеются. Внезапно ЭННИ останавливается и заворожено смотрит в окно.)

ЭННИ. Ой! Смотри, Питер, как красиво!    Да, постой же, постой!  Там так красиво!  Елка!.. А игрушки… Ты только посмотри, сколько там игрушек!

ПИТЕР. Вот еще! Буду я смотреть в чужие окна.!  Очень мне это надо.  И ты не смотри.  И вообще, нам некогда. Лавка скоро закроется.  Нам надо все это туда отнести.

ЭННИ. Надоело! Надоело делать эти дурацкие поделки! Надоело относить их  в лавку за гроши!  ( бросает сверток, что был у нее в руках)

ПИТЕР. Что ты наделала!  Она же разбилась… Моя лучшая  кукла… Я целую неделю работал…

ЭННИ. Лучшая  кукла ! И это ты называешь  куклой?! Ты лучше туда посмотри! У нас никогда не будет таких кукол, такой елки, такого красивого дома… Мы всегда будим жалкими нищими, сколько бы ты не работал…(плачет) Ну почему, почему все так несправедливо! Одним все, а другим ничего!? Ну почему!? Почемууу…!?

ВЕДЬМА.(из окна) Кто это тут  плачет? Кто это льет такие горькие слезы?  Кто считает, что все несправедливо?  А??!

ПИТЕР. Простите, пожалуйста. Мы Вас побеспокоили. Мы сейчас уйдем. Это моя сестра. Она просто устала.( пытается увести сестру)

ВЕДЬМА. Ну что вы, никаких  извинений!  Прошу вас, молодые люди пожаловать ко мне! Я докажу вам, что все в этом мире устроено справедливо! Нусс! Что же вы?! Прошу!

ПИТЕР.  Нет, нет, спасибо.. Нам нельзя ходить в гости к незнакомым…Нам бабушка не разрешает…

ВЕДЬМА.  Плевать нам на бабушку! Ха-ха-ха! Неужели вы не хотите  посмотреть на мою прекрасную елку, получить подарки и съесть вкусный торт?! А??! Торт! Нежный, воздушный торт со взбитыми сливками, фрукты, мороженное..! Что скажешь , девочка? Хочешь тортика?

ПИТЕР. ( пятится) Нам…. Нам нельзя сладкого…

ЭННИ. (вырывается)  Это тебе, может быть, нельзя! А  я хочу! Я хочу торта со взбитыми сливками!  Я его никогда в жизни не пробовала!

ВЕДЬМА. Отлично, девочка!  Если очень хочется, но нельзя, то можно! В этой жизни надо попробовать все! (распахивает  дверь, берет сестру за руку) Прошу Вас, принцесса!

ПИТЕР. Нет!  Никакая она не принцесса ! Она моя сестра и никуда не пойдет! 

ЭННИ. Нет, пойду!  Почему это я не принцесса!? Может быть, я и есть, самая настоящая…

ВЕДЬМА. Прошу вас, ваше высочество! ( уходят, дверь захлопывается, музыка, свет, грохот, страшный хохот!)

Картина 2 . Страна миражей. ЭННИ и ПРИЗРАКИ (1-й,2-й,3-й ).

ЭННИ. Эй!?

1-й. Эй!

2-й. Эй! Эй!

3-й.Эй!Эй!Эй!

ЭННИ. Кто здесь? Здесь есть кто-нибудь?

1-й. Кто?. Кто..?

2-й. Здесь! Здесь! Кто..?

3-й. Кто-нибудь..? Кто-нибудь?
( Призраки зеркально повторяют все движения ЭННИ)

ЭННИ. Но кто вы такие?

1-й. Мы  - это ты.

2-й. Мы  - это ты….

3-й Это ты… Это ты…

ЭННИ.  Но как это? Почему? Я не понимаю..!  ( старается их поймать, но ловит пустоту.)   

1-й. /передразнивает/  Не понимаю! Чего ж тут непонятного?!

2-й. Чего ж тут непонятного?

3-й. Непонятного?

1-й. Это – страна миражей!

2-й. Здесь можно встретить только тех, кого ты на самом деле любишь..

3-й. Тех, о ком больше всего думаешь и беспокоишься.

1-й. Вобщем , большинство встречают только самих себя.

2-й. Потому что никого, кроме самих себя не любили.

3-й. Но некоторые вообще никого не встречают, потому что даже себя не любили…

1-й. Ну это совсем пропащие…

2-й. Совсем одинокие..

3-й. Так что тебе еще повезло!

1-й. Ты встретила нас!

2-й. А мы тебя!

3-й. Мы тебя!

ЭННИ. Перестаньте! Замолчите! Я хочу домой! Я хочу увидеть моего брата Питера и нашу бабушку…!Я их очень люблю! Почему вы смеетесь? Не верите?! Это правда!

1-й. А ты сама-то себе веришь?

2-й.3-й . Веришь?

ЭННИ./плачет/ Что же теперь делать? Неужели отсюда нельзя выбраться?

1-й. Выбраться?.. Выбраться- то можно…
(Раздается отдаленный  звон колокола.)

 вот как раз сегодня..

2-й. Один раз в году, в Рождественскую ночь мы можем покинуть страну миражей и бродить среди людей под видом нищих бродяг…

3-й.  И если  нам встретится человек с добрым сердцем и искренне пожалеет нас….тогда мы станем прежними и избавимся от миражей..

ЭННИ. У моего брата очень доброе сердце! Он бы нас пожалел..

1-й. Если бы узнал. А узнать нас невозможно, мы потеряли свое лицо.

2-й. Пожалеть нас должен незнакомый человек…

3-й. И главное – искренне. Милостыню подают многие.., но в основном не искренне. А так.., чтобы отвязаться…

ЭННИ. Питер не такой…, он не похож на других.., он всех жалеет…
(Массовая сцена, возможно танец. ЭННИ и ПИТЕР ищут друг друга )

Картина 3. ВЕДЬМА ,ТРОЕ из ларца :

ВЕДЬМА. Этот противный мальчишка не похож на других! Вместо того, чтобы обидеться  и разозлиться, он простил свою сестру и ищет ее! И чего доброго найдет.. Надо остановить его… Ну-ка! Двое из ларца, одинаковых с лица! Крибли-крабли-бумс!

ТРОЕ. Почему это двое?! Нас трое!

ВЕДЬМА. Трое?

ТРОЕ. Огонь! Вода! И Медные трубы!

БОГАЧ. Огонь – это золото! Деньги! Богатство! Золотой ключик, который откроет любое сердце!
( Поет песню. Например арию мефистофеля)

ЛЖЕЦ. Ложь! Вот настоящий ключик к любому сердцу! Ложь – это вода, без которой засохнет и любовь и дружба!
Слава. Да что вы понимаете! Слава! Успех! Известность! Вот те медные трубы, которые каждый хочет услышать!

ЛЖЕЦ. Ложь плюс слава – получится лесть! Отличная пара! Пре-лесть!
(приглашает славу на танец, танцуют.)

БОГАЧ. Богатство плюс  ложь и слава равно – власть!
Перед нами никто не устоит. Приказывайте ваше темнейшество!
Ведьма. Надо соблазнить одного мальчишку. Заманить его в свои сети и расправиться.

ТРОЕ. Легко!

ВЕДЬМА. Есть проблема.

ТРОЕ. Какая?

ВЕДЬМА. У мальчишки доброе сердце…

БОГАЧ. Да.., такого трудно купить..

СЛАВА. И славы ему не надо…

ЛЖЕЦ. А вот обмануть можно! А потом, как говорится, делай с ним что хошь!
(Поют втроем ):
Пока живут на свете дураки
Обманом жить нам , стало быть, с руки!
На дурака не нужен нож
Ему с три короба наврешь
И делай с ним что хошь!.

ВЕДЬМА. Рано радуетесь! Что толку. Если вы его обманите! Надо, что бы он обманул! Солгал, сказал неправду! Только тогда его доброе сердце перестанет быть добрым. Тогда он не сможет найти свою сестру, и она навсегда останется у нас в стране миражей!  Дошло до вас, тупоголовые?

СЛАВА. Я похвалю его, и он загордится! Все дети любят, когда их хвалят.

ЛЖЕЦ. Я знаю что делать! Я задам ему  три вопроса, на которые ни один маленький мальчик не сможет ответить  честно! Обязательно соврет. Вот увидите!
Ведьма. Тссс! Вон он идет! Ни пуха, ни пера!

ТРОЕ. К черту!
(ведьма улетает на метле)

 Картина.3. ПИТЕР и ТРОЕ.

ПИТЕР.  Энни! Энни! Простите.. , я обознался.. Вы не видели здесь девочку..

СЛАВА. Девочку? Такую хорошенькую, добренькую, симпатичную, воспитанную, умненькую?

ПИТЕР. Ну…, не совсем такую,.. но она очень симпатичная. Это правда! У нее такие красивые светлые волосы! Это моя сестра Энни,.. она потерялась… Я ищу ее…

СЛАВА. Ах ты бедненький, несчастненький братик! Так любишь свою сестренку. Ну просто самый внимательный, самый добрый, самый лучший брат на свете! О, я горжусь тобой!

ТРОЕ. Мы все гордимся тобой! Ты достоин уважения!

ПИТЕР. Что вы.. Я совсем не такой.  Я разозлился на сестру, накричал, обидел ее.. Если бы не я… она бы не потерялась. Я виноват.. Прости меня, Энни..

ЛЖЕЦ. Ну зачем же наговаривать на себя…. Сразу видно. Что ты очень хороший , послушный мальчик, отлично учишься, слушаешься старших…
Ты ведь отлично учишься?..

ПИТЕР.  Ну…

БОГАЧ. Вот.. у меня тут есть как раз  новогодние подарки для отличников..

ПИТЕР. Ну…

БОГАЧ.  Вот волшебный мешочек, в котором никогда не заканчиваются конфеты! А вот  чудо-зеркальце, в котором можно увидеть того, о ком думаешь! А вот волшебный клубочек, который катится туда, куда нужно и показывает дорогу!

ТРОЕ. Оооо!

ПИТЕР. Зеркальце.., я бы мог там увидеть Энни… клубочек… он бы показал дорогу к ней..

ЛЖЕЦ. Ну так бери, они твои! Ты ведь отличник! Всегда слушаешься родителей, не лентяй какой-нибудь.

ПИТЕР. Я…

ТРОЕ.  (шепотом) Бери.., не раздумывай.

ПИТЕР. Нет… Я не отличник, и ленюсь иногда.. И старших не всегда слушаюсь.. Вот не послушался бабушку… она сказала беречь Энни. А я не сберег.… Эти подарки не для меня. Хотя они мне так нужны!.. спасибо вам..
Мне пора искать Энни.., а то уже темнеет. ( уходит)

ВЕДЬМА. Дармоеды ! Никакой пользы от вас! С мальчишкой не справились! Прочь с глаз моих!

( Трое убираются )

Теперь  надежда только на то, что у него не хватит терпения и сил!

Картина. 4.Чудесная.

Площадь перед Храмом. В углу, свернувшись, спит Питер. Появляется Гопля, за ним крадется  ЭНДЖИ.

ГОП-ЛЯ. Ух ты..! Вот так повезло сегодня!

ЭНДЖИ. Что я вижу! Гопля подсчитывает свои копейки так будто он не уличный акробат, а  простой бухгалтер! Вот умора! ( смеется)

ГОП-ЛЯ. А что акробаты считают деньги как-то по-особенному?

ЭНДЖИ. Ну конечно! А ты что не знаешь?

ГОП-ЛЯ.  Нееа..

ЭНДЖИ. Темнота! Акробаты считают деньги по-акробатски!

ГОП-ЛЯ. Это как?

ЭНДЖИ. А вот так – сначала надо положить все деньги поглубже в карманы, а потом три раза сделать сальто и еще для верности походить на руках! Ну а уж потом пересчитать все монеты , которые не выпадут из карманов.
Ну, чего стоишь, давай! Оп-ля! Оп-ля! Оп-ля!
( Гопля делает сальто и  ходит на руках)

ГОП-ЛЯ. Не все выпали, кое-что в карманах осталось.

ЭНДЖИ. Ну вот то, что осталось – твое! А тем , что выпало поделись с друзьями! Так настоящие акробаты считают деньги! ( хохочет)

ПТАХА. ( поет) Ой! Ребята! А вы уже тут. Как здорово! А то я думала, приду первая, буду одна сидеть.

ЭНДЖИ. Ну что ты , Птаха! Ты же всегда поешь! Как же ты можешь быть одна?!

ПТАХА. Ты думаешь..?

ЭНДЖИ. Ну да, с тобой же всегда твоя песня!

ПТАХА. Точно! Как ты все здорово объясняешь! Все так и есть! А когда я пою, мне кажется, что я стою на сцене в таком красивом платье, вокруг разноцветные огни, а внизу в зале множество зрителей! Целое море! Такое теплое, доброе море! Я не вижу их лиц, но слышу  дыхание и чувствую , как они смотрят на меня, слушают и радуются вместе со мной, и я пою..! и это и есть счастье.. !  ( поет)

ЭНДЖИ. Красивая у тебя песня, Птаха! И мечта красивая. Она обязательно сбудется! Сегодня в Рождественскую ночь, надо загадать желание!

ГОП-ЛЯ. Я тоже хочу загадать желание! И у меня есть мечта!

ЭНДЖИ. Оп-ля! Оп-ля! Оп-ля! ( хлопает в ладоши и Гопля кувыркается)

ПТАХА. Какая у тебя мечта, Гопля?

ГОП-ЛЯ. Я бы хотел быть акробатом в настоящем цирке! И даже, наверное, чтобы это был такой особенный акробатский цирк и все артисты в нем были бы как одна семья. А что? Вот вырасту и заведу себе большую акробатскую семью!
( делает сальто и прочее) вот такая у меня мечта!

ЭСТА И ВЕСТА. И у нас есть мечта! И у нас есть мечта! Мы бы хотели объехать весь мир! Вот Эста хочет с запада на восток, а Веста с востока на запад!
Когда мы продаем газеты, там всегда столько новостей!
Со всех концов света! Вот бы везде побывать!

ЭНДЖИ. Явились, не запылились! Ну как сегодня, все газеты продали?

ПТАХА. А зачем вам столько путешествовать?

ЭСТА И ВЕСТА. Как зачем? Как зачем? Чтобы встретить настоящую Любовь!

ЭНДЖИ. Настоящая Любовь…Ее трудно найти, даже если она не на краю света, а рядом  с тобой.. Отличное у вас желание. Не забудьте о нем, когда наступит Рождество! Ведь в эту  волшебную ночь небеса открываются и Господь слышит самое сокровенное желание нашего сердца!

ПИТЕР. ( выходит из своего угла, откуда он  наблюдал за происходящим)
Это правда?!

ЭНДЖИ. А ты откуда взялся?

ПТАХА. Какой маленький! Совсем замерз.

ПИТЕР. Это правда ,то что вы сейчас говорили? Про желания?

ГОП-ЛЯ. Ты что, потерялся?

ПИТЕР. Да нет, это не я потерялся.., это моя сестра потерялась.., Понимаете.. Она … Засмотрелась на елку в чужом окне… В чужих окнах все кажется   красивым… Знаете, бывает так..

ЭНДЖИ. Да уж точно, там хорошо, где нас нет…

ПИТЕР. Ну вот, а я обидел ее, накричал…, она и потерялась. Я должен ее найти. Это мое заветное желание.. что мне сделать , чтобы оно исполнилось? Простите.., я услышал, как вы говорили..

ЭСТА И ВЕСТА. Бедняжка! Пойдем с нами .

ПТАХА. Да, точно, тебе надо пойти с нами в храм и помолиться о своем желании.

ПИТЕР. Помолиться..? А как это?

ЭНДЖИ. Ну ты совсем малыш еще.. Гопля, объясни.

ГОП-ЛЯ. (Питеру) Ну вот, понимаешь.., надо подумать о своем желании и захотеть, чтобы оно исполнилось, изо всех сил! И попросить об этом Бога, и не сомневаться, что оно исполнится!
(Колокольный звон)

ЭНДЖИ. Пора! Но сначала немного подзаработаем!  А ну все по местам! Сделайте жалостливые лица!
(появляется ДАМА)

Добрая госпожа! Подайте бедным детям на пропитание!
(все остальные наперебой)  Подайте, ради праздничка!
(Дама проходит)

ЭНДЖИ. Да уж такая  вряд ли расщедрится! Шуба, как броня.. Не легко богатым войти в царство небесное…

ПТАХА. Да ладно тебе...
(Выходит Дама с пирожками, ребенок Дамы угощает детей).

ДАМА. Угощайтесь  и идите в Храм, праздничная служба уже началась, и вы совсем  замерзли.
( все уходят кроме Питера, он стоит в сторонке и молится )

ПИТЕР. Нет! Не получается…! Ничего не получается..(плачет)

ДАМА. Что такое? Что случилось? Что у тебя не получается, малыш?

ПИТЕР. Молиться не получается.. Ребята сказали, что надо не сомневаться, что исполнится, все, о чем просишь… а у меня не получается – не сомневаться. Значит все напрасно.. Я не найду свою сестру ..Ведь. если б она нашлась, это было бы чудо. Но я сомневаюсь..

ДАМА. Напрасных молитв не бывает. Дружок!  Не грусти. Вот возьми–ка  лучше  кусочек праздничного пирога!  А чудо.. Это чудо ты можешь совершить своими руками. Кстати, а ты знаешь, что чудеса вообще совершаются  своими руками.?  (Уходит)

ПИТЕР. Но как же?! Как же своими руками!? Я не понимаю?!
Что же мне теперь делать…? Пирог… пахнет вкусно…  Только и осталось теперь пироги есть..!   Только одному и кусок в горло не лезет… А это еще кто? Эй , замарашка! Иди сюда, пирога хочешь?

НИЩЕНКА..  Ага. .. Спасибо…

ДАМА. Спасибо! Это волшебное слово. Вы знаете, что оно означает? СПАСИ  БОГ!
(НИЩЕНКА превращается в ЭннИ.)

ПИТЕР.  Энни! Это ты!? Ты нашлась! Неужели это ты!

ЭННИ. Питер! Это я ! Я ! Какое счастье!  Это чудо!

ДЕТИ.   Конечно чудо! Ведь сегодня Рождественская ночь! Самое время для чудес! Каждый может совершить самое  настоящее чудо. А нужно для этого только одно – ваше доброе любящее сердце!

СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ПОСТАВЛЕН КОЛЛЕКТИВОМ СТУДИИ  "КМ" В ЯНВАРЕ 2016 г.
ПРЕМЬЕРА СОСТОЯЛАСЬ НА малой СЦЕНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРА им.В.Ф. КОММИСАРЖЕВСКОЙ .
видеозапись спектакля https://vk.com/videos915242?z=video-10991203_456239025-2