О Храме

Евгений Головин
                Храм – часовня  в  Шевалях

                Во  глубине Рязанских  лесов,  на  берегу реки  Мокши,  в  стороне  от  главных  путей  стоит  древнее  русское  село  Шевалеевский  Майдан.  Село  это  в  прежние  времена  было  преогромным  -  более  шестисот  дворов,  мельница,  маслобойка,  кузница, поташня, две церкви, часовня.  Вкруг  деревни  поля  засевные  и  огороды  хозяйские,  ещё  далее -- земли  для  покоса. Кормила  земля  Шевалевская  многие  поколения  сельчан.  Да  и  сейчас  село  не  уступило  времени  свою  территорию.  Раскидисто  располагает   оно  свои  концы  в  разных  направлениях.  И  каждое  из  них  имеет  своё  название:  Базар,  Гора,  Пертовка,  Вышвырка (самый  дальний  конец),  Козловка,  Куток (затаённый тупик у овражка).
                Главная  улица  широкая  и  длинная  (Базарною  зовётся  и  сейчас),  где  стояли  дома  самые  богатые  и  самые  красивые,  исходила  от  начала  села,  с  одним  извивом  проходила  через  всё  и  кончалась  у  реки,  у  Мокши.  Да  может  и  не  кончалась,  может  подныривала  под  неглубокою  рекою  и  на  другом  берегу  рассыпалась  на  многие  тропинки,  ведущие  к  лесу.  И  ежели  следовать  дальше,  то  поведут-повлекут  пасынки  деревенского  тракта  через  луг  с  травою  выше  плеч  прочь  от  деревни в сторону леса.  Но сперва к  болотам  бы  вывели  шествующих  по  полю  сему.  Здесь  в  чистейших  и  тишайших  местах  собиралася  родниковая  сила  проходящей  мимо  реки,  питала  и  её  и  луга  ближайшие.  В  обход  болот   приходилось  пускаться,  чтоб  добраться  до  леса  густого  и  тёмного.  С  деревенского  берега  он  кажется  чёрно – синим,  сплошною  стеною  по  всему  видимому  горизонту  стоящим.  Над  ним  всегда,  во  все  погоды  стоит  то  дымка,  то  туман, то марево.  Дышит  он  как  бы  своей  атмосферою,  вглядывается  в  муравейник  на  том  берегу,  думает  что-ли? А  хранит  он   в  себе  богатства  природные,  издревле  питающие  крестьян  ближайших  деревень.  А допрежь выходили  оттуда  в  голодное  время  дикие  звери  поживиться  чем-нибудь  у  людей.  Поэтому  крайние  избы  поселения  всегда  были  рубежом  оборонным.  И  частокол  у  них  повыше - покрепче,  и  собаки  потушистее - позлее.  Иной-то раз новость по деревне быстрее молнии: в оконечном дворе ночью медведь набедил -- разорил овин с курями, не столько съел, сколько подавил и выгнал. И в этом противуборстве  людей и зверей за территорию и корм извечно протекала жизнь Божьих тварей.
                Маленькие избушки с теплом от печки и с трепетным огоньком лучины в светце, а вокруг безбрежное пространство холода и снега – это когда зимой. А уж летом-то приволье! На  душистые луга из-под  власти отца-покровителя  выбиралась на волю и свет лесная   земляника.   Своим  чудным,  нежнейшим  ароматом  в  июле  месяце  неодолимо  влекла  к  себе  людей  с  деревенского  берега.  Но  высокая,  густая  трава  покровно  скрывает  красные  капельки  ягод.  Так  что  любителю-сладкоежке  ползать  приходится  на  коленах,  не  вставая  и  даже  не  разгибаясь,  волоча  за  собою  лукошко. Главные собиратели – ребятишки, а которые совсем маленькие, те – с плетёными кужонками на руке. А какое разнотравье в лугах, разноцветье в травах и полевых цветах дух головокружительный! Прислушаешься и все привычные звуки разделяются на жужжание пчёл, стрёкот кузнечиков, шуршание жуков, гудение стрекоз – природный оркестр, никогда не утомляющий своей музыкой и не смолкающий летней ночью. Ранней весною на этих лугах и нигде более начинал произрастать дикий лук. Он невысок, растёт кучками, тоненькими  тёмно-зелёными стебельками высовывается из обычной травы. И стар и млад в деревне советского периода употребляли его для подкрепления здоровья. На первый вкус он кажется сладким, потом лишь проступает горчинка.
                Всё  это предлесье  лишь  подступ  к  другому  миру,  где  нет  простора  и  широкого  огляда,  нет  легкомысленных  ветров  и  все  крайности  природы  -  ливни,  жара  и  снежные бури  значительно  ослаблены.  Да  и  встречает  лес  и  случайного  путника с холщёвой котомкой, и  грибника  с берестяным пестерем и  охотника с ружьишком  как-то  настороженно.  Недоверчиво  всматривается  он  в  захожего  или  заезжего  человечека,  густо  и  сердито  шумит  где-то  поверху. И  неизвестно  совсем:  будет  ли  удача  в  путешествии  или  скроет  свои  богатства  лес  и  вернёшься  домой  ни  с  чем.  Неместному  надобно  приспособиться  к  новой  обстановке  и  мысленно,  и  действиями  своими  соответствовать.  Тогда-то  и  наступает  хорошо  ощутимая  гармония  в  душе  и  на  сердце  человека.  Но  гуляя  или  промышляя  по  лесу  никак  не  чувствуешь  себя  хозяином   подобревшей  к  тебе  природы.
                Ещё  примечательность  этой  деревни.  Расположена  она  на  сильно  пересечённой  местности:  на  холмах,  да  на  пригорках,  вдоль  и  по  краям  оврагов,  на  берегах  протекающих  по  деревне  больших  ручьёв.  А  названья  у  них  не  совсем  или  слишком  русские  --  Шева  и  Лея.  Стремительное  их  течение  меж  крутых  и  высоких  косогоров  по  песчаному  с  пластами  голубой  глины  дну  оканчивается  у  Мокши,  делая  завихрения  и  водовороты  в  реке.   В  жаркое  время  в  месте  впадения  ручьи   охлаждают  реку,  в  прохладное  --  согревают.   Во  все  времена  и  посейчас  деревенские  упорно  называют  свои  ручьи  реками.  В  этой  традиции  древняя  почтительность  к  некогда,  наверное,  полноводным  и  опасным  своим  сильным  течением  рекам-ручьям.  Когда  деревня  была  полна  детворою,  то  частенько  находили  пацаны  карманную  и  бытовую  мелочь  в  песке.  Самая  древняя  находка  --  Екатерининский медный пятак ХV111 века, а самая загадочная – небольшой железный шпиль с прикованным к нему колёсиком. С трудом узналось, что это для намотки пряжи вместо веретена с пряслицем. А пряли в деревне в каждой избе, менялись и продавали многое. В любой брошенной ныне избе раньше можно было найти и прялку, и части ткацкого стана и равноплечиковый безмен.
                Вот  и  название  своё  деревня  составила  из  всех  своих  главных  примечательностей --  Шевалеевский  Майдан.  Рядом  есть  и  другие  Майданы,  ближайшие  из  них  --  Поляковский и Боковой, подале – Сак-Майдан.

         Майдан – древнейшее  русское  слово.  По  Далю  это – площадь,  место,  поприще.  А  также  на  возвышенности  смолокурня,  дегтярня,  поташня.  Соборное  место,  торг,  базар.  Городище  в  лесу  или  где  лес  был.

                Известна  и  история  села,  сохранённая  в  пересказах  жителей  села.  Издревле  сельцо  было  набегное.  От  неурядиц  жизни  и  от  крепости  помещичьей  бежали  сюда  люди  с  разных  мест.  Неизвестно  почему,  но  с  сих  мест  выдачи  беглых  не  было.  Находили  тут  приют  и  покой,  работали,  обрастали  хозяйствами.  Строго  смотрел  с  холма  у  реки  помещичий  дом  на  заречных  крестьян  и  завидно  было  крепостным  помещика.  Да  власти-то  особой  не  было.  Может  от  того  и  название  пропавшей  во  времени  помещичьей  усадьбы  и  его  сельца  обозначилось  в  то   время  как  Сычёвка.  Недовольные,  дескать,  они,  на  нас  осерчалые…  Пока село развивалось и строилось было у него и другое названьице какое-то служебное, канцелярское или промежуточно-местное: Нижние или Речные Буты. По Мокше в старое время ходили небольшие баржи, возили лес, песок. Да со временем обмелела, крутоярые берега её, где любили гнездиться ласточки, постепенно осыпались, сужали реку, делали роскошные песочные пляжи.
                А  деревня столетиями жила и развивалась, пополнялась  людьми  самыми  различными.  История их  протянулась  тоненькой,  теперь  уже  совсем  слабенькой  и  почти  обрывистой  ниточкой  и  выразилась  в  так  называемых  уличных   фамилиях  обитателей.  А  значит  это,  что  помимо  зарегистрированной  в  метриках  фамилии  имелась  ещё  одна,  которой  прозывалось  всё  крестьянское  семейство,  живущее  купно,  одной  семьёю  в  доме  своём.  И  была  эта  уличная  фамилия  основною!  Подлинные  фамилии  своих  односельчан  многие  и  не  знали,  ни  к  чему  это  было.  Среди  них  своеобычные  --  Миняковы,  например.  Был  в  старое  время  глава  семьи,  уважаемый  в  деревне,  хозяин  крепкой  руки  дед  Миша  или  Миня.  И  сто  лет  после  него  его  прямые  потомки  по  мужской  линии  и  незамужние  девицы    были  и  есть  Миняковы.   То  же  и  Макурины --  потомки  коневода  Макара,  слетевшего  с  проворного  жеребца  и  сломавшего  себе  шею.  Кабановы --  фамилия  эта  образовалась  также  много  лет  назад,  когда  их  общий  предок,  родившийся  на  свет,  удивил  повитуху  своей  крепостью,  круглостью  и  весом.  И  в  похвалу  роженице  и  младенцу  она  сказала:  «Вот-де  какой  кабанчик  родился!».  И  уж  давно  помре  старый  Кабан,  а  любой  из  рода  его,  приезжая  в  деревню  вновь  становится  Кабановым.
                Иные  деревенские  обыватели  с  признаками  другого  народа  или  может  в  характере  и  повадках  что-то  было  ярко  примечательное.  Жидовкины  до  сих  пор  прозываются  так  и  живут.  Цыгановы  --  гаснущая  память  деревни  не  сохранила   и  здесь  происхождение  её.  Но  в  одеждах  потомков,  против  местных  обычаев  и  традиций,  по  сию  пору  присутствуют  яркие  тона.  У  мужчин  какие-то  шаровары  неместного  кроя,  у  женщин  широкие  цветастые  юбки,  давно  незолотые  цепочки  и  кулончики  на  шеях  и  запястьях.  Есть  и  причудливо-смешные  и  с  совсем  уж  затаённым  смыслом,  как  то:  Январичевы  или  Январи,  Кандяевы,  Дристуновы,  Аряевы,  Магены,  Филипповы.  Последняя  далась  семье  по  деду,  долгожителю  и  лицу  весьма  значительному  в  деревне  советского  периода.  К  тому  же  он  единственный  нарисовал  сельскую  церковь  масляными  красками  на  холсте.  Это  изображение  до  сих  пор  сохранно  в  его  доме.  А  церковь одну  в  36  или  37  году сломали,  как  и  многие  в  России  того  времени.  Свои  же и расправились.  Отсекли  крест  с  церкви  и  островершек  c  колокольни,  порушили  купола.  Один  из  них  на  радостях  отплясывал  на  обломках казнённой  церкви.  Да  что-то  быстро  сплясался.  Через  короткое  времечко  отнялись  у  него  ноги,  а  потом  и  сгиб  совсем.  Другой  и  третий  --  активные  участники  разрушательства  также  до  сроков  своих  не  дожили,  вроде  не  болели,  а  как-то  постепенно  зачахли.  Из  всех  рассказов  старожилов  деревни  этот  самый  подробный  и  точный  в  деталях.  И  фамилии  потомков  известны,  да  злобы  и  обиды  никогда  к  ним  не  было. Смирился народ и в этот раз: сила солому ломит. Другая же церковка, зимняя, каменная,  покамест оставалась. Но в пятидесятые годы и ей черёд пришёл. Уже и выросло поколение безбожное, непочтительное к старине и предкам, техника стала мощнее, да и нужда в стройматериалах возникла особенная. Последнюю пользу от своего уничтожения принесла церковь людям – дала им в хозяйство свои святые камни, а лаги и стропилы употребились на сельский клуб, где много лет крутили фильмы, а после молодёжь там плясала-выпивала. Стояла эта последняя зимняя церковь на самом высоком месте, на окраинном холме близ реки Мокши. С любого косогорья если посмотреть по сторонам, то увидишь купола дальних церквей невидимых сёл, а в свете яркого солнца – и золотые кресты на них. И так они, церкви и храмы два-три столетия весело переглядывались, перезванивались, и ходоку веселее в пути дальнем. Но теперь изрядно  проредилось огромное пространство от крестов и колоколен. В оное время колоколенки вдруг затихли, трезвон, перезвон, благовест отменили -- бесы же не любят этого, может боятся?..
                А  ещё  была  часовня  в  центре  села  на  Базарной  улице.  И  всякий,  кто  шёл  на  трудное  крестьянское  дело  или  в  отхожий  промысел в уездный городок,  останавливался,  отвешивал  поклоны,  просил  Господа  о  поспешествовании.  Но  какой  она  была  никто  уже  не  помнит.  И  так  беспамятно,  наощупь,  по  наитию  и  вдохновению  ставят  на  месте  сём,  древнем  и  до  сих  пор  свободном,  потомки  своих  далёких  предков  новое  строение.
                Все  официальные  разрешения  и  регистрации  получены,  благочинный  Сасовского  района  освятил  закладку  храма,  усилиями  жителей  деревни,  потомков  живших  здесь  крестьян  и  приезжего  люда,  построены  стены  и  крыша  будущей  часовни.  Вера  в  праведность  дела  нашего  обретает  зримые  черты.  Впервые  за  последние  десятилетия – стала  ремонтироваться  дорога,  приезжает  школьный  автобус,  родился  первый  младенец!   Трудное  и  долгое  дело  возрождения  требует  от  нас  посильных  жертв  и  усилий.  Обращая  взоры  в  историю  и  самого  дальнего  села  и  государства  Российского  мы  видим  как  многие  поколения  русских  людей  преодолевая  последствия  войн,  неурожаев,  моров,  тирании  от  своих  и  иноплеменных   донесли  до  нас  свою  веру  и  сохранили  землю.  Потери  последних  десятилетий,  может  быть  самые  значительные  по  глубине  и  охвату.  Но  и  они  будут  преодолены.  И  начало  этому –  строительство  в  душе  и  на  земле  своих  храмов  и  часовен,  провожавших  на  работу  и  в  путь  крестьян  тех  далёких  времён.

                Год 2007 от Рождества Христова.