Подробно о подвиге

Старый Мент
В связи с  очередной годовщиной Победы, я перелопатил весь интернет, и вызнал о Героях Советского Союза зиминцах практически всё. Труднее всего мне было понять суть подвига нашего земляка - Перова Д.М. Единственное, что совпадает во многих источниках - это биографические данные героя. Перов Дмитрий Михайлович, 27 Октября 1915 года рождения, уроженец станции Оловянная, Читинской области. В Зиме проживал с 1940 года, после демобилизации из Армии, работал шофёром, а потом и завгаром Зиминской МТС. Призван на войну Зиминским Райвоенкоматом в январе 1942 года. Участник парада Победы в Москве. Кстати, только один Перов Д.М., среди двенадцати Героев Советского Союза зиминцев, вернувшись с войны, до старости жил и работал в нашем городе. Хотя ни одному герою зиминцу это звание не было присвоено посмертно и только два героя-земляка погибли на войне – Клименко С.В. и Курзенков А.Г.. Поэтому Перов Д. М. нам ближе и роднее остальных и суть его подвига нам надо знать. К тому же, среди героев зиминцев его подвиг был самым быстрым, и это спасло жизни людям и боевую технику Советской Армии. Из текста в наградном листе следует, что Дмитрий Михайлович служил водителем артиллерийской установки залпового огня «Катюша». Подвиг, за который удостоин звания Герой Советского Союза он совершил в феврале 1944 года у села Ужлятино-Горбачи, что в Белоруссии. Командование излагает подвиг следующим образом: четыре боевые машины, изготовившись к залпу, стояли на боевой позиции в лесу и подверглись миномётному обстрелу со стороны противника. От взрыва мины загорелась трава, валежник и кустарник возле машины Перова Д.М., но храбрый водитель не растерялся и, запрыгнув на пусковую установку, выкрутил взрыватели из реактивных снарядов, чем спас от взрыва батарею гвардейских минометов и склад боеприпасов, а артиллеристы, которых он позвал на помощь, потушили пожар. И тут возникает первый вопрос: «А не проще было, запрыгнув в кабину машины, выехать из зоны возгорания?» Пришлось изучить конструкцию «Катюши» и вот ответ: «Не проще!» Дело в том, что перед залпом задние колёса машины поднимались и фиксировались механизмами, вроде ручных домкратов, похожих на те, что используются в автокранах во время подъёма грузов. Эти домкраты нужны для того чтобы машина, во время залпа, не раскачивалась, что могло привести к поломке рессор амортизаторов и ухудшало показатели кучности стрельбы. Чтобы, зафиксированную домкратами машину приготовить к движению, нужно было несколько минут, а счёт шёл на секунды. Без взрывателей взрывчатое вещество в реактивных снарядах могло воспламениться, но не взорваться». И, вроде бы, всё складно, но не всё! Боеприпасы «Катюши» подвешиваются на пусковую установку на высоте около двух метров и огонь горящей травы и валежника до них вряд ли достанет. К тому же эта версия выглядит абсурдной по причине того, что при стрельбе стартующие с пусковой установки ракеты извергают столб огня, по сравнению с которым разорвавшийся рядом с машиной снаряд – это баловство. И чтобы не произошло возгорания, старательно выбирается место для стрельбы и ликвидируется все легко воспламеняющиеся предметы. Поэтому я склоняюсь ко второму варианту подвига описанного Помогаевой К.Ю. на сайте «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (передаю дословно): «Боевые машины 99-го гвардейского миномётного полка стояли на огневой позиции. Гитлеровцы усиливали артиллерийский огонь, разрывы снарядов приближались всё ближе и ближе. Вдруг, совсем рядом разорвался снаряд. Взрывом с боевой установки сорвало и сбросило на землю несколько мин. Ракетные части двух мин были повреждены, воспламенилось топливо. Одна из них, извергая с шумом пламя, устремилась к нише, где находились запасные артиллерийские снаряды, другая двигалась в сторону стоящих рядом боевых машин». Это всё! Что было дальше не понятно и в чём подвиг водителя «Катюши» не ясно. Пришлось изучить характеристики боеприпасов и выяснилось следующее – топливом реактивных мин является специально изготовленный для них бездымный порох, спрессованный в несколько цилиндров, похожих на батоны колбасы и уложенных  внутри ракетной части ближе к хвостовому оперению. Что значит «две мины были повреждены»? Если бы в них попали осколки снаряда, пробив корпус, то произошёл бы взрыв. И как водитель смог догнать и обезвредить «взбесившиеся» взрывные устройства? И снова пришлось «поштудировать» техническую документацию. Вот результат - пороховой заряд ракетной части мины горит 0,8 секунды, за это время она пролетает до восьми километров. Получается, что Перов Д.М. не мог догнать эти самодвижущиеся неуправляемые снаряды. Дальше число вопросов только возрастает, хотя понятно, что взрывом могло сбросить только снаряды, лежащие сверху пусковой установки. А как же они крепились, если, бахнуло рядом, и они свалились? Попробую описать ситуацию коротко и ясно. Как выглядит реактивный снаряд «Катюши» многие представляют по кадрам кинохроники. Внутри крылатого снаряда, от хвоста до середины порох, а от середины ближе к носу, взрывчатка (тротил). Самый нос реактивного боеприпаса – это взрыватель (без него взрыва не будет) и без него что снаряд, что простая железяка, разницы нет. Взрыватель закручивается в носовую часть ракеты по резьбе, как крышка термоса. Боеприпасы на «Катюшу» заряжаются так – вместо кузова у машины стартовая площадка для Катюшиных ракет, похожа она  на десяток коротких рельсов, нависающих над кабиной. На самом деле это не  рельсы, а приспособления для прицельной стрельбы, по ним к реактивным снарядам подаётся электричество для старта. Реактивный снаряд «Катюши» подвешивается к «рельсу» на двух металлических грибках (они так и называются в технической документации). Один грибок находится возле крыльев в хвосте ракеты, второй посредине, между контактами электрооборудования – в зоне возгорания пороха. Вдоль подошвы рельса имеется прорезь, в которую задвигаются шляпки грибков и, когда ракета стартует, шляпки скользят как лыжа по лыжне, пока ракета не «съедет» с рельса.   От электрического разряда порох мгновенно воспламеняется внутри ракеты, и она уносится к цели с диким воем. Недаром, немцы, называли «Катюшу» сталинским органом. Но почему реактивные снаряды, сброшенные на землю взрывом, с шипением, поползли по земле? Ведь электричество на их контакты не подавалось. Да и, судя по описанию, ракета вела себя «не правильно» - вместо дикого воя и бешеной скорости, она ползла и шипела. Но раз уж реактивный снаряд, подвешенный на грибках, упал, значит его, от них, оторвало. Одна ножка грибка, находится между электрическими контактами, в зоне возгорания пороха. В момент, когда её вырвало из отверстия в корпусе ракеты, на порох полетели раскалённые железные крошки. Раскалились они от огромной силы трения, возникшей между стенками отверстия и ножкой грибка, ведь взрыв оторвал грибки от снарядов мгновенно. А «неправильный» реактивный старт объясняется секретом пороха, спрессованного в "колбасные батоны". Этот секрет я раскрою чуть позже, предварительно введя читателей в курс дела по поводу взрывчатки, которой был начинён "нос" боеприпаса, ведь именно она представляла наибольшую опасность во внезапно возникшем чрезвычайном происшествии. Из истории известно, что с момента изобретения динамита и нитроглицерина, обладающих страшной разрушительной силой, владельцы взрывчатки зачастую сами становились её жертвой. Динамит взрывался от малейшей искры, а жидкий нитроглицерин даже от резкого сотрясения ёмкости, в которой он находился. Осознав опасность применения таких взрывчатых веществ в боевых условиях, военные элиты влиятельных государств поручили инженерам-химикам изготовить боевые высокоэффективные горючие и взрывчатые вещества, которые как можно меньше страдали бы от внешнего воздействия до их боевого применения. Тогда были изобретены взрывчатые вещества нового поколения, в том числе и тротил, которые стали взрываться от детонации. То есть – от мгновенного воздействия на них микровзрывом. Без детонатора нужно очень постараться, чтобы тротил загорелся – он не вспыхнет от искры или спички, но если его бросить на угли костра то он будет гореть, выделяя чёрный дым, подобно солярке. Тут он ведёт себя как трудно воспламеняющееся горючее вещество. А если в тротиловый «кусок мыла» вставить детонатор и привести его в действие, произойдёт сокрушительный взрыв. То есть современная взрывчатка имеет два режима горения – боевой (взрыв) и бытовой (случайное возгорание от внешних источников). Но вернёмся к секрету пороха в реактивном снаряде «Катюши», о нём я узнал от моего сына Ивана, который недавно служил в  Армии на арт. складах.  Оказывается, этот порох тоже имеет два режима горения и во время боевого старта реактивного боеприпаса он сгорает мгновенно, от воздействия детонатора (пиропатрона). А при случайном возгорании от внешнего источника горение этого пороха происходит значительно менее интенсивно, да и не все "батоны" от искры загорелись разом. Вот и получилось, что повреждённые реактивные снаряды зашипели и поползли. А вот теперь о том, в чём суть подвига водителя «Катюши», который видит, что две ракеты, изрыгающие пламя, ползут по земле, воспламеняя рядом с собой всё то, что горит. Ведь огонь, вырывающийся из сопла ракеты, обладает высокой температурой. Горящий порох не только двигал по земле реактивный снаряд, он так же  нагревал металлический корпус боеприпаса и возникла опасность срабатывания нагревшегося взрывателя (подобно брошенному в костёр патрону). Но реактивная мина Катюши не патрон, она полтора метра в длину, 13 сантиметров в диаметре и 42 килограмма весом, и если уж бахнет, так бахнет. Медлить, было нельзя и Перов Д.М., зная, что без взрывателей (тех, что накручены на нос снаряда, как крышка термоса) взрыва не произойдёт, не струсил и, бросившись в огонь, выкрутил их из нагревшихся ракет. Однако, пока ракеты двигались по земле, возник сильный лесной пожар и смельчак, позвав на помощь однополчан, запрыгнул на пусковую установку и стал выкручивать взрыватели из ракет, приготовленных к пуску. Выехать из зоны пожара он не мог, по причине фиксации заднего моста машины домкратами. А если бы взорвался нагретый бензобак, существовала реальная угроза для взрывчатки, закреплённой под кабиной и предназначенной для самоподрыва машины («Катюшу» взрывали сами артиллеристы в случае возможности её захвата врагом). То есть, по сути, герой-водитель находился на пороховой бочке. И тут я засомневался: «Ну, а вдруг, эти упавшие мины, не взорвались бы? Может и лесной пожар не был так опасен? И тогда получается, что наш земляк никакого подвига не совершил?» Но, на самом деле, это не вопрос, а ответ! Значит батареи Катюш, при подобных ситуациях взрывались и, видимо, не раз. Поэтому-то наш герой и получил «Золотую Звезду», найдя способ батарею, боеприпасы и людей , спасти от неминуемого взрыва. И последний вопрос: «Если боевой расчёт Катюши состоит из командира расчёта, наводчика, водителя и от двух до четырёх человек заряжающих, то почему наш земляк в критической ситуации оказался один?» И ответ простой: «Потому, что он герой, а не обычный водитель гвардейского миномёта»! Подвиг Перова Д.М. имел большое значение для определения причины запуска ракетных двигателей, при сбросе ракет с пусковой установки взрывом. Ранее при подрыве батарей на собственных боеприпасах, этого установить не удавалось, так как реактивные снаряды взрывались в огне устроенного ими пожара. Память о герое-зиминце увековечена на станции Оловянная, Читинской области (его родине) - его именем названа улица. Есть в Уссурийске стена памяти на территории «Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища» и имя нашего земляка на ней тоже есть. Не остался в долгу и Саянск, где наш земляк, находясь в преклонном возрасте, проживал с 1981 по 1986 год, и умер. В 1989 году ему установлен бюст на территории школы №4, в школьном музее боевой славы есть экспозиция, посвященная ему, а сама школа носит его имя. Помнят о нашем герое даже в Москве! Там 2-го сентября 2015 года состоялось торжественное открытие «Монумента героям автомобилистам». Архитектурный ансамбль находится на Ленинградском проспекте, вблизи станции метро «Тропарёво» и, на московских мраморных плитах, увековечено имя человека ушедшего из Зимы на фронт. А 29-го Сентября 2015года, к 70-тилетию Победы, «Аллеей Перова» названа улица в районе железнодорожного вокзала станции Зима. Дмитрий Михайлович, после возвращения в наш город с фронта, долгое время работал в Локомотивном депо слесарем, и название привокзальной улицы, в его честь, символично.