Воспользуемся схемой гумилева

Моисей Харитонов
Бесспорным, видимо, является определение Львом Гумилевым социального назначения науки – «Задача Науки лишь в том, чтобы своевременно предупредить сограждан о вероятных вариантах развития событий, а дело Политики найти оптимальный выход из возможных, но объективно необязательных  коллизий».

Концепция Л. Гумилева о развитии этносов не признана научной. Но, для построения поисковой гипотезы к анализу тенденций, состояния и перспектив выживания Государства Израиль – эта концепция дает некоторую логическую схему.

У переживших Холокост (потери близких, собственные страдания, ужас всеобщих страданий и гибели), видимо, было массовое и сильное побуждение уйти с территорий избиения в незанятые пустыню-болото и выстроить свое ОТДЕЛЬНОЕ еврейское поселение. Но, этот пассионарный всплеск стал терять творческую и деятельностную продуктивность  из-за игры амбиций внутри еврейской среды и под умелым влиянием нееврейских интересантов.
 
В истории людей современного Израиля состоялась последовательность фазных превращений, описанных Л. Гумилевым.

1. Фаза подъема. Период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.

Пассионарным толчком явилась катастрофа европейской общины. Пассионарным напряжением явилась  устремленность к принципиально новому обустройству, независимому от других народов.

2. Фаза акматическая. Колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

Из-за неясности характера и возможностей такого обустройства устремленность начала конкретизироваться во множестве вариантов, возникли притязания мощных внешних интересантов и иудейского клира, началась игра амбиций в еврейской среде.

3. Фаза надлома. Резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

В политико-культурном поле «Запада», соцлагеря, азиатско-африканского мира, внутриизраильской мозаики. Особый аспект – дробление этноса на религиозную и секулярную части с делением каждой части еще на отдельные группы, часто с антагонистическими интересами.

4. Фаза инерционная. Плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.

Вся жизненная энергия еврейского этноса, в целом, и его израильской часть, раздробленных на группы с антагонистическими интересами, рассеивается на внутреннюю конкуренцию.

5. Фаза обскурации . Снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

Еврейский этнос, в целом, и его израильская часть не в состоянии проявлять себя в отношениях с другими народами и их организациями на уровне, защищающем от гибельного давления.

6. Фаза мемориальная. Ссостояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.

В Израиле и в рассеянии, культурные традиции, во-многом, сохраняют формы высокой пассионарности. Но, в действительности, Израиль из давнишнего стартового состояния перспективы быть жизнеспособным Государством  евреев низведен до состояния обреченного на гибель далеко выдвинутого форпоста «запада» против исламизма.

Фазовое развитие получила и внешняя угроза существованию современного еврейского государства. 

Локальные угрозы со стороны арабских соседей и сильного шиитского Ирана сменились фазой нарастания глобального наката исламизма на «запад». /«запад» - страны «западной» культуры, идеологии, политики/

В этой новой фазе противостояния Израиля внешнему миру «запад» отвел Израилю место  обреченного на гибель далеко выдвинутого форпоста «запада» на исламистской территории. Задача форпоста - двумя этапами:

• гибелью бойцов и
• мучительной гибелью «добычи» исламистов (дети, женщины, …)

затормозить на какое-то время исламистский накат.

Как с такой мрачной тенденцией сочетается энергичный, активный характер обиходного поведения израильтян, «моторный» характер большинства евреев (есть еще евреи «задумчивые»)? Эти энергичность и активность проявляются не только в жестикуляции и крикливости, но, при тихом голосе и скупых жестах, они проявляются внушительной интонацией голоса, долженствующей «впечатлять» мимической игрой.

К сожалению, мироотношение евреев можно выразить через введенное Л. Гумилевым понятие субпассионариев. Субпассионарии это люди, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. Об этом – в следующем разделе.