814 Освящение БПК Свирепый 29 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 814. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Освящение БПК «Свирепый». 29.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Лиепая. 29-й судоремонтный завод «Тосмаре». Сухой док. БПК «Свирепый». Момент начала заполнения морской водой сухого дока, в котором свободно стоит-лежит на кильблоках БПК «Свирепый». Наша «крёстная» Наташа, ученица 9 «А» класса Лиепайской средней школы № 3 военного городка «Кароста» удерживает в руках бутылку Советского шампанского с привязанным к горлышку бросательным линем и букетом из разноцветных гвоздик. Морская вода с шумом заполняет бассейн дока. С повязкой на рукаве – дежурный мичман швартовной команды. Справа от Наташи что-то шепчет про себя техник РПГ УРПК-4 «Метель», мичман М.И. Любонько. Наташа счастливо и озорно улыбнулась по моей просьбе, но потом рассказала мне, что в этот момент повторяла ритуальные слова освящения БПК «Свирепый»: «Я освящаю БПК «Свирепый» этим даром и пусть моя любовь благословит всех, кто будет служить на нём!». 14:05. 29 октября 1974 года.      


В предыдущем:

БПК «Свирепый» с командиром корабля, замполитом и большей частью экипажа остался лежать на кильблоках без боковых клеток и опор, готовый к приёму морской воды через кингстоны батапорта дока. Наступил ответственный момент…

Ровно в 14:00 во вторник 29 октября 1974 года на БПК «Свирепый» дали сигнал и команду «Аврал!». Как только стихли звуки этого сигнала, прозвучала команда докмейстера: «По местам стоять, из дока всплывать!». По этим командам личный состав корабля и доковой швартовной команды заняли места во внутренних помещениях корабля, начали рабочую проверку связи боевых постов с ГКП (главный командный пункт) и приступили к особенно тщательному наблюдению за помещениями, расположенными ниже ватерлинии, и за помещениями, в которых производился ремонт забортной арматуры и обшивки корпуса. Швартовные команды на корабле и на стенке дока заняли свои места на баке и юте, чтобы по мере всплытия корабля, подбирать швартовы.

В 14:05 прозвучала команда докмейстера: «Открыть створы батапорта!» и в док через кингстоны (клапана, задвижки, затворы, арматуру) в бассейн сухого дока 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» ВМБ Лиепая хлынула морская вода из акватории завода. По бетонному ложу бассейна дока потекли быстрые бурные струи воды и начали обволакивать кильблоки, на которых стоял-лежал обновлённый и красивый корпус БПК «Свирепый».

С первых мгновений заполнения морской водой бассейна дока я понял, что в ритуале освящения корабля не учёл сильного шума воды, водопадом бьющего из круглых отверстий батапорта. Шум воды заполнял всё пространство вокруг так, что не было слышно команд докмейстера, криков и возгласов моряков и доковых рабочих, даже собственного голоса. Поэтому пришлось громко кричать и говорить близстоящим людям, объясняться с теми, кто был на борту корабля, сигнальными жестами.

По жесту-сигналу командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова, с левого крыла ходового мостика, в 14:15 с полубака БПК «Свирепый» эффектно и мощно в воздух взлетел бросательный линь - тонкий лёгкий пеньковый трос, оканчивающийся грузом в виде оплетённого парусинового мешочка с песком, называемого «лёгостью», или «колотушкой» и понёсся прямо к нам, - группе моряков и доковых рабочих, выстроившихся на самом краю стенки сухого дока.

Сухой док – это «капитальное сооружение для ремонта (осмотра, окраски) и постройки судов или котлован, вырытый в грунте ниже уровня воды акватории». Сухой док состоит из камеры (бассейна), построенной в котловане с каменными или железобетонными водонепроницаемыми стенками и днищем (подошвой). Он отделен от акватории водонепроницаемыми воротами со специальными затворами - батапортом. Док оснащён мощной насосной станцией и оборудованием для ввода и вывода судов из дока. Сухой док «предназначен в основном для ремонта крупных морских судов и военных кораблей.

На днище бассейна дока находятся сточные канала и колодцы, ряды кильблоков (большие кубы, составленные из железнодорожных шпал), «клетки» (подпорки, составленные также из толстых брусьев). Со стороны морской акватории док перекрыт батапортом, а в «голове» и по бокам бассейна дока построены ступенчатые спуски (трапы) в док. Насосная станция располагается в «теле» котлована дока возле батапорта.

Время заполнения бассейна дока водой, как правило, не превышает 40-60 минут с одной (двумя) остановками для проверки остойчивости находящихся в доке судов или кораблей. Когда уровни воды в доке и прилегающей акватории сравняются, батапорт открывает и корабли или суда вводятся или выводятся из дока.

«Насосная станция сухого дока, как правило, оборудована главными и вспомогательными насосами. Главные насосы имеют высокую производительность и служат для осушения камеры дока; вспомогательные насосы предназначены для откачки воды, проникающей через неплотности затвора. Насосная станция связана с камерой дока и внешней акваторией приёмными и отливными каналами или трубами. По отливным трубам вода удаляется из дока при его осушении, а по приёмным – вода поступает в него».

«Швартовное устройство дока состоит из шпилей, кнехтов, киповых планок, уток, битенгов. Шпили служат для ввода судна или корабля в док, центровки и вывода его из дока; обычно их располагают в голове дока и по его стенкам. Во входной части дока устанавливают кранцы для защиты стенок от повреждения во время ввода и вывода судов или кораблей из дока. Сухой док имеет систему трубопроводов и магистралей, предназначенных для обеспечения дока паром, пресной водой, сжатым воздухом, освещением, электроэнергией и т.д.».

В течение нескольких недель сухой док 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» ВМБ Лиепая был «домом» для БПК «Свирепый», а теперь он покидал этот дом и уходил в жизнь, на службу, в море. Момент этот был очень волнующим и торжественным, несмотря на то, что день был рабочий, а музыки и праздничного антуража не было…

Однако в этот день и час на самом краю стенки и вокруг дока скопилось много работников завода и моряков с других кораблей. Всем хотелось посмотреть на то, как будут освящать отремонтированный красавец-корабль проекта 1135 типа «Буревестник» - БПК «Свирепый». Известно, слухи распространяются очень быстро…

Всем на стенке дока хотелось первыми поймать «лёгкость» или «колотушку» бросательного линя (троса), поэтому навстречу ей протянулось множество рук. Поймали и торжественно поднесли конец бросательного линя к месту, где ожидала наша «крёстная» - Наташа, ученица 9 «А» класса Лиепайской средней школы № 3 военного городка «Кароста».

Кстати, трос на флоте и на море – это то же самое, что канат, верёвка; шкентель, кабаляринг, трень, оттяжка, нокбензель, буйреп, конец, бакштов, тяж, фал, шкот, вант, строп, леер, лопарь, линь, лаглинь, причалка, швартов, ванта, буксир, тросик, клевка, ракстов, сизаль, лонжа, перлинь, аэрофинишер, шпринг, чалка, гордень, ваер, брага, трен, шкимушгар…

Мичман Анатолий Дворский и матрос боцманской команды аккуратно, не торопясь, обвязали горлышко бутылки Советского шампанского вместе с небольшим букетом разноцветных гвоздик концом бросательного линя и крепко обвязали горлышко бутылки гафельным узлом.

Гафельный узел – это один из простых узлов семейства морских узлов. Им всегда пользуются, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы. При этом трос (линь) два раза свободно оборачивается вокруг горлышка бутылки, а затем конец линя оборачивается вокруг основного троса (линя) и продевается в обе петли на горлышке. Затем оба конца линя натягиваются и гафельный узел надёжно и прочно завязывается.

В 14:40, когда гафельный узел затянули, мичман Анатолий Дворский и матрос боцманской команды осторожно, удерживая в натянутом состоянии бросательный линь, передали тяжёлую бутылку Советского шампанского, украшенную красивыми разноцветными гвоздиками, в руки нашей «крёстной» - Наташи.

Наташа благоговейно приняла этот дар, крепко взяла бутылку за изгиб у горлышка и за тело бутылки, а затем по моей команде, как мы договаривались и репетировали, обернулась ко мне. Я громко попросил Наташу счастливо и озорно улыбнуться, и этот момент зафиксировал на прилагаемой фотоиллюстрации.

Позже Наташа призналась мне, что в этот момент она повторяла ритуальные слова освящения БПК «Свирепый»: «Я освящаю БПК «Свирепый» этим даром и пусть моя любовь благословит всех, кто будет служить на нём!»…

Вода с шумом Ниагарского водопада заполняла бассейн дока, бурлила и крутилась водоворотами вокруг днища БПК «Свирепый», быстро покрыла кубы кильблоков и в доке уже вовсю бушевала почти морская стихия. Медлить было нельзя и я, судорожно, стиснув зубы, молча кивнул Наташе головой.

Все замерли…