817 ДМБ, на выход! 31 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 817. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». ДМБ, на выход! 31.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Образец части военных отчётно-учётных документов 1942 года. Даже Великая Отечественная война 1941-1945 годов не изменила бюрократический порядок оформления документов в вооружённых силах СССР. Примерно столько же печатей, штампов, «спецотметок» и подписей должны были собирать увольняющиеся в запас ДМБовские годки БПК «Свирепый». Где-то здесь должны быть и мои три самодельных корабельных «штампика»: «Взносы уплачены», «Книги сданы», «Имущество ЛК сдано», а также три моих подписи. На моём обходном листе эти три штампа и три своих подписи поставил матрос Хаджава В.С. Мой друг и боевой товарищ, и.о. комсорга корабля, мичман А.А. Дворский, воздержался расписываться на моём обходном листе. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». 31 октября 1974 года.


В предыдущем:

Странно, но после выхода БПК «Свирепый» из докового ремонта один человек во мне - Сашка Суворов - страдал от ощущения одиночества и одинокости, а другой – Александр Сергеевич, – наоборот, чувствовал себя очень уверенно, стойко, собранно. Например, он (Александр Сергеевич) мысленно говорил Сашке Суворову: «Ты, Александр, сделал большое дело, которое можешь назвать своим личным «ДМБовским аккордом», подарком кораблю и экипажу БПК «Свирепый» на всю оставшуюся жизнь».

В течение нескольких суток после выхода БПК «Свирепый» из дока 29-го судостроительного завода «Тосмаре» ВМБ Лиепая на корабле было установлено усиленное наблюдение за помещениями, отсеками и боевыми постами, в которых производились ремонтные работы. Опять на отремонтированном оборудовании проводились сначала швартовные испытания, а затем заводские ходовые испытания, то есть опробование машин и механизмов на разных режимах в реальной морской обстановке на коротких выходах в ближайшую акваторию ВМБ Лиепая.

Честно признаться, меня эти приготовления, испытания, опробования уже мало трогали и не затрагивали мои служебные обязанности, потому что, к сожалению, поставщики оборудования и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) не успели в срок выполнять свои обязательства и БПК «Свирепый» опять остался без РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С». Так что мне как командиру отделения радиометристов ПИП РЭБ РТС по своему заведованию делать было нечего, так как нужное «заведование» отсутствовало…

30 октября 1974 года я получил два письма – одно от мамы, а другое от моего школьного товарища Корнеева Володи. В письме «Ганса» (Корнеев Вовка) было вложено три любительских фотографии. Так получилось, что первой выпала фотография, на которой была свадьба Вовки и Нины Корнеевых, бракосочетание, «Ганс», Нина, Валерка Ермишин, а рядом с ним Валя Архипова…

Как только я увидел эту фотографию, меня словно в грудь кто-то ударил: заныло сердце, зашумело в голове, «застучали молоточки в висках». Я узнал Валентину на любительской фотографии мгновенно, сразу и это узнавание отозвалось таким волнением, что я немного испугался… Что? Опять?!

Да, мысли, чувства, образы моих прежних впечатлений и отношения к Вале Архиповой с новой силой, как будто они и е замирали на долгие месяцы, вспыхнули в груди, зажглись настоящей болью жгучей радости и волнения. Я смотрел на фотографию, пытался всмотреться в лица «Ганса», Нины, Валерки, а видел только её, Валю.

- Вот и всё, - записал я в свой дневник-ежедневник 30 октября 1974 года. – Одна эта фотография и облик Валентины затмевает всё то, что было, есть и будет в эти последние недели перед ДМБ. Всё вокруг меняется, всё проходит, любая боль стихает, только неизменным остаётся моё отношение к Валентине, - вечное, чистое и дьявольски сильное.

- Доброе утро, Валюша! – записал я на рассвете в графе дневника «31 октября 1974 года».

Сегодня будет последний день октября. Завтра, по идее, должна уйти «первая очередь ДМБовских годков призыва осень-зима 1971 года. Сегодня у них всё должно быть подготовлено к ДМБ, а у моего друга Валерки Маховика, которого почему-то усиленно гнобят и мучают нарядами на посудомойке, всё ещё нет ДМБовского бушлата, ДМБовского альбома и даже ДМБовских флотских брюк…

4 ноября, предположительно, мы возвращаемся в нашу базу – в ВМБ Балтийск. Сегодня надо сделать корабельную фотогазету «Фотоглаз» о пребывании БПК «Свирепый» в сухом доке 29-го судоремонтного завода «Тосмаре». Пусть ребята хоть эти фотографии используют в свои ДМБовские альбомы (кому повезёт), а Валерке я постараюсь несколько фоток сделать (и сделал, в том числе и его ДМБовский фотопортрет – автор).

07:00 31 октября 1974 года.

Опять поглядел на фото о свадьбы «Ганса» и Нины, опять смотрел внимательно на Валентину, опять в памяти отчётливо вспомнились картины проводов Валентины на экзамены, клубы едкого дыма от автобуса, её стремительный рывок ко мне и наш поцелуй… Вёл я себя тогда, конечно, глупо, ничего не скажешь, но всё равно, – правильно…

Оленька молчит. Видимо, совсем расстроилась, получив моё ответное письмо или обиделась. Не знаю я как тут быть! Ехать, не ехать? Домой в Суворов, в Севастополь или к Оленьке, на Урал? Лучше всего ехать домой и там решить на месте: Валя или Оля, Оля или Валя, а может быть, «Она», моя Фея красоты и страсти, ждёт меня в Севастополе? Помнишь ту девочку с сигнальными флажками на балконе дома около севастопольской Морской школы ДОСААФ, она обещала ждать меня…

08:00 31 октября 1974 года.

Опять «Аврал!». Опять мы швартуемся к причалу Арсенала ВМБ Лиепая и опять началась работа с боеприпасами, только теперь не разгрузка, а загрузка снарядом, мин, ракет и торпед. Хорошо, что теперь работа идёт налаженная, привычная, отработанная, с участием многочисленных работников-служащих Арсенала. Всё вокруг шумит, вертится, крутится, работает, как отлаженный часовой механизм.

В день выхода из дока (29 октября 1974 года) было прохладно, но без осадков. Вчера, 30 октября 1974 года, моросил дождик, а сегодня, в четверг 31 октября 1974 года с утра было всего 2.6°С тепла, днём синоптики обещают 5.2°С тепла, а к вечеру 8.5°С, а ещё сегодня будет весь день лить мелкий противный холодный дождь. А ещё говорят, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды… В воду нельзя, а в погоду с дождём, оказывается, можно…

«Аврал!». Грузим боезапас на корабль. Опять то по цепочке передаём друг другу снаряды, то в ответ на ор, мат и крик какого-то флагманского начальника опять носим снаряды, как муравьи, на руках. Теперь я не в ДМБовской форме одежды, а в отличной куртке-канадке, которая приглянулась опять старпому, капитан-лейтенанту Ю.А. Кличугину, и он вырвал меня из цепочки «снарядоносцев» и призвал к себе «на разборку».

Стоял молча перед ним, ничего не говоря и не отвечая, только поднял вверх лицо и улыбался под холодными струями мелкого дождя. Старпом свирепел, не получая ответа и в конце концов, наорал на меня матом и приказал дежурному офицеру по кораблю сразу же после аврала отправить меня на гауптвахту отбывать давно назначенные мне 5 суток ареста…

На этот раз молчаливые, хмурые, мокрые, усталые матросы и старшины, годки всех сроков службы, мичманы и офицеры, присутствующие при этом «разборе», восприняли всё происходящее хмуро, молча, неодобрительно, без особых эмоций, но, главное, без поддержки старпома и без издёвки надо мной. После того, как Юрий Авенирович Кличугин выкричался и приказал возобновить погрузку боезапаса, а я, как ни в чём ни бывало, молча включился в общий поток «снарядоносцев», моё настроение улучшилось, потому что отовсюду я получал знаки, слова и выражения поддержки и сочувствия.

Кстати, после этого случая, старпом покинул пристань Арсенала и наш «аврал» оживился, стал похож на активную работу энтузиастов-комсомольцев, а не на шеренги и работу арестантов.

«Оля? Валя? Оля? Валя? – в такт шагам в голове стучали важные вопросы моей жизни. Обе девчонки с запутанными жизнями, обе с тяжёлыми характерами и обе мне очень дороги, потому что занимают почти всё, в моих мыслях и образах…

16:30 31 октября 1974 года.

Закончили погрузку боезапаса на корабль. Теперь опять БПК «Свирепый» почти во всеоружии. Осталось только в ВМБ Балтийск получить оружие «главного калибра» (ракето-торпеды 85Р для УРПК-4 «Метель») и наше «жало осы» (зенитно-управляемые ракеты ЗУР 9М33 для ЗРК «Оса-М»).

Пасмурно. Дождик накрапывает, но несмотря ни на что, настроение бодрое, потому что сегодня дадут «обходные листы» (ведомости сдачи корабельного имущества перед ДМБ – автор) первой десятке ДМБовских годков. С этого момента эти слова – ДМБовский годок, - не в кавычках, то есть не «подразумеваются», а без кавычек, то есть – «являются реальным действительным фактом».

Завтра утром они уходят. Должны уйти. Как это будет – время покажет. Мне обещано, что мне «помашут руками на вокзале, когда снег упадёт»… Мне всё же жаль этого старпома. Возможно, что он искренне хочет служить и работать, однако им взят изначально неверный тон. Всё можно простить, понять, перетерпеть, только незаслуженное презрение, высокомерие и оскорбления не прощаются. Нет. Можно жить с таким человеком рядом, - уважать нельзя…

18:30 31 октября 1974 года.

Ну, вот, как я и думал, выдали ребятам «обходняки» (обходные листы – автор). Как и другие ДМБовские годки завёл «лист пожеланий» для своего ДМБовского альбома. Написали свои пожелания уже 8 человек. Остались ещё два. Завтра в 06:00 они уходят (в запас, играют ДМБ – автор). Ну, что же? В добрый путь! Счастливо вам, братишки!

Неужели мы дождались? Сегодня, завтра, на днях! Кончается моя, наша служба!!!! Ещё несколько дней и мы разъедемся кто-куда. Войдём, вложимся в гражданскую жизнь! Готов ли я?

22:40 31 октября 1974 года.

Уходит первая десятка ДМБовских годков призыва осень-зима 1971 года:
 
Джураев Ботыржон Киргизович, старший машинист трюмный, 12.11.1971-01.11.1974;
Козлов Валерий Владимирович, электрик, 04.11.1971-01.11.1974;
Кудлай Александр Михайлович, командир отделения радиометристов артиллерийских 08.11.1971-01.11.1974;
Микерин Александр Никитич, старший машинист котельный, 09.11.1971-01.11.1974;
Нисин Александр Петрович, комендор, 09.11.1971-01.11.1974;
Пугачёв Александр Иванович, старший электромеханик, 10.11.1971-01.11.1974;
Ренвалд Лаймонис Робертович, старший электромеханик, 04.11.1971-01.11.1974;
Сенацкий Александр Дмитриевич, командир отделения специалистов ЭВТ, 10.11.1971-01.11.1974;
Франюк Пётр Евгеньевич, командир отделения группы управления, 09.11.1971-01.11.1974;
Саард Айн Александрович, командир отделения электромехаников, 05.11.1971-01.11.1974.

Новость неожиданная и приказ командира корабля. В связи с тем, что завтра выходим в море на заводские ходовые испытания и переходим в ВМБ Балтийск, приказано отправить в запас группу отличившихся моряков-свирепоцев сегодня, досрочно! Провожали первую десятку ДМБовских годков сразу же после вечерней поверки.

Ушли первые из нас, годков призыва осень-зима 1971 года. Остались мы – «отличившиеся» с другой стороны. Чует моё сердце, скоро и мы, скоро и нам собираться. Только вот куда? На «губу»? Домой! В море?