На велосипеде по Карельскому перешейку

Виктор Кутуркин
                Вторая половина августа.  Лето напоследок решило порадовать по-настоящему жаркими днями,  и отдыхающие потянулись к водоемам.  Холодные июнь и июль не дали возможности в полной мере насладиться долгожданным отдыхом, но теперь я каждый день катаюсь на велосипеде по Карельскому перешейку.  Конечно, я гонял и в мае-июне-июле, но разве может сравниться катание при четырнадцати градусах тепла или сегодня при двадцати четырех?  Можно  надеть  велосипедную рубашку и фирменные трусы.  Бейсболка , белые носки и велотуфли дополняют мою амуницию.  Это не дань моде, а необходимые атрибуты  велосипедиста, позволяющие комфортно чувствовать себя в седле.  Бутылка с водой, телефон и фотоаппарат тоже понадобятся в дороге.  Маршрут наметил заранее и он мне хорошо известен.  За более, чем полувека, я прокатился на велосипеде по всем дорогам Ленинградской области и знаю каждый километр.  Вот и сегодня решил проехать по знакомым давно местам.                Стартовал я с дачи,  на которой  все лето живу с женой и внуком.  В четыре года он уже составлял мне компанию в велосипедных прогулках.  Сейчас ему девять, а вчера сын прокатился с ним около пятидесяти километров, и я решил дать малышу отдохнуть. 
           Ничто не может сравниться с велосипедной прогулкой в солнечный летний день! Конечно, автомобиль удобен и хорош! Особенно для поездок на дачу!  Но отдыхая за городом, я предпочитаю прогулки на велосипеде.  Представьте себе, что вы неторопливо едете по загородному шоссе со слабым движением. Солнце, чистый встречный ветерок. После нескольких подобных вылазок усиленные притоки крови к мышцам расширяют  сосуды, делают их стенки более упругими, и холестерин наверняка уменьшится.  А это означает, что  уже не так грозит инфаркт!
Но сначала мне приходится катиться по тяжелой лесной дороге, иэобилующей лужами.  Здесь не всякий внедорожник проедет, но я преодолеваю подъемы, обхожу глубокие лужи и объезжаю камни.  Встречаю садоводов,  промышляющих в лесу.  Вижу пустые корзинки, хотя  время сбора грибов вроде  подошло. Дорога выравнивается, по обе стороны стоят редкие высоченные сосны, а под ними кусты крупной спелой черники.  Садоводы сюда не доходят, предпочитая места поближе. Проезжаю пару километров, и справа открывается красивый сосновый бор.  Я часто приезжаю сюда и, пристегнув замком велосипед к дереву, за час набираю корзинку боровиков.  Но сегодня мне не до грибов.  Я хочу проехать по хорошо мне знакомой трассе вдоль берега Финского залива.
          Лесная дорога выводит  к поселку Лужки, а здесь уже рукой подать до Приморского шоссе и Финского залива. Через километр хорошей грунтовки оказываюсь на побережье.    Несколько машин припаркованы в тени под  соснами.  Невдалеке видны палатки. Противоположный южный берег залива не просматривается. Водная гладь без конца и края. Ветер сегодня слабый и мелкие волны набегают на песок.  Залив здесь чище, чем в  Зеленогорске и многие купаются . Правда, глубина небольшая, и чтобы нормально поплавать им приходится пройти около сотни метров.   Полюбовавшись на красивый пейзаж и сделав несколько снимков, выезжаю на трассу.  Если прокатиться в сторону Приморска, то через полтора десятка километров, возле Ермилова, можно увидеть линию Маннергейма.  Огромные валуны в пять рядов, мощные укрепления и сложный ландшафт должны были по замыслу финского командования, остановить наступление советских войск. Во время войны с Финляндией здесь шли ожесточенные бои. Но мой сегодняшний маршрут предусматривает противоположное направление, и я еду в сторону Зеленогорска.
          На этом участке шоссе недавно уложили свежий асфальт, машин мало и я могу разогнаться.  Велокомпьютер показывает  около тридцати километров в час, скорость будоражит, подгоняет, воодушевляет. И сами собой рождаются строки:
      Я мчусь в седле велосипеда,
      И ветер в спину мне всегда!
      Я над собой держу победу
      И забываю про года!
      Летят навстречу километры,
      Мне наполняет воздух грудь.
      Я соревнуюсь только с ветром,
      Пытаюсь молодость вернуть!
      Сегодня нет за мной погони,
      Но ровно сорок лет назад
      Я мчался в тесном пелетоне,
      По трассе Выборг-Ленинград!
             Вспоминаю, с каким восторгом я наблюдал велосипедный бум на острове Пальма де Мальорка.  Десятки километров велодорожек, прокат велосипедов, магазины инвентаря и велоклубы, специализированные отели для велосипедистов. Я побывал на выставке, где были представлены самые современные экземпляры. Эти велосипеды изготовлены из сверхлегких и прочных сплавов, весили менее шести килограммов, правда, цена была сопоставима со стоимостью автомобиля.  Находясь под впечатлением этой удивительной атмосферы всеобщей любви к велосипеду, я поддался искушению, и взяв в прокате “стального коня”, промчался по острову от Эль Ареналя до Магалуфа,  а это около шестидесяти километров.  Удивило то, что среди любителей велосипеда было много ветеранов, которым далеко за шестьдесят.  Одетые в яркую форму мужчины и женщины, старики и молодежь, увлеченно крутили педали и радовались жизни.
            А тем временем я мчусь по Приморскому шоссе.  Справа, на  побережье Финского залива,  располагаются  дачные поселки.  Делаю остановку в Окуневой бухте.  Лет тридцать назад здесь я видел выброшенное на берег судно, превращенное в место ночевки. Сюда приезжали любители рыбной ловли и за рубль можно было переночевать в каютах этой заброшенной посудины.  Теперь здесь располагается шикарный четырехзвездочный отель с рестораном и террасой. Останавливаюсь, делаю фотографии стоянки яхт и красивой церквушки, одиноко маячившей на песчаной косе.  Большая  ухоженная территория, отдельно стоящие бунгало с видом на море, прокат лодок, располагают к отдыху.
           Возвращаюсь на шоссе. Через пару километров въезжаю в поселок Озерки c красивой церковью Николая Чудотворца. Бывшая маленькая прибрежная деревушка за два десятка лет превратилась в престижный дачный поселок.  Быстро пролетают еще семь километров, и я делаю промежуточную остановку. Когда-то давно я впервые приехал сюда с палаткой. Это место, на 37-м километре Приморского шоссе, облюбовали рыбаки и приезжали сюда с семьями.  Поросшие соснами песчаные дюны и широкий протяженный пляж представляют собой  идеальное место отдыха.   Уже несколько лет здесь располагается “дикая” стоянка любителей виндсерфинга. С мая и по сентябрь месяцы  любители доски с парусом носятся по волнам, оттачивая свое мастерство. Многие везут автодома или так называемые кемперы, позволяющие отдыхать с удобствами.  Инициативная группа, состоящая из постоянных любителей подобного отдыха, оборудовала туалеты и следит за вывозом мусора, вырыли питьевой колодец.
           Здесь у меня много друзей.  С ними я познакомился несколько лет назад, когда каждый выходной приезжал сюда на рыбалку, но с появлением дачи стал редким гостем на “поляне” – такое название закрепилось за этим местом. Пообщавшись со знакомыми и сыграв несколько партий в любимый настольный теннис, я вновь выехал на шоссе. 
            Неискушенные в подобных поездках могут подумать, что они страшно утомительны и  требуют отменного здоровья.  Заверяю, что это не так.  Ведь я еду с удобной скоростью и остановками. По своему опыту могу сказать, что проезжая километров сто в течение дня, чувствуешь лишь приятную усталость и это вполне по силам мужчинам и женщинам до шестидесяти лет. Поездка на велосипеде за город, помимо медицинской пользы, хороша еще и тем, что позволяет переключаться, дать разрядку нервной системе. Просторы полей и лугов,  уходящая вдаль нескончаемая лента дороги дают эффект открытого свободного пространства, который необходим человеку, живущему в городе.
          Велосипедом серьезно увлекались Виктор Гюго и Эмиль Золя, Джузеппе Верди и Лев Толстой, Иван Павлов и Циолковский. Cуществует афоризм: “Ездить на велосипеде все равно, что класть деньги на сберкнижку. Чем больше километров проехал, тем богаче стал ваш организм”. 
            Я стремительно лечу по шоссе,  преодолеваю небольшие подъемы, разгоняюсь на спусках.  Вот и коттеджный поселок Зеленая Роща.   Выполнив левый поворот, я покидаю Приморское шоссе и еду по дороге к детскому оздоровительному лагерю Зеркальный.  У него есть еще одно название – наш северный Артек. Неширокая извилистая асфальтовая дорога идет мимо комфортабельных дач. Не так давно сюда был проведен газ и жители смогли обзавестись всеми городскими удобствами,  Через несколько километров дорогу обступает лес и я еду под шатром сомкнувшихся деревьев. Показалось озеро Комонь, протянувшееся на километр вдоль дороги.  Десяток машин припаркованы у  обочины, и народ жарит шашлыки. Останавливаюсь и любуюсь, как в кристально чистой воде озера отражаются  темно-зеленые ели.
          Однако надо спешить.  Я обещал быть к обеду и у меня еще полчаса времени. Вскакиваю в седло и продолжаю путь.  Справа промелькнула станция Яппиля.  Это единственная железнодорожная станция на ветке Петербург-Приморск, сохранившая финское название.  Дорога, уходящая налево, через километр приводит меня к озеру Зеркальное.  Здесь очень хорошие подъезды к берегу и сегодня много автотуристов.  По  грунтовой дороге я объезжаю озеро с западной стороны.  И везде вдоль берега машины, палатки.  Я любуюсь красивыми видами, фотографирую панораму с островами и живописные берега, поросшие хвойным лесом. 
         Остается совсем немного до конечной цели моего путешествия. За эти несколько часов я проехал около пятидесяти километров, что для моих семидесяти лет не так уж плохо. И пусть немного устали ноги – это скоро пройдет, забудется. А вот заряд бодрости и здоровья останется. И я говорю “спасибо” своему двухколесному другу – велосипеду, который подарил мне: скорость, расстояние, здоровье!
                На велосипед, друзья!