Талантливыми не становвятся - ими рождаются,

Валерий Василевский
 ИЛИ  ОТЕЦ  И СЫН  САНДОМИРСКИЕ 

  Не надо другого образца
  Когда в глазах пример отца
               А.С.Грибоедов
  Был август 1981 года. В хирургическом отделении,  в деревянном здании которого потом будет размещаться пошивочный цех МП «Надежда», я находился с 10 июня с тяжёлой травмой позвоночника в шейном и грудном отделах. Отлежав 45 суток на вытяжке и, благодаря усилиям врачей,  стал постепенно возвращаться к жизни. Тайком от врачей, когда их уже не было в отделении, меня под руки выводили из палаты в коридор, где я учился переставлять ноги то есть ходить. В одну из таких «прогулок» увидел, как в одну из палат под руки повели директора Дома культуры Бориса Наумовича Сандомирского. Следом шли жена и сын.
  Если сын в те годы был рядовым сотрудником районной газеты, то Борис Наумович был известной личностью в Глуске и районе. Его знали стар и млад, особенно те, чья жизнь была связана с художественной самодеятельностью. Окончивший до войны театральное училище в Москве, служил в одном из одесских театров. Только Великая Отечественная внесла свои коррективы в его жизнь. Ушёл на фронт, а жена оказалась в эвакуации в алтайском селе Соколово. Получив возможность кратковременной побывки, фронтовик Сандомирский воспользовался ею, что-бы увидеться с женой. После этой побывки их семья в декабре 1942 года пополнилась рождением сына. Сына назвали в честь деда Наумом и сей факт был зарегистрирован в метрике.
  После окончания войны фронтовик – театрал перевёз семью в родной Глуск. И в этом плане Глуску повезло, ибо, с приходом обладателя редкой для провинции профессии - профессионального артиста Бориса Наумовича в сферу культуры, художественная самодеятельность райна быстро приобрела новые черты, ибо он был и режиссёром. Если раньше больше пели и танце-вали, то Сандомирский привил вкус к поэзии, художественному чтению, театральному искусству. Большой популярностью в горпосёлке пользовались театральные постановки, репертуар которых часто менялся. В год ставили по два спектакля. Было время, когда в верховных инстанциях обсуждался вопрос о присвоении драматическому коллективу звания народного. Уже и комиссия приезжала, дала положительную оценку, и только немного позже препятствия организационного характера, которые не зависели от самодеятельных артистов, не привели к тому закономерному ре-зультату. Хотя это позже случилось. Драмколлектив всё же стал народным.
Когда шли спектакли, то зрительный зал районного Дома культуры был полон. С постановками часто выезжали и в деревни района. Ставились пьесы известных советских драматургов Алексея Арбузова, Виктора Розова, произведения классика Александра Островского. Много радости вызывали юмористические сценки, в постановке которых Борис Наумович всегда показывал себя настоящим мастером. Он чутко и умело работал с молодёжью, готовил себе достойную смену, и когда пошёл на пенсию, эстафету приняли его ученики, более молодые работники культуры.
К сожалению, организм Бориса Наумовича уже не смог справится с коварной болезнью, не в силах были помочь и врачи. Он покинул жизнь земную и ушёл в мир иной. 
  На стенде «Культура и искусство Глусчины в лицах», который был торжественно открыт 6 января 2016 года и размещённый в кинотеатре «Орион», помещены фотографии известных далеко за пределами Глуска земляков. Среди них есть фотография заслуженного деятеля культуры Бориса Наумовича Сандомирского.

  Сегодня с высоты его возраста, жизненного и профессионального опыта, получившего известность на поприще журналистики и литературы, он давно уже Наум Борисович. Хотя ходит за ним всю жизнь, как тень, имя Налик. Так его называли с раннего детства в семье, на улице, в школе... Так его называет жена и тёща, все, кто с ним давно знаком, в том числе и я. Борисовича это ничуть не смущает: мол, что тут такого, назвали и назвали. Значит, был у родителей для этого повод, который остался тайной.
  Но, кроме имён, от матери Розы Григорьевны Налику передался с генами мир духовности, от отца – разнообразие способностей к творчеству. Соседство старого и нового, разнообразие интересов и увлечений,  всегда характеризовали Налика. В начале его жизни было рисование, в старших классах увлёкся спортом и джазом, интерес к которым остался по сей день. Но над всеми увлечениями главенствовали книги, которые читал запоем в любое свободное время, даже ухитрялся читать по ночам. Они притягивали Налика, как магнитом.   
Поступить после средней школы на факультет журналистики Белгосуниверситета не удалось. Но после службы в армии выбрал близкую по изначальному увлечению профессию – филолога. Окончил Могилёвский пединститут и работал учителем русского языка и литературы в сельской школе. И всё-таки журналистика звала, притягивала чарующей силой творчества. Необходимый ему результат приносит внештатное сотрудничество с редакцией районной газеты «Сацыялістычная вёска” (была и такая), получив временное приглашение показать свои творческие способности в качестве корреспондента.
  Журналист районной газеты, как челнок, всё время в движении: поле, стройка, ферма... Такая его работа. И тут от себя никуда не убежишь, не убежишь от осознания своей ответственности за то, что делается вокруг тебя, за то, чтобы каждое его слово было правдой и только. Поэтому работать приходится очень много, как в редакции, дома, на улице. А когда вдруг что-то всплывает в голове, это «что-то» надо обязательно запомнить, записать. Он всегда в дороге, всегда идёт дальше, не боится заблудиться в множестве проблем и вопросов, ибо в своих материалах стремится дойти до истины, распознать то непонятное, что возникает на пути.
  Сандомирский отдал своей “районке” не только годы трудовой биографии, а свои способности и мастерство. Здесь он прошёл все ступеньки служебной лестницы от рядового журналиста до главного редактора газеты (1995), стал тем журналистом и литератором, которого знают и ценят не только на родине, но и далеко за пределами. Наум Борисович солировал в своей газете. Богатство языка, образованность и особый стиль изложения, незашоренность мышления позволяли ему даже после рядового официального мероприятия сделать запоминающийся материал. Это не могло не радовать читателей, как и материалы пишущей редакционной братии, в состав которой входили Сергей Анташкевич, Ольга Чучвал, Лариса Канашевич. А как работала обратная связь газеты с читателями, говорили публикации.
  Кто только не пробовал переманить к себе на работу Наума Борисовича – «Бабеля из Глуска» ( так называли его разные издания), суля творческие и материальные перспективы! А это руководители областных и республиканских СМИ. Однако дороже и милей для него всегда были своё небольшое издание, изменившее, когда он стал редактором, прежнее название «Сцяг Радзімы» на «Радзіму», и свой Глуск, своё дорогое по духу и образу жизни местечко. В его неброской среде формировалась яркая индивидуальность этого человека. Здесь питающий его источник вдохновения. Поэтому и не было никогда для него выбора иного места работы и жизни. Столь же твёрдо и давно определился он и с основным для себя критерием: - Мы живём в восприятии других. Однако главное мерило – самооценка. Люди разное о каждом говорят. Вроде и поводов особых им для этого не нужно. Но нельзя давать повод для самоупрёка. Самое страшное для меня – потеря порядочности. Этот стержень не должен быть сломлен.
  С Наликом я впервые увиделся в далёком 81-м году в хирургическом отделении райбольницы, когда он посещал отца. Мы друг друга ещё не знали. А так как я с «районкой» был знаком где-то с начала 60-х годов, когда «Сацыялістычную вёску» выписывал мой отец, а с 1972 года стал выписывать и я, то знал о существующим собкоре Сандомирском. Тем не менее при встрече в хирургическом отделении, года мы один одного рассмотрели в упор, между нами, видимо, произошёл некий контакт, что мы со временем стали не только товарищами, но друзьями.
  С 1981 года посылая свои какие-то материалы в районную газету, которым всегда находи-лось место на её страницах, я заметил под своей фамилией дополнение: внештатный корреспондент, что меня безумно обрадовало и дало толчок к дальнейшему сотрудничеству. А когда впервые, спустя 8 лет после травмы позвоночника, выехал на инвалидной коляске на улицу, то перезнакомился со всеми сотрудниками редакции, в том числе с Сандомирским.
  Не могу не похвастаться, что из под пера Борисовича вышел и материал обо мне – «Здравствуй, жизнь», который был опубликован в газете «Могилёвские ведомости» (27.11.15) под рубрикой «Жизнь как она есть...». Кстати, он свои материалы до сих пор пишет только ручкой, не признавая никаких печатающих машинок: дескать, пишу ручкой по привычке, а чему-то учиться уже некогда.
Талантливый журналист, эрудированный человек, который постоянно находится в творческом поиске, за свою жизнь опубликовал более тысячи статей, очерков,эссе, репортажей, заметок и, конечно же, книг. Их на сегодняшний день издано одиннадцать: «Люди, время, жизнь», «Местечко-2, или ностальгическое соло для пишущей машинки», «Жизнь как анекдот», «Тональность соль-минор», «Отложенный портрет», «А что сказал бы Фрейд?», «Ковбой, который не стрелял», «Посмеёмся, друг мой Кеплер», «Грустный клоун», «Казанова и горячее мороженное», «А жизнь всё тот же анекдот». А вот что говорят о творчестве Наума Сандомирского известные люди: «Фантастически начитан, потрясающе самокритичен, наблюдателен. Читайте Сандомирского!» - Сергей Махович, главный редактор газеты «Белорусская нива». «Искренне позавидовал вашей органичной, разговорной стилистике проникновенного, с хорошим художественным вкусом литератора», — Сергей Граховский. «Что такое книги Наума Сандомирского? Для меня это, прежде всего, ум, интеллект, юмор, самоирония и очень доброе отношение к людям», — Анатолий Гуляев, вице-президент Белорусской ассоциации журналистов. «Прочитал многие книги Наума Сандомирского. Сразу скажу: автор — талантливый, одаренный человек. Это мнение всех, кто прикасался к его книгам. Горжусь, что провинциальный Глуск родил такого даровитого писателя», — Юрий Левин, российский писатель, собкор «Литературной газеты», лауреат творческой премии российского Союза писателей. «Это настоящая литература: документ и образ эпохи», — Адам Мальдис, доктор филологических наук, профессор, критик и литературовед. И это все о нем, члене «Союза белорусских писателей» и «Белорусского союза журналистов», неоднократном победителе и призере областных и республиканских творческих конкурсов, лауреате высшей профессиональной республиканской премии «Золотое перо», Государственном стипендиате в сфере культуры и искусства (1997).
  Книги Сандомирского определяются открытостью сердца и щёдростью души, светлым и добрым талантом автора. Только много знающий и мудрый человек может задорно и весело рассказывать о себе и окружающих, о самой жизни в целом, не боясь прослыть шутом. Центральный их образ – некогда еврейское провинциальное местечко с его событиями и людьми, с грустным юмором и тоской. Привыкший к массовой литературе читатель с удовольствием «потребит» остроумный текст, вдумчивый читатель найдёт над чем поразмыслить, единомышленник автора разделит его боль.
 Конечно, в литературной работе, как и в газетной не обходится без объективного к ней подхода и объективных оценок. Но писательский труд индивидуален. И читатель здесь оценивает автора по его таланту и мастерству. Он, возможно, не Юз Алешковский и не Эфраим Севела, но и над прозой Наума Сандомирского можно провести приятные читательские часы... К тому же сего-дня не так часто писатели наши сочувственно и любовно вглядываются в реальные лица земляков, видя в них не чудовищ и не жертв сей жизни, а просто людей и одновременно соль бытия. Книга «Грустный клоун» начинается с прогулки по бывшему еврейскому кладбищу местечка. С речи об «уходящей натуре». И о том, что солнце весело играет на могильных плитах. И постепенно понимаешь, что вся книга — ностальгическая прогулка меж могил, парад воспоминаний. Перед нами пройдут простые люди местечка, каждый со своей неповторимой историей. Сапожники, портные, стекольщики, бухгалтеры, столяры, учителя, городские сумасшедшие... Местечковые анекдоты и трагедии, достойные Шекспира, перемешаны в каждом человеческом бытии. Местечко, возрожденное из прогулок по скромному кладбищу, живет на страницах книги. А в нем отраженно живет весь мир.
В этих очеркового плана книгах немало грусти, но нет безисходности. Есть высокая духовность. Они как напоминание, что в жизни три составляющие – Вера, Надежда, Любовь. Существует мнение, что Сандомирский смог, паралельно с редакторским трудом, написать столько книг, сколько, наверно, не сподобилась половина «старого» и «нового» состава союзов писателей. Такая оценка многого стоит. Что касается его самого, то он читает разную литературу. В его домаш-ней библиотеке около шести тысяч книг. Большинство – русская классика.
  Книги Наума Борисовича есть даже в библиотеке конгресса США в Вашингтоне и ее филиале в Санкт-Петербурге. А накануне Олимпийских игр в Лондоне (2012)  они появились и в Лондонской библиотеке имени Франциска Скорины для белорусского землячества. Об авторе и его творчестве было снято пять телеочерков, которые потом были показаны на областном и республиканском телевидении.
 В 2013 году Наум Сандомирский стал членом Белорусского Центра международного ПЭН – клуба (клуб писателей, эссевистов, новеллистов). Это не правительственная и не политическая организация, созданная для расширения интеллектуального сотрудничества представителей творческих профессий. Она помогает профессиональным литераторам Беларуси активно участвовать в международном литературном процессе, сотрудничать с писателями и журналистами всего мира. Рекомендации по вступлению нашему земляку дал известный белорусский писатель Геннадий Буравкин, он же первым и поздравил Наума Борисовича, заметив,что произошло то, что должно было произойти.
  Высокий мир духовности давно уже в детях и внуках Наума Борисовича. Будучи уже давно на пенсии, по-прежнему занимается своими любимыми делами – журналистикой и литературой. Публикуется в различных изданиях. Как поётся в одной песне, что «старость его дома не застанет, он в дороге, он в пути». Казалось бы, и Сандомирскому пора успокоиться, но нет. Он организовывает литературные встречи и вечера, и не только свои. Он частый гость в школах. Сегодня может быть на встрече в Бобруйске или Могилёве, даже в Минске... О своей деятельности Наум Борисович говорит так: - Человека надо воспитывать на конкретных примерах. И воспитывать личность. Ведь страна богата прежде всего людьми.
Главным своим делом Наум Сандомирский считает строительство нового памятного знака на Мыслочанской горе – месте массового расстрела 9-11 декабря 1941 года фашистами более 2 тысяч глусских евреев. Он и был инициатором его возведения и сбора средств для памятной новостройки. Открыв благотворительный счёт, информировал о нём, звонил, встречался, разговаривал, убеждал в необходимости сбора средств для увековечения памяти погибших. Просто жил этим несколько лет. Однажды даже побеспокоил самого посла Израиля в Беларуси. И хотя тот был изначально настроен скорее скептически, чем позитивно, сумел убедить и его в целесообразности поддержки строительства. Как, впрочем, и многих других.
Деньги поступали не только из Беларуси и России, но и США, Израиля, Германии, Австралии. И теперь со старым обелиском, установленным на Мыслочанской горе в 1958 году, возвышаются 6 двухметровых колонн-стелл, символизирующих 6 миллионов евреев, погибших в пламени Второй мировой войны, пламени холохоста. В основе памятного знака взятый его архитектором Лалиной Левиной и скульптором Максимом Петрулем образ семейной фотографии, обожжённой и разорванной холохостом. С помощью Сандомирского и передана трагедия миллионов ни в чём не повинных людей.
Вот такая история жизней отца и сына Сандомирских, без которых нельзя представить Глуск, как и Глуск без них. Как гласит известная поговорка, «І за Гомлем людзі е». Поэтому можно жить и работать в Глуске – и быть известным человеком далеко за его пределами.