808 Где искать крёстную мать? 29 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 808. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Где искать крёстную мать? 29.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: ВМБ Лиепая. Здание заводоуправления 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» в Лиепае. Современное фото 2011 года. Здесь наша группа по поиску «крестной матери» для БПК «Свирепый» вышла на остановку «Тосмаре» на улице «;ener;;a Balo;a iela», повернули налево и мы пошли по тротуару в сторону Лиепайской средней школы № 3 (Lazaretes iela, д. 8) военного городка с чудным названием «Кароста». 29 октября 1974 года.


В предыдущем:

Звонить было некому, разве если только Богу? Может быть, сам позвонит? Я с надеждой взглянул на белую трубку телефона ТАС-М, но его звонок от детского велосипеда молчал. Ну и ладно, сами с усами, на Бога надейся, а матрос не сплошает, ему сам чёрт не брат...

С такими мыслями я уснул, а утром во вторник 29 октября 1974 года проснулся бодрым, жизнерадостным, весёлым. Всё утро – на физзарядке, на умывании, на утреннем построении и подъёме флага, я думал про себя о полученном от командира корабля задании. После завтрака на разводе служб корабельного наряда мы, те, кто должен был идти в гороб искать «крёстную мать» для корабля, встретились в столовой личного состава.

Молодой офицер-лейтенант (к сожалению, не помню его фамилию – автор) предложил всем, а собрались: он (только что сменился с вахты дежурного по кораблю), мичман Михаил Любонько, мичман Анатолий Дворский и ещё один мичман из электромеханической боевой части БЧ-5 (фамилию тоже не помню – автор), разделиться, чтобы выполнить приказ-задание командира БПК «Свирепый».

Он (лейтенант) и Дворский пойдут в город Лиепая искать «крёстную мать» и покупать бутылку шампанского для корабля. Мичман Любонько и мичман из БЧ-5 займутся приготовлением бросательного конца для бутылки шампанского и формированием команды матросов, которые будут обеспечивать переосвящение корабля, а «матрос Суворов будет всё происходящее фотографировать».

Толя Дворский с этими предложениями лейтенанта сразу же согласился, но мичман Михаил Любонько и мичман из БЧ-5 возразили, потому что им тоже хотелось принять участие в поисках «крёстной матери» для нашего корабля и они имели свои поручения для похода в город, по магазинам. Моего мнения никто не спрашивал и даже почти никто меня не замечал.

А в это время с утра на корабле и в доке-заводе начались последние приготовления к пуску воды в бассейн сухого дока 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» ВМБ Лиепая. Причём лейтенант по секрету нам сказал, что «руководство завода, цехов и служб, которые участвовали в ремонте нашего корабля, обиделись на нашего командира за то, что он отказался принимать в качестве «крёстной матери» какую-либо работницу завода».

- Командир мне сказал, - сказал наш лейтенант, командир нашей группы, - «Пусть сама судьба решает, кому быть нашей «крёстной матерью», а вы и ваша группа – посланцы этой Судьбы. Смотрите, не подведите, иначе Судьба вас накажет!».

Только тут, воспользовавшись этими словами командира корабля, я вполголоса спросил всех присутствующих при разговоре:

- А как точно звучит приказ-поручение командира корабля? Он давал приказ каждому из нас?

- Нет, - сказал лейтенант. – Он вызвал меня, сказал, что я старший группы, назвал состав нашей группы и сказал, что мы должны к 14:00 найти в городе молодую, симпатичную, девушку, которая согласилась бы стать нашей «крёстной матерью», затем купить шампанского и цветы, вернуться на корабль, подготовить всё для того, чтобы разбить бутылку шампанского о борт корабля в тот момент, когда док начнут заполнять водой. Только он (командир БПК «Свирепый» - автор) при этом присутствовать не будет, потому что сомневается, что эта вся затея законная.

Все присутствующие замолчали. Исполняющий обязанности комсорга корабля, мичман Анатолий Андреевич Дворский сказала то, что думали все мы: «Надо выполнять приказ командира корабля точно так, как он приказал». С тем мы и разошлись, договорившись через полчаса встретиться в установленной для этого дня форме одежды для выхода в город.

Во вторник 29 октября 1974 осадков не было, с утра температура воздуха была всего 1.9°С, ночью даже намело немного снега, днём синоптики обещали 3.5°С, а после обеда - 5.1°С тепла. Прямо скажем, не совсем удачная погода для работы в доке и для выхода корабля в море из сухого дока.

Практически все доковые работы на нашем корабле закончились, корпус корабля был выкрашен свежей краской «с головы до пят» (до киля), «ДМБовские годки» отдыхали от авральной работы по «ДМБовскому аккорду» ( очистка и покраска корпуса корабля), а годки, молодые и салаги, наоборот, активно работали, помогая заводским рабочим разбирать и удалять из дока леса, оборудование, инструмент, строительный мусор. Кроме этого уже несколько дней экипаж корабля постепенно переходил к полноценной корабельной службе и боевой и политической подготовке.

Дело в том, что согласно правилам производства доковых работ «по окончании заводского ремонта перед ходовыми испытаниями командиру корабля предоставляется необходимое время для приведения оружия и технических средств корабля в готовность к использованию». Кроме того, отрабатывается организация службы и действия личного состава по корабельным расписаниям для обеспечения безаварийного плавания в период заводских ходовых испытаний.

После докового ремонта обязательно проводятся швартовные и ходовые испытания, сдача заводом экипажу отремонтированных корпуса, оружия и технических средств. Всё это осуществляются заводом при участии личного состава экипажа корабля, чтобы матросы и старшины успели хорошо освоить новшества, привыкнуть, действовать на боевых постах, как говориться, «на ощупь», правильно использовать сдаваемые заводом новые установки, механизмы или приборы.

Кстати, командиру корабля после докового ремонта корабля «запрещается подписывать приёмный акт и принимать корабль от судоремонтного предприятия при наличии незаконченных или некачественно выполненных работ, а также с уровнями физических полей, превышающими установленные нормы». Так что ещё несколько дней после выхода из дока мы будем стоять у стенки завода и выходить в море на ходовые испытания.

По руководящим документам «за своевременное и полное снабжение корабля материальными средствами и инструментом для выполнения ремонтных работ, производимых силами личного состава, отвечают довольствующие органы флотов», при этом «обслуживание, ремонт оружия и технических средств должны обеспечиваться необходимым электропитанием, холодом, теплом и т.д.». Так что всем в этот день вывода корабля из дока работы хватало навалом…

Сам вывод корабля из дока – это событие из разряда эффектный, зрелищных и значимых. Стоял-стоял огромный корабль на кильблоках с подпорками из клеток и брёвен-упоров, а потом вдруг всплыл и поплыл. В доке и вокруг дока в этот день скопилось много работающего и праздного народа, всем хотелось посмотреть на обновлённый красавец-корабль проекта 1135 типа «Буревестник» - грозное и красивое корабельное оружие Балтийского флота, да ещё с ярко блестящим названием на корме – «Свирепый»…

После выполнения всех доковых работ согласно доковым ведомостям и приёмки этих работ личным составом корабля совместно с представителем технического управления ДКБФ и судоремонтного завода начинается подготовка корабля к выводу из дока. При этом выполняются следующие работы:

приборка дока и мест общественного пользования;
сдача докового инструмента докмейстеру;
уборка лесов вокруг корпуса корабля;
закрытие всех забортных отверстий и горловин междудонного пространства на корабле;
проверка и размещение грузов на корабле в соответствии cо схемой при постановке корабля в док;
закрепление перекатывающихся и перемещающихся грузов на корабле;
подача заявок на топливо, масло, воду и буксиры.

После выполнения перечисленных мероприятий объявляется аврал и подаётся команда «По местам стоять, из дока всплывать». По этой команде личный состав занимает места во внутренних помещениях, проверяет связь с ГКП (главный командный пункт) и ведёт особенно тщательное наблюдение за помещениями, расположенными ниже ватерлинии, и за помещениями, в которых производился ремонт забортной арматуры и обшивки корпуса. Швартовные команды занимают свои места на баке и юте и по мере всплытия подбирают швартовы.

Заполнение дока водой ведётся не менее чем с одной остановкой, во время которой проверяется водонепроницаемость наружной обшивки и забортной арматуры корабля. О появлении течи немедленно докладывается на ГКП, и заполнение дока приостанавливается до устранения неисправности. Время отрыва корабля от килевой дорожки, полученные крен и дифферент записываются в вахтенный журнал.

После всплытия и окончательной проверки водонепроницаемости корпуса корабль готовится к буксировке. Открывается батопорт, в док входят буксиры, и по командам докмейстера с соблюдением мер предосторожности буксиры выводят корабль из дока и швартуют к причалу для приёма топлива, воды и боезапаса. Время выхода форштевня за батопорт записывается в вахтенный журнал. Командир несёт ответственность за плавание корабля с момента выхода форштевня за наружную линию батопорта (если корабль вводился в док носом).

В течение нескольких суток после выхода корабля из дока устанавливается усиленное наблюдение за помещениями, в которых производились ремонтные работы.

Все эти данные о порядке, технике и технологии вывода корабля из дока наперебой рассказывали нам (в группе) лейтенант, командир группы и мичман БЧ-5, когда мы, почему-то чуть ли не бегом, выходили за ворота проходной судоремонтного завода «Тосмаре» и направлялись в город.

Кстати, все разговоры о выходе корабля из дока прекратились, как только мы очутились на улице. Куда идти? Где искать нам «крёстную мать», да ещё «по вкусу нашего командира корабля»? Я тоже рассказал о задании, которое мне дал Евгений Петрович Назаров и мы все теперь были озабочены вопросами:

- А какой же вкус к женщинам у нашего командира? Какие девушки ему нравятся? Где найти нам не просто девушку, а девочку? Как мы определим – девушка она, женщина или ещё девочка? Куда идти? Что делать?