Сердце друга 43

Гунаев Иса
 
*  *  *

 
К вечеру людей на автобусах отвезли обратно к штабу комиссии.
Истекший  день не дал никаких результатов. Время уже было позднее, и Сулиман решил  переночевать у Асет.
Он попросил одного из прибывших на поиски своего родственника, подвезти его по ее адресу. Близко подъехать к искомому дому не получилось, кругом были одни руины, строительный мусор от разрушенных домов по улице. Поблагодарив водителя, Сулиман вышел из машины и дальше  пошел пешком.
Подойдя к забору Асет, Сулиман понял, что здесь давно никого не было. Двор был запущен. Это не похоже на Асет.  
- Наверное, уехала к дочерям. – Подумал Сулиман.
На улице уже было достаточно темно. Шел снег с дождем. Сулиман не знал, где он сегодня проведет ночь. Пройдя несколько домов, он увидел тусклый свет в окне и окликнул хозяина. Из полуразваленного дома, вышел старик.
- Добрый вечер, ваша!*(Дядя.Чеч.) – приветствовал его, Сулиман.
- И у тебя пусть вечер будет добрым, – ответил на приветствие старик, подходя к калитке.
- Как поживаете? Как здоровье?
- Слава Аллаху, живы еще.  И кушать есть. Ты говори громче, а то я плохо слышу.
- Вы не знаете, где женщина, что живет в том доме? – указав на дом Асет, спросил Сулиман.
- В каком?
- Вон в том, самом высоком.
- Ааа. Асет, что ли?
- Да. Я давно здесь не был. Похоже, и она давно здесь не появлялась.
- А ты кто будешь, молодой человек?
- Я ее родственник.
- Я тебя что-то не признаю. Чей ты?
Сулиман засмущался, не зная что ответить.
- Она жена моего двоюродного брата. Вернее, была, – сказал старик.
- Как была?
- Ты что? Не знаешь? Уже третий месяц, как ее убили.
- Как убили? Кто убил? – подкосились ноги Сулимана.
- Наркоманы, скорее всего. Зарезали ее. Все вещи забрали. К концу войны это было. Ты на машине? Едешь куда?
- О Аллах. Нет, я, извините, пожалуйста. Не родственник я ей. Просто во время войны она мне очень помогла. Я просто хотел увидеть ее.
- Ты сейчас куда-то едешь? – повторил вопрос старик. –  Приехал откуда?
- Вообще-то, мне в Ведено надо. Но сегодня, похоже, нереально туда добраться.
- Оо-о, что ж ты тогда тут стоишь? И меня под дождем держишь! Давай быстро в дом.
- Спасибо! Извини, что я так неожиданно… Если я  не стесню кого-нибудь в доме… Спасибо!
- Давай быстро в дом, – махнув рукой, прикрикнул на него старик. – Промок уже, наверное, весь. Я-то дома.
Старик жил со своей женой. Охранял  свой двор, а также приглядывал за соседними домами, которые еще оставались без хозяев. Их улица была почти полностью безлюдна, кругом - одни руины.
Хозяйка дома принесла одежду, чтобы насквозь промокший Сулиман смог во что-нибудь переодеться. Здесь было много вещей. Видимо, они принадлежали детям и внукам стариков. Бабушка, прежде всего, накрыла гостю стол. Затем постирала одежду Сулимана,  и повесила ее сушиться над газовой плитой.
Сулиман рассказал старикам, как однажды Асет спасла его от смерти. Как она приютила его, помогла с телеграммой. И от стариков Сулиман услышал немало добрых слов в ее адрес.
- Очень многим помогла Асет, – сказал старик. – Надеюсь, ей за это воздастся. Они жили очень богато, но были простыми людьми. Носы не задирали. Сын их погубил.
- Да не надо сейчас об этом, – вмешалась жена.
- Что «не надо»? - прикрикнул на нее старик. - Никогда не смогу ему простить смерть брата, тем более, Асет. Вообще-то избаловали они его, единственного сыночка. От рук таких же тварей, подобных сыну, Асет и умерла. После его смерти она только тем и занималась, что расплачивалась за его долги. Да простит Аллах ей прегрешения. Она-то добрый оставила после себя след. А что оставил после себя этот отморозок? Только долги и дурные воспоминания. Тьфу! Терпеть этих наркоманов не могу.
- Им конечно нет оправдания, – сказала жена. – Но и вины родителей здесь немало.
- А они в чем виноваты? Они что, на коротком поводке его держать должны были? Твои дети сейчас по всему миру разбросаны. Ты знаешь, кто и чем занимается?
- Зачем на поводке держать? Воспитывать надо. Не только желудки забивать и красиво одевать.
- Твои дети сейчас по всему миру разбросаны, – повторил старик. - Ты знаешь, кто и чем занимается? Ты их сейчас как-то воспитываешь? Контролируешь?
- Я уже воспитала. Я направила их на правильный путь. А дальше сами пойдут по этому пути. Научила уважать себя, старших, свой народ и культуру.
- Да помолчи уже, дура старая, – махнул на жену старик. – Бабский разговор развела. Лучше гостя спать уложи.
- Да я не устал, – сказал Сулиман. – Мне даже приятно вас слушать.
- О чем приятном мы говорим, – сказала хозяйка, – чтобы слушать было приятно? Просто он всю злобу на мне срывает. От скуки все это, от безделья. Я постелила тебе, сынок.  Как только пожелаешь спать, пройди в соседнюю комнату.
- Хорошо, спасибо.
Еще немного посидев с дедушкой, которого уже самого клонило ко сну, Сулиман пошел спать.
Он долго не мог уснуть, вспоминая добрые, грустные, уставшие глаза Асет. Он вспоминал каждое слово, и каждую минуту, проведенную с ней. Как она остановила его в маршрутном такси, когда Сулиман хотел заступиться за пожилую женщину. И женщины сами заступились за нее. Как спасла от расстрела на блокпосту, привела домой, помогла отправить телеграмму. «При первой же возможности, раздам за нее садакъа, – дал себе слово Сулиман».
Утром Сулимана ждал накрытый стол. Чистая, поглаженная, сухая одежда.
Сулиман переоделся, позавтракал, поблагодарил хозяев и собрался уходить.
- Ваша, – обратился он к старику. – А за своих детей можете быть спокойным. Дети, чьи родители  так встречают и провожают людей попавших в беду, никогда не принесут позор под крышу этого дома.
- Дай, Аллах. Я надеюсь.
 
*  *  *