Короткая встреча

Кирюхин Дмитрий Вячеславович
Осенью 2010 года мой дедушка, Михаил Петрович Кирюхин проходил курс лечения в городской клинической больнице № 10 Канавинского района (ул. Чонгарская, 43). Во время своего пребывания там Михаил Петрович познакомился с нижегородским художником, членом Союза художников РФ (с 1984 г.), Заслуженным работником культуры РФ Вячеславом Гавриловичем Щелоковым, и об их коротком знакомстве мне бы хотелось рассказать.

Мой дедушка, кандидат технических наук, доцент Горьковского политехнического института им. А.А. Жданова (в настоящее время НГТУ им. Р.Е. Алексеева), проработавший в вузе в течение долгих 54 лет, был человеком удивительным. Выходец из простой крестьянской семьи, переживший в раннем детстве раскулачивание и высылку отца с семьей на спецпоселение, реабилитацию и переезд в г. Горький, дедушка получил высшее образование, затем ученую степень, занимался наукой и преподаванием, объездил со своими студентами-практикантами почти весь Союз. Однако даже не его профессиональные заслуги больше всего поражали других, а его спокойный, уравновешенный, невероятно интеллигентный характер, умение всегда поддержать разговор, уважительно и внимательно относясь к своему собеседнику, кто бы он ни был. Именно поэтому многие за глаза считали и называли Михаила Петровича «профессором» и считали едва ли не потомственным интеллигентом, что, конечно же, было неправдой.

Оставив родной вуз вскоре после своего 80-летия в 2007 году из-за состояния здоровья и, как это часто бывает, непонимания руководства, дедушка, разумеется, тяжело переживал потерю любимой работы, старался переключиться на занятие семейным садом. Из нас, без сомнения, больше всех его поддерживала моя бабушка, Людмила Михайловна, история их необычно гармоничных для нашего времени отношений заслуживает особого внимания. И хотя дедушка, как и любой мужчина, не любил врачей и лечиться, в последние годы он переносил запланированные походы в больницу стоически. Часто бывает, что становясь слабее во время болезни, человек озлобляется, из-за плохого самочувствия срываясь на окружающих. Но это не про моего дедушку. И хотя мои первые воспоминания из раннего детства свидетельствуют о нем как о человеке невероятно сильного и решительного характера, с каждым годом он не просто становился добрее, – иногда, очень редко, на нашем жизненном пути встречаются люди, от которых словно исходит внутреннее тепло и свет. Михаил Петрович был одним из таких людей.

Дедушка был общительным человеком, заинтересованным во всем. Очень многое в нашем доме было сделано или отремонтировано его руками, вместе со своим отцом и моим прадедом, Петром Андреевичем, они построили садовый дом и гараж. Едва ли можно сказать, что в больнице дедушке было скучно. Мы довольно часто его навещали, а если Михаил Петрович был в палате один, он любил читать газеты, главной из которых была «Советская Россия» (своим коммунистическим идеалам дедушка не изменял никогда). Но если рядом находились и другие пациенты, дедушке легко было найти с ними общий язык. Он любил рассказывать нам об этих встречах. Как это часто бывает, в палате могли оказаться люди совершенно разных профессий: священники, разнорабочие, электрики и даже бизнесмены.

Осенью 2010 года соседом по палате Михаила Петровича стал художник Вячеслав Гаврилович Щелоков. Дедушка рассказывал об их встрече с улыбкой, отзываясь о собеседнике с большим уважением и интересом. Впрочем, дедушка не был лишен чувства легкого скептицизма по отношению к представителям творческих профессий, мы часто любили обсуждать с ним прочитанные книги и статьи из газет, с бабушкой дедушка разбирали детали посмотренных вместе кинофильмов. Так получилось и в этот раз, дедушка рассказал об их встрече, Вячеслав Гаврилович оставил на память два сделанных в палате портрета-зарисовки и подарил свою книгу «Рисунок моей жизни» с автографом, вышедшую пятью годами ранее, и спросил моего мнения о своем новом знакомом как авторе, ведь я очень часто показывал дедушке свои рисунки и он всегда с необычайной внимательностью относился к ним.

И хотя мне самому не удалось встретиться с Вячеславом Гавриловичем и побеседовать с ним, я с большим интересом ознакомился с его книгой и отраженными в ней художественными работами. «Рисунок моей жизни» интересен в первую очередь тем, что это не просто биография автора с сопутствующими иллюстрациями, но живая история, рассказанная им самим от первого лица. Из книги, например, я узнал, что сорок пять лет жизни художника было связано с Нижегородским художественным училищем, в котором долгое время преподавали и моя мама, и отец. На память об этом у нас дома хранится большая папка рисунков, которые студенты училища с благодарностью подарили маме за ее незабываемые курсы зарубежной литературы и мирового художественного искусства. Да и сам я прекрасно помню, как был в училище в раннем детстве: большую деревянную входную дверь, узкие коридоры и лестницы, интригующие запахи краски и других худ. материалов. Есть что вспомнить: именно благодаря маминому коллеге по художественному училищу, члену Союза художников Юрию Михайловичу Бурову в нашу семью был принят мой кот Рыжик.

«Переступая порог училища попадаешь в особый мир», – пишет в своей книге В.Г. Щелоков. И уже с этих, практически первых строк, в моей памяти возникают знакомые картины. Пишет он и о родном для меня городе Горьком, сейчас Нижнем Новгороде. Завершающие страницы книги художник посвятил своей жене, Галине Павловне: «У нее добрые, мягкие, бархатистые руки, излучающие свет глаза, и широкая немного как бы извиняющаяся, улыбка…» Узнать о еще одной истории теплых, искренних семейных взаимоотношений людей, наполненных взаимопониманием и поддержкой, было для меня особенно радостно, ведь у меня перед глазами всегда были мои дедушка и бабушка, и я не помню ни единого случая семейного скандала или ссоры между ними.

Конечно, два рисунка – портрета Михаила Петровича, сделанные В.Г. Щелоковым, не являются чем-то по сути своей невероятным, за свою жизнь художник выполнил несчетное множество подобных карандашных зарисовок. Однако для нашей семьи они представляют большую ценность. Во-первых, потому что на рисунках дедушка изображен в профиль, а на едва ли не всех сохранившихся фотографиях семейного архива дедушка смотрит прямо в экран объектива фотоаппарата. Кто-то обязательно скажет, что на рисунке Михаил Петрович не очень похож на себя. Однако, как справедливо сказала бабушка, таким его увидел художник. Но все-таки «таким» – это каким? Каким Вячеслав Гаврилович увидел моего дедушку во время их встречи? Узнав это нам станет понятно не только некоторое «расхождение» рисунка с фотографией, но и многое другое. И, как мне кажется, я нашел ответ на этот вопрос. Достаточно внимательно присмотреться к работе художника, позе изображенного человека, выражению лица, линиям рисунка. В.Г. Щелокову точно удалось передать спокойствие, тихую красоту, не только внешнюю, но и душевную, интеллигентность и доброжелательность. На портретах В.Г. Щелокова Михаил Петрович внимательно слушает своего собеседника, не прерывая его и доброжелательно улыбаясь уголками губ.

В декабре 2014 г. Михаила Петровича не стало. Совсем недавно я узнал о том, что и Вячеслава Гавриловича уже нет с нами, хотя художник и был моложе дедушки почти на 8 лет. И хотя очень печально, что мне, как моему дедушке, не удалось познакомиться с таким интересным человеком, каким был В.Г. Щелоков, семейный архив бережно сохранил память об этой короткой встрече. Одну из своих картин В.Г. Щелоков подарил и больнице № 10, она до сих пор висит на третьем этаже.