Богатенький Буратино. Часть 1. Что такое деньги

Константин Карасёв
Эта работа будет иметь три смежных по содержанию части.

1. О некоторых моментах природы финансово-экономического богатства отдельных социальных групп и категорий в обществе.

2. О специфике международных отношений на современном этапе с точки зрения финансово-экономического функционирования.

3. О некоторой специфике олигархии и близких к ней кругов в современной России.

Статья рассчитана на самый широкий круг читателей и специалистам она будет не интересна. Основной упор здесь будет сделан на логику бытовой практики. Автор не стремится к высокой убедительности аргументации. Поэтому весь цифровой материал и доказательная база сведены к самому минимуму. Скептикам и критикам вольно думать по-своему.
Многим гражданам России очень не хватает экономической подготовленности для понимания сущности происходящих процессов в нашем современном обществе. Жизнь стремительно меняется, а практический опыт прошлых лет для нас не самый лучший помощник к верному осознанию текущих особенностей развития. Нужны базовые знания экономики, которых нам сейчас сильно не хватает по причине бедности такого материала в сфере общего образования.
Сам автор, в своих размышлениях, опирался на основы некоторых трудов Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса, Василия Леонтьева, Николая Кондратьева, и особенно Джона Кейнса. Для общего понимания многих процессов нашей жизни, да простит читатель за навязчивые подробности, всё-таки нам совершенно необходимо знать несколько принципиально важных экономических понятий.

Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Прибавочная стоимость - это разница между созданной в процессе труда новой стоимостью и стоимостью рабочей силы.
Вообще-то, в наше время оперируют чаще всего термином "добавленная стоимость", и это несколько иное понятие, но в нашем случае (для простоты) можно оставить как есть.
 
Стоимость (выраженная, например, в денежных активах) – это овеществлённый труд.

Деньги – это специфичный товар и, одновременно, универсальный эквивалент стоимости прочих товаров и услуг. В этом отражена двойственная природа денег.

Разумеется, с точки зрения экономики как науки, эти определения являются очень поверхностными и неполными. Но для понимания социальных процессов на уровне экономического развития общества и этого будет вполне достаточно. Необходимое прочее желающий легко одолеет и сам из справочных материалов.
Теперь, имея некую основу для понимания главных причин развития мировой или региональной экономики, а значит и политики, можно рассматривать обозначенные для данной статьи цели.
Базисной основой развития мировой истории всегда было совершенствование способа общественного производства. От первобытно-общинного строя к рабовладельческому, а далее феодализм и капитализм. Все же революции и прочие потрясения в обществе были внешним оформлением этих неизбежных общественных процессов.
Большевики во главе с Лениным, а позднее Сталиным, задумали построить у нас  справедливое в их понимании государство. Основным посылом к такому строительству было стремление уничтожить в принципе слой богатых людей в обществе, сделать всех относительно равными в материальном положении и создать экономику страны на базе монополистической собственности государства на средства производства (СП).
Собственность на СП колхозно-кооперативную и общественных организаций я не рассматриваю, как нечто чем можно пренебречь, ввиду её мизерной величины, и, соответственно, за абсолютной незначительностью воздействия на развитие советского общества.
Итог проведения такой экономической политики в СССР получился печальным. Спустя 74 года, страна была вынуждена сделать политический разворот от позднего социализма к позднему капитализму, и догонять промышленно развитые страны.
К сожалению, в этих странах (в основном ЕС и США) оказались враждебно настроенные к России властные элиты, фактически объявившие нам очередную разновидность экономической (пока) войны. Причём именно войны, а даже не конкуренции. Но это тема отдельная.
Здесь же я хотел сказать о другом. Нельзя игнорировать сущностную природу производительных сил (народа) и производственных отношений (взаимодействие труда и капитала). С точки зрения экономики, бессмысленно бороться с образованием имущих классов. Богатых людей государство должно по мере сил воспитывать (влиять на них) и контролировать, а уравнивать всех по-большевистски – это глупо.
Один из главных законов человечества гласит: все люди разные. Иначе просто не работал бы закон естественного отбора, и человечество не смогло бы развиваться. Следовательно, и индивидуальные природные возможности у всех людей разные. А значит, и дифференциальное расслоение людей в обществе, по признаку имущественного и общественного положения, абсолютно неизбежно.
Перед законом все люди должны быть равными, но не в остальном. Только такое общество может развиваться в естественных условиях. Любые диктаторские формы принуждения к неестественным вариантам развития могут давать положительный эффект в обществе, примерно, 20-30 лет. В уникальном случае с Советской Властью – 74 года. Но не более. Правда, такое положение вещей может растянуться на значительный срок (в истории такие примеры известны), но тогда произойдёт необратимая деградация общества и оно раствориться в истории. Россия этого избежала.
У разных экономистов и философов имеется некий постулат, который формулируется или трактуется несколько по-разному, но имеет одну общую основу. Это, так называемый, закон концентрации капитала. На практике, суть этого закона заключается в том, что сколько ни распределяй материальные блага равномерно, всё равно капитал сконцентрируется в руках ограниченного круга лиц.
Лучше всего этот закон и его следствия иллюстрируются в диалоге Руматы и Будаха из романа Стругацких «Трудно быть Богом». Не дословно, но в сути своей, это выглядело, примерно, так.
Румата. Представьте, что вы можете посоветовать Богу, как сделать людей счастливыми. Что бы вы ему сказали?
Будах. Ну, это же так просто. Я бы сказал: Господи, раздай людям вволю хлеба и мяса. И все станут счастливы.
Румата. Бог ответит - это не сложно. Но придут богатые и сильные и отберут всё у бедных и слабых.
Будах. Я бы сказал: Господи, вразуми сильных, чтобы они так не делали.
Румата. Бог ответит - тогда из среды слабых выдвинутся новые сильные и всё опять повторится.
Будах. Я бы сказал: Господи, сделай так, чтобы все люди стали умными, добрыми и нравственными. И тогда все станут счастливы.
Румата. Бог ответит – я могу и это, но тогда это будут уже не люди, а нечто совершенно иное.
Персонаж Будаха не нашёл ответа на этот вопрос, а мы его знаем. Человек сможет построить справедливое государство только путём естественного развития общества, когда прогресс достигается неуклонным развитием науки и техники, и в сочетании с гармоничным этому развитию прогрессом духовным и нравственным.
Но есть ещё необходимое условие. Кроме политического волюнтаризма и различных перекосов, вроде неудачного эксперимента с социализмом, необходимо ещё оградить общество от международных чисто финансовых фокусов, вроде различных пирамид, пузырей и биржевых выкрутасов.
Последние манипуляции нарушают естественное развитие реальной экономики в разных странах и зачастую приводят к краху и тяжёлым последствиям для населения этих стран.
Делается это сплошь и рядом сознательно и злонамеренно. Главный инициатор и бенефициар таких манипуляций – США и его союзник-сателлит ЕС. Но об этом во второй части.