Сердце друга 41

Гунаев Иса
*  *  *


 
Железнодорожное сообщение с Чечней все еще не было восстановлено. Объяснялось это неудобство, банальной  безопасностью пассажиров и груза. Да и в Чечне на тот момент было не до железной дороги. Израненная войной Чечня, «зализывала раны».
Поезд прибыл на станцию города Кизил-Юрт, республики Дагестан. Отсюда в Чечню Сулиману  с семьей можно было добраться только на маршрутном такси.
Домой они успели добраться затемно. Эту ночь им предстояло провести в доме двоюродного брата Салмана. Несмотря на позднее время, узнав о том, что вернулась домой Мадина, сюда пришло немало односельчан и родственников, чтобы выразить соболезнование по поводу смерти мужа.
Люди приходили и на второй день. Только после обеда Мадина освободилась и смогла пойти к себе домой.
Сулиман еще пользовался тростью, хотя теперь он чувствовал себя намного лучше.
Мадина, Роза и Сулиман, наконец, пришли в свой двор. Женщины при виде своего дома, расплакались.
На улице шел мелкий дождь, была поздняя осень.
Семья уселась под навесом. В дом заходить было опасно, они только заглянули в окна. Некоторое время они сидели молча, каждый думал о своем. Вспоминали мирные времена, когда и отец был жив, занимались мирным трудом. Вспоминали времена, счастливые моменты которых, уже никогда не вернуть. Потому что не будет больше с ними любящего отца, мужа. Невозможно передать словами состояние души дочери, которую больше отец никогда не будет ласково опекать и радоваться каждому ее успеху. Невозможно передать словами состояние души Мадины, которая потеряла верного друга и опору, на которую всегда, в любое время могла положиться. Потеряла мужа, с которым вместе растила детей, строила планы на будущее. Невозможно передать словами и состояние сына, на плечи которого взвалилась, раньше времени, роль главы семейства. Он еще не был готов нести на себе такой груз. Но, как бы ни было трудно -  придется! Теперь он не имел рядом твердой, отцовской поддержки. Теперь все это ушло в безвозвратное прошлое.
А жизнь продолжалась. И было, ради чего и ради кого жить.
- Что дальше будем делать, Сулиман? – нарушила тишину Мадина.
Сулиман достал из внутреннего кармана куртки конверт, который ему вложил Андрей.
- Что это? – спросила Мадина.
- Дядя Андрей передал, – распечатал Сулиман конверт и вытащил из него деньги,  – Он сказал, чтобы я его распечатал, когда приеду домой. Я так и думал, что здесь деньги.
- О Аллах, дай ему и его семье мира и добра, – просила Мадина. – Что бы мы делали без него? И немало, наверное, дал?
- Тысяч десять, наверное, будет. Долларов. Очень хорошая и своевременная поддержка.
- Не говори. Я и не думала, что здесь будет так ужасно. Нас они сейчас очень здорово выручат. Если вы не голодны, давайте начнем приводить в порядок наше жилище.
- Где? – спросил Сулиман.
- Здесь. Где же еще?
- Ты что? Не видишь, в каком состоянии дом? Он же может рухнуть в любой момент.
- Я вижу дом. В сарае пока поживем.
- Ты что? Как? Нам что, негде жить что ли?
- Не буду я больше по чужим углам скитаться. Устала уже, Сулиман.  Мы с Розой потихоньку очистим сарай и утеплим его.  А ты думай, как отапливать будем - зима на носу. Печку надо соорудить, чтобы было на чем  еду готовить. Пару ночей, конечно, все же придется у родственников провести.
Узнав о том, что Мадина с детьми обустраиваются у себя во дворе, на помощь пришли соседи и родственники семьи.
Ближе к вечеру следующего дня, сарай был готов к проживанию в нем людей. Были очищены стены и потолок. Люди быстро заменили пол чистыми досками, сколотили перегородки.
Один из братьев Сулимана, привез печку –  «буржуйку».
Эту ночь они тоже провели у родственников, так как стены еще были холодными. До утра у печки дежурили братья Сулимана, а утром следующего дня семья переселилась в свой «дом».
- Ну вот, – стоя у плиты, готовя ужин, сказала Мадина. – А ты боялся. Зато под своей крышей теперь. Завтра все вместе поедем на кладбище, оттуда я поеду к родителям, а вы вернетесь домой. Сулиман, купишь бычка, раздадим милостыню за отца.  А ты, Роза, будешь дома. У печки постоянно кто-то должен дежурить. Она ненадежна, не дай Аллах, пожар еще случится.
- Хорошо, – ответила Роза.
Узнав о том, что Мадина с семьей приехали домой, к ней накануне приезжал брат. Он сообщил, что родители живы и здоровы, и оставил адрес, где их можно найти.
- А послезавтра я начну поиски дяди, – сказал Сулиман. – Надеюсь, хоть труп найду. Хоть могила будет. Будем знать, что его нет, и в помощи не нуждается. А строительство, заморозим до весны. Хорошо, мам?
- Да, придется, – согласилась Мадина. – Ничего страшного. И это жилье пока вполне пригодно.  А насчет дяди… Ты слышал, вчера женщина говорила про комиссию по поиску без вести пропавших?
- Да. Я с ней говорил после, отдельно. Она сказала, где их можно найти.
- Ну, все. Ужин готов. Розик, поднимайся, раскладывай тарелки. Наконец-то поужинаем в своем доме. Я так долго ждала этого момента. Хвала Тебе, о Аллах. Дома все-таки лучше. Как говорится, «стены, и те помогают». И люди кругом свои. Я думала, неделя как минимум уйдет, пока мы обустроимся. А видите, как получилось? На второй день, уже под крышей собственного дома. Дома и душевные страдания легче переносятся.
 
*  *  *