Сердце друга 40

Гунаев Иса
 
Через час как уехал Андрей, с работы вернулась Мадина.
Она торопливо прошла в большую комнату и обняла Сулимана.
- О Аллах! Я самая счастливая мама на свете, - приговаривала  она, прижимая к себе сына. – Мой сыночек, родненький ты мой. Жаль, что отец не может разделить с нами это счастье. Ты жив! Слава Аллаху!
- Мама, – высвобождаясь из объятий, сказал Сулиман. – Я говорил с дядей Андреем. Я завтра или послезавтра, вернусь домой…
- Нет, – не дала ему договорить Мадина. – Завтра мы все едем домой. И точка на этом. Сулиман, я не могу здесь больше оставаться. Андрей чуть ли не насильно нас здесь удерживал, на коленях чуть ли не стоял, когда я порывалась в дорогу домой.  Но дальше я не смогу здесь оставаться.
- Ну, мам. Послушай сначала меня.
- Я слушаю тебя, Сулиман. Теперь ты - глава семьи! Но, ради Аллаха, не говори что мы остаемся здесь.
Роза зашла в комнату из кухни и села напротив них.
- Смотри, как ожила и засияла твоя сестра!  Услышала, что мы наконец-то, возвращаемся домой. Я уже не говорю о себе.
- Ну, во-первых, нам там негде жить. Дом придется снести…
- Ничего, в сарае пока поживем. Землянку, наконец, выроем. Но зато будем у себя дома. Я не видела своих родителей, братьев, сестер, ничего о них не знаю. Сулиман, родненький, я с ума здесь скоро сойду. Несмотря на всю доброту Андрея и Ольги, тяжело мне даются ступеньки чужого крыльца.
- Мам, скоро зима. С теплом будут проблемы…
- Сулиман, – присела перед ним на корточки Мадина. – Я много лет скиталась с твоим отцом по гарнизонам. Меня зовет земля родная. Я устала от чужбины. Если ты не хочешь, чтобы я лишилась рассудка, ни слова больше не говори мне, кроме как о том, что завтра мы поедем домой. Я очень тебя прошу, Сулиман. Сегодня попрощаемся с семьей Андрея, а завтра поедем домой.
Сулиман улыбнулся и обнял мать.
- Ладно, мама, – сказал он. – Мы завтра едем домой.
- Ур-ра-а, – подбежала к ним Роза и обняла их. – Мы едем домой, мы едем домой!
Вечером семья направилась в гости к Андрею.
Оля, как гостеприимная хозяйка, накрыла роскошный стол, как для самых  дорогих гостей.
Приехала и Анжела - старшая дочь Андрея,  с мужем и сыном. Анжела с Сулиманом учились в одном классе, со второго по восьмой. Первый класс, Сулиман прошел в родном селе Ведено. Тогда он жил у бабушки с дедушкой. Анжела сейчас, жила в другом конце города.
На столе появилась запотевшая бутылка  водки.  Зять  разлил ее в три рюмки - себе, свекру и Сулиману. Сулиман  отодвинул от себя рюмку с водкой. Он не пил спиртное вообще, но даже если бы и пил - не сделал бы это при матери и при старших.
Андрей встал из-за стола, поднял рюмку и произнес.
- Я хочу помянуть своего друга и брата Салмана!
Мадина с Сулиманом переглянулись. Им не понравилось, что за их главу семьи пьют спиртное. Но запретить, они не имели права.
- Стоп! – сказал Андрей, и поставил рюмку  на стол. – Что я делаю? Сулиман, Розик, Мадина.  Ради Бога, простите меня, пожалуйста. Оль, убери сейчас  же со стола водку! Мой брат был мусульманином. Завтра я пойду в нашу городскую мечеть и раздам прихожанам милостыню за него.
После ужина гости еще долго сидели в гостиной, разглядывая старые фотографии семейного альбома.  Вот фотографии, где они запечатлены все вместе. Когда еще был жив Салман, отдыхали семьями на природе, на море.  А это черно-белые фотографии военных лет в Афганистане. Так, незаметно за воспоминаниями прошло немало времени, пока Андрей не пригласил Мадину и Сулимана в отдельную комнату для серьезного разговора.
 - Ну, что ты решил, Сулиман? – спросил его Андрей, когда за ними закрылась дверь.
- Мы завтра уезжаем, Андрей, – ответила за сына Мадина. – Вы меня, конечно, извините, что вмешиваюсь в мужской разговор, но раз меня тоже пригласили…
- Конечно, ты имеешь право голоса, – сказал Андрей. – Ты для этого и приглашена. Ну а ты, Сулиман? Каково твое решение?
- Я и так не планировал оставаться здесь. Кроме всего того, что мама настаивает на возвращении домой, мне не дает покоя судьба без вести пропавшего дяди. Брата отца. Это не дает мне спокойно спать по ночам. В случае если он погиб, а скорее всего это так, то душа его мечется.  Его  надо найти и похоронить по исламским традициям. Хотя, маловероятно, что мы его быстро найдем. Скольких похищенных и пропавших ищут родные и не могут найти! Но искать надо! Попытаться найти и похоронить, как положено - мы обязаны.  А тут еще вот, их не могу удержать, - улыбнулся сын, глядя на мать, - так что, в любом случае, мне придется ехать.
- М-да, – сдался Андрей. – Я так и думал. Уж больно вы привязаны к своей земле. Это прекрасное качество. Уважаю. Ну, что ж. Мне ничего не остается, кроме как поддержать ваше решение. В любом случае я очень рад, что хоть как-то, хоть чем-то смог помочь семье своего брата.
- Очень низкую оценку своей помощи вы дали, дядя Андрей, – сказал Сулиман. – Нет цены тому, что вы сделали для нас.
- По сравнению с тем, что Салман сделал для меня, это мелочи. Ладно, будем паковать чемоданы.
Провожать семью своего друга Андрей пришел со всей семьей. Очень тяжелым было это расставание. Женщины не могли сдержать слез.
Уже на перроне, Андрей взял Сулимана за руку и отвел в сторону. Здесь он вытащил из внутреннего кармана пиджака конверт, вложил его во внутренний карман куртки Сулимана и придавил рукой.
- Откроешь, когда приедешь домой, – сказал он. – Договорились?
- Хорошо. А что там?
- Дома откроешь, увидишь. Не переживай. Ничего криминального.
- Скажете тоже. Криминал и дядя Андрей - несовместимы! – рассмеялся Сулиман, а затем, помешкав, уже серьезно сказал, -  Спасибо вам за все, дядя Андрей. Отец наверное видит, что вы не бросили его семью в тяжелое время.
Андрей едва сдержал слезы. Ком в горле мешал говорить.
- Все, – сказал он. – Поднимайтесь. Поднимайтесь уже.
Еще долго семья Андрея стояла на перроне и провожала взглядом удаляющийся поезд.
 
*  *  *