Августовские вечера

Ольга Тимохина
Сегодня вечером как-то особенно остро я вдруг ощутила, что еще одно лето уходит.
Еще одна неделя и снова осень.
Любимая осень.
Но я не об этом.
Сегодня, выйдя с работы, я вдруг ощутила запах травы, нагретой за день солнцем.
Так пахло в моем детстве.
Но сегодня память вернула меня не просто в детство, а в тот светлый возраст подростков, когда мир начинает только-только открывать свои взрослые тайны.
Представьте обычный двор небольшого города.
Вечер после рабочего дня.
Взрослые возвращаются домой, но не спешат разойтись по квартирам.
Женщины судачат о том, какой урожай в садах, мужчины уже режутся в домино.
Бабушки заняли все скамейки, которых у каждого подъезда по две.
Обсуждают всех, знают всё.
А мы играем.
В нашем дворе было много детей.
И игры были разнообразные.
Классики, резиночки, пионербол (в волейбол играли на площадке за домом взрослые из общежития напротив), вышибалы, прятки, двенадцать палочек, колечки, съедобное-несъедобное, города, палки-банки, ножички...
Если у кого-то был велосипед, то катались по очереди.
Девочкам разрешалось проехать на круг больше, чем мальчикам.
Малышня возилась в песочнице.
И все это советское прошлое освещало такое вот августовское солнце.
Как сегодня.
Жаркое, но уже чуть уставшее.
Часам к девяти вечера двор начинал пустеть.
Уводили маленьких смотреть сказку на ночь, расходились бабушки.
Взрослые, вспоминая, что завтра снова на работу, сворачивали разговоры и домино.
И в какой-то момент лавочки заполняли мы, подростки.
Те, кто были чуть старше нас, уходили на вечерние сеансы в кино или погулять.
А у нас начинались странные разговоры и еще более странное общение.
Мальчики как бы не видели девочек, девочки как бы не замечали мальчиков.
И все это сквозь быстрые взгляды, смущенные лица и нервный смех.
Я помню, как в такой вот вечер я оказалась рядом с мальчиком из соседнего подъезда.
Он был на год старше меня и я ему нравилась.
Он шел играть в палки-банки, а мне на хранение отдавал свои часы.
Если я держала его часы, то ко мне больше не подходил ни один мальчик.
А то и огрести мог.
Хотя, кроме тех часов, между нами ничего не было.
Хотя нет, как-то зимой мы с подружкой приходили к нему в гости слушать "Арабески".
Ну как в гости.
Постояли минут пятнадцать у порога, пока пластинка крутилась в комнате.
Ведь когда тебе 13, никак нельзя прийти в гости одной к мальчику, а вдруг там что-то будет!
И невдомек, что мальчик боится тебя еще больше, чем ты его.
Такие вот подростковые отношения.
Но все это понимаешь гораздо позже.
Когда уже ни мальчика, ни девочки, ни скамеек, ни тех самых вечеров.
Ничего нет.
Только август да нагретая за день трава, случайно возвращают тебя туда, где ты была еще наивной и верила в сказки.
Через год, следующим летом, у меня был уже совсем другой мальчик.
А потом другой.
И еще, еще...
У меня, как я вспоминаю, всегда был выбор из мальчиков.
Вот только выбирала я не тех.
В последнее лето детства, когда мы уже были практически взрослыми, моя подруга, глядя как уже повзрослевшие наши парни играли в волейбол, сказала мне, показав на одного из них:
-Вот за этого я выйду замуж!
И вышла.
Дождалась из армии, сыграли свадьбу, родили дочь.
А потом развелись, громко хлопая дверями и ненавидя друг друга.
О, эти юношеские страсти!
О, эти девичьи мечты!
Мечтать нужно с опаской.
А вдруг сбудется?
И что ты тогда будешь делать?
Мне бы сейчас, с моим умом и опытом оказаться там.
Кто знает, как бы оно все повернулось, скажи я тогда совсем не то, что сказала одному из мальчиков.
Но, как мы помним, уже ни мальчика, ни девочки.
Пыль времени и туман воспоминаний.
Август, август... не задерживайся.
Уходи.
Ни к чему оно все.
Всё в прошлом.
Ушло.
И только запах травы да уходящее лето тревожат душу.
Переживем.
И не такое переживали.
Вот только если бы мне к тому мальчику...
Но в истории нет сослагательных наклонений.
А жаль.