о шизофрении в малом и большом

Отрывок из главы "Путешествие вне времени и пространства" из книги Fritjof Capra "Wendezeit"

"Согласно системной картине здоровья, каждое заболевание по своей сути психологическое явление, и во многих случаях процесс заболевания удаётся лучше всего повернуть вспять методами, которые объединяют биологические и психологические терапии." (стр.403)
"Когда Фрейд развивал свой психоанализ, в центре его мысли стояли неврозы. Позже внимание психиаторов переместилось на более серьёзные нарушения - психозы и особенно на такую обширную категорию серьёзных нарушений, которую довольно произвольно обозначили шизофренией (из греческого "шизен" - расщепление и "френ" - дух).
В отличии от неврозов эти заболевания охватывают больше, чем психодинамический слой; они не могут быть действительно понятыми, если не подключить к  биосоциальным как экзистенциальные так и трансперсональные области психики. Такой метод, без сомнения, необходим, хотя бы потому что половина всех психически больных пациентов в США, находящихся в больницах, лежат там с этим диагнозом.
В большинстве случаев психиатрическое лечение опирается на биомедицинские механизмы, которым приписываются психическим нарушениям. При этом посредством использования психоактивных препаратов успешно подавляются определённые симптомы. Однако этот метод не помог ни психиаторам лучше понять психические заболевания, ни пациентам решить проблемы, вызвавшие их симптомы. Учитывая этот факт, многочисленные психиаторы и психологи в последние 25 лет перешли к тому, что стали рассматривать психические нарушения под углом системного учения и учитывать многочисленные фасеты психического заболевания. Такой подход одновременно социален и экзистенциален.
В центре внимания психического заболевания, похоже, стоит неумение человека со своей стороны,  из своего личного опыта  правильно оценить действительность и интегрировать её в своё мироощущение. У таких больных обычно этот опыт носит трансперсональный характер и находится в противочии с так называемым здравым смыслом и классическим мировозрением старого света. Однако многое из такого опыта  знакомо мистикам. Они познали его во время глубокой медитации. ( Довольно легко он может быть достигнут и другими методами. )  Новое определение того, что нормально, а что патологично основывается не на содержании и типе опыта, а больше на том, как поступают с этим опытом и в какой мере человек в состоянии этот необычный опыт интегрировать в свою повседневную  жизнь». 
(стр.424)

«Среди опыта, который психический больной не в состоянии интегрировать, решающую роль, похоже, играет тот, что связан с его социальным окружением. Новый значительный прогресс в понимании шизофрении основывается на констатации такого факта, что это повреждение не может быть понято, если концентрировать внимание только на самом пациенте; в большей степени оно зависит от его отношений с другими людьми. Многочисленные исследования семей шизофреников показали, что люди, которым был поставлен такой диагноз, почти без исключений были частью сети с в высшей степени нарушенными коммуникативными семейными структурами. Заболевание, проявившееся в пациенте на самом деле   являлось нарушением всей семейной системы.» (стр. 425) 
Психолог  Батесон пришёл к выводу, что названное шизофренным поведение является специфической стратегией, которую человек выбирает, чтобы как-то жить в невыносимых условиях. Такой человек сталкивается в семье с ситуацией, которая,  загоняет его в такое состояние, в котором,  что бы он не предпринял, всё плохо.
 Так, например, для ребёнка такая ситуация может возникнуть в том случае, если он получает от одного или обоих родителей словесные либо другие посылы,  которые грозят наказанием или предсталяют опасность для его эмоциональной надёжности (по Батесону такая ситуация называется «double-bind“). Если такие ситуации повторяются, это может привести в психической жизни ребёнка к привыканию ожидания «double-bind -struktur“, что легко приведёт к шизофренному опыту и поведению. Это не означает, что каждый в такой ситуации станет шизофреником. Почему у одного это приводит к  психическому заболеванию, тогда как другой при таких же условиях остаётся здоровым, является сложным вопросом, при ответе на который надо учитывать и биохимические и генетические факторы, о которых ещё не так много известно.
И психолог Р.Д. Лаинг указывает на то, что так называемая шизофренная стратегия часто может быть понята  как адекватная реакция на серьёзный социальный стресс,  как отчаянные попытки человека сохранить свою интеграцию при парадоксальном и противоречивом внешнем давлении. Лаинг,  обобщая своё наблюдение, приходит к правомерной критике всего общества, в котором состояние отчуждения,  полусонная жизнь считаются нормальными. Такие «нормальным» образом отчуждённые мужчины и женщины по- Лаингу потому «здоровы», что они в большей или меньшей степени  поступают, как большинство других, тогда как другие формы отчуждённости, отличные от «нормального» большинства, причисляются к психическим заболеваниям.
В нашей культуре духовное здоровье определяется  через чувство идентичности, самости, осознание пространства и времени, восприятие окружающей среды — всё это относится к восприятию и взглядам человека, сочитающимся с картезиански-ньютоновскими рамками. Картезианское восприятие действительности считается единственно правильным описанием бытия. Это рестриктивное поведение у врачей, занимающихся проблемами душевного здоровья, приводит к их склонности использования очень жёсткой системы диагностики.
По определению же, духовное здоровье должно гармонично интегрировать как картезианские так и трансперсональные формы чувственного восприятия. Путаница между обеими чувственными формами восприятия действительности психически болезненна. Ограничение только одной картезианской формой восприятия также сумашествие; это сумашествие нашей господствующей культуры.
Человек, функционирующий лишь по картезианскому модусу, может быть свободен от мании, но не может считаться здоровым. Такие личности обычно ведут жизнь эгоцентричную, полностью подчинённую мыслям соперничества. Слишком занятые своим прошлым и будущим, они склонны воспринимать действительность лишь в ограниченных рамках, и поэтому не могут получить полного удовлетворения от своей деятельности в повседневности. Они концентрируют своё внимание на манипуляции своего окружения и измеряют личный жизненный стандарт величиной материальных благ, одновременно всё больше и больше отчуждаясь от своего внутреннего мира, и поэтому становятся неспособны по- достоинству ценить жизнь. На каком бы уровне благосостояния, власти или известности такие люди ни находились, их переполняет чувство бессмысленности, никчёмности и абсурдности существования, которое не может подавить никакой внешний успех.
Симптомы этого культурного сумашествия присутствуют в наших академических, предпринимательских и политических институтах, например, их болезненной манифестацией является нуклеарная гонка вооружения*.
Интеграция картензианского метода восприятия действительности в экологическую и трансперсональную перспективу стала сегодня неотложной задачей, которую нужно решать на всех уровнях, как на индивидуальном, так и на коллективном.
Истинное психическое здоровье требует согласованного взаимодействия между обеими формами восприятия действительности, стиля жизни, при котором эго воспринимается не так серьёзно и навязчиво, и заботы о материальном благе должны быть простой прагматикой. Такой стиль жизни характеризовался бы жизнеутверждением, растворением в текущем моменте и одновременно глубокой уверенности в спиритуальности бытия.
Такое поведение и мировосприятие всегда подчёркивалось святыми и мудрецами, познавшими действительность трансперсональным способом.
Хорошо известно, что опыт таких мистиков и шизофреников часто поразительно аналогичен. Однако, мистики душевно здоровы, поскольку они свой трансперсональный опыт умеют интегрировать в повседневное поведение. Лаинг подобрал для этого удачную метафору:
» Мистик и шизофреник находятся в одном океане; однако тогда как мистик в нём плывёт, шизофреник тонет.»

*книга была сначала написана на английском языке под названием The Turnig Point и вышла в 1983 году             


Рецензии
"Неумение человека со своей стороны, из своего личного опыта правильно оценить действительность и интегрировать её в своё мироощущение", на мой взгляд, и стало главной причиной того, что с "Перестройкой" России на новый лад значительная часть населения нашей страны оказалась в состоянии растерянности, душевной раздвоенности. Отсюда и рост числа психических заболеваний. Тут и вспомнится: "Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!..".

"Симптомы этого культурного сумашествия присутствуют в наших академических, предпринимательских и политических институтах, например, их болезненной манифестацией является нуклеарная гонка вооружения*" - в точку!

С искренним пРочтением,

Сергей Мехреньгин   20.03.2018 07:11     Заявить о нарушении
Конечно печально, что перестройка не удалась. Молодые, умные и энергичные люди покинули страну, поэтому надежды на возрождение России в обозримом будущем у меня нет. Мне жалко стариков, особенно часто нуждающихся в качественнои медицинстком обслуживании. Мой одноклассник, например, летал в Гамбург, чтобы подлечить грыжу. Но ведь не у всех есть средства на такие полёты...
Что касается гонки вооружения - это мировое зло. Повод для неё всегда "можно высосать из пальца".

Маргарита Школьниксон   20.03.2018 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.