Песня ноября

Мовла Гайраханов
 
Предрассветные сумерки ноября медленно и неохотно растворялись перед наступлением нового дня. Поздняя осень наводила смутную тоску на душу. Леденящий холод пронизывал тело, въедался в землю, покрывая морозной корочкой лужи и пожелтевшие травы. Стволы и ветви деревьев серебрились от ледяного налета, скрюченная от холода и почерневшая листва обреченно сопротивлялась натиску холодного ветра.
Бесчувственный ноябрь внес непонятную смуту в мою душу. Я не строил новых планов, не мечтал, не страдал, не надеялся. Мои мысли уносились в прошлое, память перебирала явления и события давно минувших дней. Иногда укоры совести теребили незажившие душевные раны, но и они не могли разбудить впавшую в безразличие душу.
В моей душе царствовал ноябрь с его пасмурным настроением, нависшими тучами и холодным пронизывающим ветром.
Мне не хотелось говорить и не хотелось слушать,  не мог любить и не мог ненавидеть, не хотел верить и не жаждал, чтобы поверили мне.
Со мною была моя память, которая устраивала экскурсию в прошлое с экзекуцией, и разум, который напоминал, что и в моей жизни приходит время ноября – месяца, где подводятся итоги этой жизни, и наступает новая эра, неведомая и потому пугающая.
В этих холодных странствиях разума по закоулкам памяти я стал находить свое очарование. Там я вновь оказывался среди своих родных и близких, которые покинули этот бренный мир, и их образы оставались только в моей памяти.
Я никогда не видел своего деда по отцу, но и по сей день, я сверяю свои поступки с его убеждениями. Я ловил каждое слово о нем, и стремился быть похожим на него. Вглядываясь в прошлое, понимаю, что мне это не удалось. Он черпал свою мудрость из жизни, я свои познания обретал в книгах и на собственных ошибках…
Моя бабушка по матери, женщина строгая и надежная, как скалы чеченских гор. Ее воззрения вбивались в сознание моих близких с суровой принципиальностью. Вглядываясь в свою сущность с высоты прожитых лет, понимаю, что все лучшее, что есть во мне, досталось от бабушки.
В годы воинствующего советского атеизма, бабушка забирала меня в дальнюю комнату большого дома, где совершала омовение и делала намаз. Она очень серьезно относилась к молитве. В комнате устанавливалась необыкновенная тишина, которую нарушало только тиканье часов, но и оно только подчеркивало важность момента.
Самое главное, что есть у меня сегодня – это почитание молитвы, и заложено это качество было моей бабушкой, строгой и очень любящей.
Повзрослев, я понял, что моя бабушка была простым ранимым человеком. Она, как и всякая мать, очень переживала за своих детей и внуков, и стремилась не только уберечь их от зол мира, но и учила противостоять ударам судьбы.
Когда в Чечне началась война, я пошел служить в правоохранительные органы. Чтобы не тревожить бабушку и мать, говорил, что сижу в кабинете и ничего не делаю. Однажды после одной из жестких тренировок, где мне очень серьезно досталось, и все тело было в синяках, я заехал к бабушке, чтобы помыться и переодеться. Мне не хотелось, чтобы моя мама видела меня в таком состоянии. Увидев мои почерневшие от ударов руки, бабушка беспомощно заплакала. Мне всегда казалось, что у бабушки очень крепкий характер, и я никогда не видел, чтобы она перед кем-нибудь показывала свои чувства.
Оказывается, она трепетно любила всех нас, своих внуков, но не показывала эту любовь, чтобы сделать нас сильными. Бабушка мужественно прошла через многие страдания, но не смогла выдержать испытания, выпавшие на нашу долю.
Холодный ноябрь поет свою заунывную песню проникающего ветра. Печальный мотив осеннего вихря напоминает, что никогда в этой жизни не будет молитв моей бабушки. В дальней комнате большого дома живут уже другие люди, и только стены могли бы вспомнить, как маленький мальчик, затаив дыхание, следил за тем, как его бабушка молилась. Но стены не имеют памяти, жизнь движется вперед, и мы, словно тени, растворяемся в ее стремительном беге. Наши страсти, боль, обиды, надежды, тщеславие – все это ничто перед Вечностью.
Моя мама! Сколько необдуманных слов и дел было в моем прошлом. Я могу простить себе все, кроме обид, нанесенных тебе. Нет дня, чтобы я не молился за тебя. Но если бы даже я всю свою жизнь посвятил молитве, я бы не искупил самой мелкой обиды, нанесенной тебе.
Жестокий и равнодушный ноябрь терзает мою душу. Мама, прости меня за бессонные ночи, что ты провела в ожидании меня, прости за невысказанную ласку, прости за то, что оказался не лучшим сыном, прости за то, что не впитал всю твою боль в себя.
Когда Ангел смерти пришел забирать твою душу, твоя рука обнимала меня. Я знал, что ты простила меня, но смогу ли себя простить я?
Впереди много неведомых дорог. Ты идешь по своей стезе, и вдруг она обрывается.
Ты остаешься только в памяти тех, кто любил тебя…
Январь ласкает сердце ярким белым снегом, праздниками и зелеными елками. Апрель врывается в твою жизнь пением птиц, теплыми лучами солнца и запахами весеннего разнотравья. Сентябрь приходит с плодами, вкусным виноградом и сочными грушами. И только ноябрь заставляет замирать душу и вспоминать тех, кто был рядом, и кого уже не будет в этой жизни никогда.

М.С. Гайраханов