Уроки

Андрей Саженин
Зимнее утро. Родителей дома нету, мы вдвоем с дедушкой. Я усаживаюсь за стол у окна, делать уроки. Дедушка тут же бросает смотреть телевизор, выключает его и усаживается напротив. У нас уговор - не мешать. Хотя он всегда искренне думал, что, наоборот, помогает. Какое-то время, он стойко держится, но потом, не утерпливает. Пошевелив своими белыми усами, он произносит вкрадчивым голосом:
- Вот у тебя в китрадке, хто знать сколько закорючков разных, шпилечков, понаписано...
По опыту прошлых дней, я знаю, что его цель, любой ценой втянуть меня в какой-нибудь долгий и бесконечный спор, в результате которого, уроки не будут сделаны. Поэтому я не поддаюсь на провокацию и молча дописываю упражнение. Все! Русский язык отложен в сторону. Теперь, иностранный. В школе я изучал испанский. Тут я великодушен:
- Давай, дедуль, я тебе почитаю, а ты послушаешь?
Но дедушка не верит:
- Ага! Ты будешь абы чего говорить, а я слухать? Откуда я знаю, что ты мне по испански гутаришь?
Ладно. Обошлись и без слушателей. Иностранный сделан. Беремся за историю. Это мой любимый предмет. Дедушка смотрит, как я читаю, и даже сам тихонько шевелит губами, словно повторяет за мной. Наконец, он решается:
- Что читаешь-то?
- Историю, дедушка.
- А на кой она нужна?
Я уже понимаю, что он начинает добиваться своего, но остановиться не могу.
- Как это "на кой"? Чтобы знать, как жили люди раньше, какие войны вели, чем занимались...
- Откеда же вы про то узнаете? Что, они вам про то расскажут, што ли?
- Не обязательно. Узнать можно из раскопок, например.
- Это как?
- Разрыть землю, там, где они раньше жили. Найти что-нибудь. Осколки глиняной посуды, скажем.
- Ха! У меня на огороде покопайте. Там, знаешь сколько черепков этих валяется. И что из них вы узнаете?
- Кто тут жил. Чем занимался.
- А я без твоих раскопок знаю. До меня отец мой жил. Ранее дед, потом прадед. Мы, Нестеровы там жили. Землю пахали, скотину разводили, хлеб выращивали. А черепков много оттого, что как папанька напьётся, то враз всю мамкину посуду побьет и в огород выкинет. Вот табе и вся наука!
Я немного теряюсь. Потом все же нахожу ответ.
- Вот для того история и нужна, чтобы никто не повторял ошибок твоего отца. Но это не исторические события. А вот, ты знаешь, кто до того, как русские люди пришли на эту землю, кто тут жил?
- Нет. А нешто там кто был?
- Были! Сначала татары, а до них половцы, печенеги, хазары, скифы еще ранее.
И я начинаю ему рассказывать про кочевников, про славян, про князей, про набеги. Он слушает вроде с интересом.
- Дельная наука, выходит. Учись, Андрюшка... Может, инжанером станешь. Дадут табе портфелю, будешь тады начальником. Самому ничего делать не надо. Ходи только и покрикивай.
Я уже торжествую. В кои то веки переспорил. Пора собираться в школу. Но тут, дедушка выкладывает козырную карту.
- Вот ты, Андрюшка, парнишка грамотный, смышленый, конешно. Вот и ответь мне на вопрос...
- Какой, дедушка?
- Ты конфету, подушечку знаешь?
- Конечно, дедуль, знаю.
- Вот она, как устроена? Снаружи карамель, а внутри у ей повидло. Вот и скажи мне, как его внутрь накладывают?
Я несколько минут лихорадочно ищу ответ, но не могу найти.
- Не знаю, дедушка...
Он с чувством триумфа подкручивает усы и торжествующим голосом мне говорит:
- Никто не знает. И чему вас только в школе учат!