807 Ничего себе задание! 28 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 807. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Ничего себе задание! 28.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Телефонный аппарат судовой ТАС-М. Предназначен для связи между абонентами корабельной, судовой или учрежденческой АТС при сопротивлении абонентских линий до 1500 Ом и напряжении питания от 24 до 60 В. Аппараты ТАС-М имеют водозащитный кожух и могут устанавливаться на палубах судов. Производство: Пермский телефонный завод, СССР (АО «Пермский телефонный завод «Телта»). Малогабаритный телефонный аппарат, с прочным креплением на стене, аппарат устойчив против одиночных ударов с большим ускорением. Особая защищённая конструкция аппарата позволяет использовать их при температуре от -40 до +50°C. Точно такой телефонный аппарат был установлен в «ленкаюте» БПК «Свирепый» и поздно вечером 28 октября 1974 года он зазвонил и усталый голос произнёс: «Зайди ко мне». Так мог говорить по телефону без «здрасьте» только один человек на БПК «Свирепый», его командир, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров.   


В предыдущем:

- А если и в этот раз бутылка шампанского не разобьётся с первого раза, тогда что?! – спор становился яростным.

- Разобьётся, - уверенно сказал командир БЧ-5, капитан-лейтенант Виктор Николаевич Силкин, пожалуй, самый опытный и самый авторитетный морской офицер на корабле. – Я вам гарантирую, бутылка шампанского будет разбита о борт нашего корабля, как надо. Я секрет знаю…

Это заявление и решило судьбу спора офицеров и мичманов, командир корабля, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров дал им «добро» не на перекрещение, а на переосвящение БПК «Свирепый».

Поздно вечером в понедельник 28 октября 1974 года у меня в «ленкаюте» внезапно зазвонил телефон ТАС-М и усталый голос произнёс: «Зайди ко мне». Так мог говорить по телефону без «здрасьте» только один человек на БПК «Свирепый», его командир, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров.

Я размеренно не торопясь вставил металлическую пластину на микрофоне в паз на корпусе аппарата ТАС-М и защёлкнул верхнее крепление телефонной трубки за паз на аппарате. Давненько не звонил мне так командир корабля, видимо, что-то случилось необычное…

После памятной ночной авральной разгрузки боеприпасов в Арсенал ВМБ Лиепаи, после которой я ещё долго ходил по кораблю с трясущимися руками и ногами, я не встречался особо с командиром корабля, только на построениях и «в рабочем порядке», без разговоров, кивков, обмена репликами и мнениями. Это понятно, командир был занят несоизмеримо большим количеством важных и важнейших дел.

Однако такое событие, как употребление Суворовым некоего алкогольного напитка до непотребного состояния, несомненно, было соответственно доложено командиру корабля, в том числе без него невозможно было меня арестовать и отправить на гауптвахту на пять суток. Так что пришёл и мой час получить от командира корабля порцию недоумённых «звиздюлей»…

Евгений Петрович Назаров дал добро на мою просьбу дать разрешение на вход в его каюту, и я вошёл…

Командир корабля, Е.П. Назаров был ещё в обычной своей форме одежды, но без кителя, работал и перед ним на письменном столе были разложены груды разных журналов, сводных сборников накладных, отчётов, подшивок какихто чеков, квитанций, а в середине этого бумажного шквала лежала большая рабочая тетрадь командира, в которой было множество разных пометок, записей, расчётов, набросков формулировок и текстов. БПК «Свирепый» завтра во вторник должен был выходить из дока в море на заводские ходовые испытания и командир корабля, видимо, «подбивал бабки».

- Вот, видишь? – спросил меня командир БПК «Свирепый». - Делаю отчёты, проверяю накладные, сметы, расходы, акты приёмки работ. Завтра выходим из дока, проведём ходовые испытания, подпишем с заводом приёмо-сдаточный акт и в Балтийск.

Я молчал и не знал, что мне ответить и чего ещё ждать от командира корабля, как себя вести и общаться с ним – как обычно в таких случаях или подчёркнуто официально, по уставу?

Евгений Петрович энергично потёр ладонями щёки, резко несколько раз расправил плечи и откинулся на спинку кресла.

- Я тебя пригласил, Александр, по такому делу, - сказал дружеским тоном Евгений Петрович Назаров. – Тут некоторые офицеры и мичманы затеяли одно дело – перекрестить наш БПК «Свирепый». Когда в январе 1971 года крестили корабль на «Янтаре», видишь ли, с первого раза бутылка шампанского не разбилась, только со второго раза, а это плохая примета. Предлагается завтра повторить этот обряд, но перекрестить корабль уже нельзя, он получил название «Свирепый» навечно, а вот переосвятить, то есть благословить корабль на выход в море на БС, вероятно, можно. Меня убедили, что запрета на такое деяние нет, хотя я сомневаюсь, что это так.

Евгений Петрович Назаров закончил говорить. Я молчал. Он внимательно посмотрел на меня, видимо, что-то увидел для себя, немного нахмурился и уже более сухим «командирским» голосом сказал:

(далее цитирую по записи в третьем томе моего ДМБовского альбома)

- Слушайте задание, матрос Суворов, - строго отчеканил командир БПК «Свирепый», капитан 2 ранга Е.П. Назаров. – Завтра пойдёте в город с группой офицеров и мичманов. Задание вам всем: найти хорошую девушку, чтобы ей стать «крестной матерью» корабля. Завтра выходим из дока и в Балтийск.

- Только одно условие, - насупился командир корабля, - девушка должна быть по моему вкусу и чтобы она была обязательно девушка, то есть э-э-э… девочка.

Ничего себе, задание!? Я опешил настолько, что теперь молчал не от тревоги и опаски, а от изумления…

- Вопросы есть? – строго спросил командир корабля.

- Вопросов нет, - тут же, не задерживаясь, подытожил Евгений Петрович. – Ты, я знаю, человек сообразительный, разумный, находчивый и весёлый, так что уверен, ты справишься с заданием. Старшим вашей группы пойдёт лейтенант …

Евгений Петрович Назаров назвал фамилию офицера, но, к сожалению, в той сумасшедшей суматохе, которая была завтра 29 октября 1974 года, я совершенно позабыл даже зафиксировать для фотолетописи и для моего ДМБовского альбома фамилии всех участников этого памятного события в истории нашего БПК «Свирепый».

- С вами пойдёт мичман Любонько (техник РПГ УРПК-5 «Метель», мичман Любонько Михаил Иванович) и ещё двое, чтобы купить бутылки шампанского и ещё кое-что. Вы им помогите, если будут какие-то трудности. Командиру группы я дал на счёт вас все необходимые указания. Понятно? Задание надо выполнить…

- Есть! – ответил я по уставу, совершенно не зная как реагировать на такое задание. – Разрешите идти?

- Нет, не разрешаю, - опять своим обычным, то есть немного ироничным и властным тоном сказал Евгений Петрович Назаров. – Кроме того, что вы, ваша группа, должна найти для корабля «крёстную мать», я вам поручаю ещё проконтролировать боцманов, чтобы они не оплошали и разбили эту бутылку шампанского с первого раза. Я ошибки больше не потерплю! Ясно?

- Точно так, товарищ командир, - ответил я ему так и таким тоном, каким отвечал ему когда-то на первой БС (боевой службе) в Северной Атлантике. – Ясно, яснее некуда…

- То-то, - дружелюбно усмехнулся Евгений Петрович. – Иди и не подведи меня, ладно?

Я шёл по коридорам, трапам, и тамбурам от каюты командира корабля до «ленкаюты», наверно, полчаса. За это время у меня в голове пронеслись вихрем разные мысли и образы, вопросы и попытки ответов, но отчаяние и незнание, как справиться с таким заданием, всё сильнее и сильнее захватывало меня. В «ленкаюте» я нес тал больше мучительно думать о приказе командира корабля, а достал из-под крышки стола президиума свой поролоновый матрац, мамину маленькую пуховую подушку и, не раздеваясь, рухнул на свою постель.

Утро вечера мудрёнее! Ничего! Справимся! Не знаю как, но справимся!

Хотелось, очень хотелось снять трубку телефона, набрать номер и попросить как-то подсказать, намекнуть, куда, к кому и как можно было обратиться, чтобы выполнить завтра задание-приказ, но звонить было некому, разве если только Богу?

Может быть, сам позвонит? Я с надеждой взглянул на белую трубку телефона ТАС-М, но его звонок от детского велосипеда молчал. Ну и ладно, сами с усами, на Бога надейся, а матрос не сплошает, ему сам чёрт не брат...