Кострецкие байки от Нины Чигриной

Клим Ким
Моя знакомая, прекрасная женщина, директор Районного дома культуры, несмотря  на злые  90- годы, когда малые города  погружались в нищету, как в вязкое вонючее болото, чудом сохранила свой очаг культуры. Я понял, что из того что было создано  СССР, оказалось живучим в нашем поселке.  Оказывается клубы, дома культуры, библиотеки.  Те учреждения, где люди всегда получали маленькую зарплату, но так любили свою работу, что в трудные времена работали на общественных началах.  Моя героиня, Нина Алексеевна, оказалась еще и не только отличным администратором, но и ярким талантливым человеком,  поэтом,  режиссером, актрисой.  Мне удалось уговорить ее издать авторский  сборник к юбилею села Кострецы, в котором она родилась. Сборник есть в магазинах   https://ridero.ru/books/rodnoe_selo/
Но  читателям прозы я хочу показать ее занимательные байки, отражающих и ее корни - зарисовки о тверских карелах, которые проживали в Кострецах.


От редактора


В 2017 году исполняется 470 лет старинному селу Кострецы. Село Кострецы впервые упоминается, как погост в писцовых книгах 1547 года. В конце XIX века погост относился к Рыбинской волости Бежецкого уезда. В 1887 году в Кострецах была открыта церковно-приходская школа. В 1918 — 1921 годах Кострецы являлись центром одноименной волости и сельсовета Бежецкого уезда. В начале 1930-х годов в деревне был построен Кострецкий льнозавод. По переписи 1920 года в деревне проживало 451 человек в 96 дворах (в том числе 85 дворов тверских карел)
В 1997 году в селе имелось 115 хозяйств и проживало 282 человека. Основными промыслами жителей являются: столярное дело, резьба и роспись по дереву. В селе располагались ТОО сельхозкооператива «Тифинский», средняя школа, Дом культуры, медпункт, отделение связи, магазин.

Винтовка


Летом в деревне население увеличивалось во много раз за счет горожан, прибывших на отдых. Городские ребятишки с первым глотком свежего воздуха ощущали такую радость, такой жеребячий восторг от свалившейся на них свободы, что удержать их дома было просто невозможно. Моя закадычная подружка из Питера Танька Виндовская была предводительницей всех ребячьих игр и проказ. Ее бабка с дедом под вечер сбились с ног, разыскивая внучку. Стучат в окно моей бабушки: «Татьяна Семеновна! У вас, случайно, Виндовской нет?» Моя старушка была глуховата, да к тому же плохо соображала спросонья, но на всякий случай сильно испугалась: «Господь с вами, соседи! Нету меня никакой винтовки, было когда-то охотничье ружье, так сын его добровольно в милицию сдал!»

Я лошадь принесла


Лет тридцать назад в Кострецах жили карелы. Это сейчас они ассимилировали и забыли свой родной язык, а раньше они изъяснялись на двух, правда, на русском гораздо хуже, чем на родном.  Помню такую историю… Мои бабушка и дедушка ухаживали за колхозной лошадкой. Сельчане иногда брали Звездку для обработки своих участков. Как-то утром, когда наша семья завтракала, в окно стучит женщина-карелка и громогласно кричит: «Тетя Таня, я лошадь принесла, куда положить?» Дед Иван был с юмором, отвечает с сеней: «Не стесняйся, Агрофенушка, клади на стол!»


А вон-то как


Зима в тот год была лютой, морозной. Птицы на лету замерзали. Крестьяне без большой нужды из дома не вылезали. Один кострецкий мастер делал сани, самый ходовой товар зимой. И решил он мороз перехитрить, мастерить в избе. Принес заготовки, работает и приговаривает: «Так, так, так…» А малолетний сынишка вторит ему: «Так, так, а вонь то как». Сладил мужик сани, а в дверь они не проходят, вот досада! А сынишка ему вредным голоском: «Тятька, ты все так, так, а подумал бы: „Вон-то как!“»

Ваня-Ре


Насколько правдива эта история, судить не берусь. Рассказывали, что когда-то жил в Кострецах мужик со странным прозвищем Ваня - Ре. В юности он был не против хорошо принять на грудь. А дело было в престольный праздник. В этот день было принято ходить на кладбище и поминать усопших. Так вот, Ваня с друзьями слегка переусердствовал в этот день и отключился прямо на кладбище. То ли друзья шутки ради положили тело на могильный холм, то ли он сам туда прилег, история умалчивает. Только очнулся он ночью… Кругом кресты, а в голове памятник! Решил Ваня, что его похоронили, но он еще видит окрестности. Жаль ему стало загубленной молодости, да еще, как на грех, он вспомнил, что в сенях была припрятана бутылка самогона. И такое отчаяние его одолело, что он затрубил на всю округу диким голосом: «Ка-ра-ул!» В это время из Ферезны шла нищенка Степа, инвалид с детства. Она говорила очень плохо, и мало кто ее понимал. Увидав орущего Ваню на могильной плите, Степа потеряла остатки человеческой речи. Но пол деревни она все же подняла и истошным голосом трубила: «Ваня Р-Е-Е!», что в переводе на нормальный язык означало «Ваня умер, воскрес и кричит караул». С этого дня кличка Ваня Ре прикрепилась к мужику навсегда.


Гололед


Моя история случилась очень давно. Сейчас уже трудно поверить в то, что полки магазинов были совершенно пусты и продукты приходилось просто добывать всеми возможными и невозможными способами. Перед концом рабочего дня разведка донесла, что в магазине напротив продают яйца. Бегу через площадь, чтобы ускорить путь. Гололед страшный, к тому же освещения никакого. Однако вижу, навстречу движется мужчина с лотком яиц на вытянутых руках.
 И тут я чувствую, что земля уходит из-под ног, мелькают огни, люди, мы падаем, кричим от страха. Я не поднимая глаз от разбитого колена, спрашиваю: «Как ваши яйца?». На что слышу вполне уместный ответ: «Яйца целы, но локоть здорово расшиб!» И вы думаете, это финал?! Поднимаю глаза, а рядом со мной совсем другой мужик! А тот, который с яйцами, благополучно переходит улицу. Чудеса!