Не гаснет памяти свеча...

Галина Шандро
5 июля 2016. Этот день я никогда не забуду. Погибла в автокатастрофе моя лучшая ученица Айнура Турсунбаева. Погибла вместе с  младшей  сестрой , мамой и папой. Как всегда, в сентябре я встретила одноклассников Айнуры,  и они  кинулись ко мне со слезами, рассказали, что случилось. И  я заплакала вместе с ними.  Потом пришли воспоминания об этой девочке.
  Сентябрь 2010 года. Я пришла на урок литературы в 5б класс. Передо мной на первой парте сидела симпатичная,  черноволосая девочка с яркими тёмными глазами.   Запомнилась тем, что смотрела на меня очень уж внимательно, чуть ли не в рот заглядывала. Все уроки она на меня так и смотрела. Потом  стала задавать вопросы, если что-то не понимала. Оставалась после уроков и  спрашивала, какие я люблю читать книги.
    Звали эту девчушку Айнура. Мы часто с ней оставались после уроков и беседовали обо всём.  Так прошли три года. Она меня узнавала, я её. В 8 классе я ей предложила участвовать в конкурсе сочинений о городе, но она отказалась.  И вдруг Айнура  написала удивительно эмоциональное сочинение  по повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка». Мне её работа очень понравилась (жаль, что не сохранила). С тех пор эта девочка писала такие сочинения, что просто залюбуешься.
     Помню, как-то на уроке она сидела, сидела, слушая  нудные ответы лентяев, и вдруг выдала (вслух, на весь класс!): «Господи, неужели нельзя было прочитать этот рассказ?!» Она – то читала, даже не читала, а глотала эти книги и по школьной программе, да и другие, какие ей нравились, в то время как другие  ученики  не читали. Ей было скучно сидеть на уроках, когда кто –то вяло отвечал.
    Любила  она и зарубежную литературу. На уроке с ней всегда было интересно.  Если Айнура на уроке, ребята всегда говорили: «Сегодня будем слушать Айнуру». И все слушали её с открытыми ртами.  Вот такая была эта девчушка, милая, иногда дерзкая, но всегда откровенная.
Ах,  это  Турсунбаева Айнура!
Девочка с глазами – звёздами,
И училась она задорно,
И нрава очень свободного…
Может,  излишне насмешлива,
Дерзка немного, но всё же
Славный она человечек,
Ни на кого не похожая…
      




 После её гибели сохранились некоторые её сочинения. Перечитывая их, я вижу неординарную, умную, замечательную личность, умеющую мыслить нестандартно, по-своему. И мне захотелось познакомить вас с этой девочкой, с её работами, показать, какое оно, поколение 21-го века.

            
                Не гаснет памяти свеча…
Двадцать первый век. Век ярких достижений: развивается на высоком уровне  техника, люди постигают невозможное, их интересы становятся    разнообразнее. Появились  новые возможности, многое изменилось и в жизни, и во взглядах.
    Но осталась неизменна история нашего прошлого, история  огромной России, в которой немало кровопролитных и масштабных войн.  Народ (и не только русский, но и многие  другие!) отстаивал  честь и гордость  державы. Русь многонациональна и  по сей день.  Увы, несмотря на то, что человечество продвинулось вперед, войны не прекращаются, и это одна из самых глобальных проблем. Можно даже сказать, что войн стало гораздо больше, так как появились еще и информационные войны…
    Люди начали устраивать свою жизнь в соответствии со своими изменившимися взглядами: кто-то покидает родное место  ради богатства, а кто-то устраивает забастовки, требуя улучшения условий жизни или работы (причин, на самом деле, несчитанное количество). Мало того, что проблемы внутри страны, они и между странами.
    Казалось бы, наступил уже двадцать первый век – и все должны быть куда умнее, чем прежде, и обладать здравым умом и гуманностью. Но  создается обратное впечатление. Почему же?
     Начнем с подрастающего поколения -  нашего будущего, на которое возложена масса надежд. На мой взгляд, большинство  подростков  потеряли такую черту, как «патриотизм», не  читают книг и, мало того, перестали  уважать окружающих их людей.
    Например, у многих на устах звучит, что где-то живётся лучше. Что некоторые школьные предметы не  нужны, а СМИ дают больше информации, чем книги. Мало стало людей, кто уважает русскую литературу. Они увлекаются зарубежными произведениями(например, романом «Пятьдесят оттенков серого», мистикой, фэнтэзи, триллерами).
       Помимо этого, забыта  древнерусская литература. А ведь именно в ней содержится масса поучений и различных примеров, подсказывающих  решение нынешних актуальных проблем. Я уверена, она стоит того, чтобы  прочесть: древнерусская литература действительно заставляет задуматься. Пусть она нелегка  в чтении, но именно в этом ее правдивость.
     Одно из  прекраснейших  произведений, ярко  раскрывающих проблему войны, - это «Слово о полку Игореве», и  поэтому до сих пор, спустя почти тысячу лет, оно остается значительным по актуальности.
     Несчастливой была судьба рукописи «Слова...». В конце XVIII в. русский собиратель старины Мусин-Пушкин приобрел для своей коллекции рукописный сборник, в котором было и «Слово ...». В 1800 году оно было опубликовано, но, к несчастью,  в 1812 году библиотека Мусина-Пушкина, где хранился первоисточник - рукописный сборник,  сгорела во время наполеоновского вторжения в  Москву. Остались только печатное издание и рукописная копия для Екатерины II.
    «Слово ...» - исторический памятник времен Киевской Руси. Оно стало тем наследием, к которому неоднократно обращались художники слова разных времен. С начала XIX в. в русской литературе возникают переводы «Слова ...». Лучшим считаются работы В. Жуковского и А. Майкова.  А мне очень понравились переводы Н. Заболоцкого.  Он мастерски, поэтически ритмично перевёл «Плач Ярославны»! Интересно, что некоторые исследователи  считают: «Слово…» тоже есть не что иное, как литературно обработанная дума XII-XIII веков.
       Произведение написано примерно в двенадцатом веке. Представьте себе! Столько столетий прошло, а не гаснет памяти свеча, освещая негаснущим светом историю Руси! Ни один интернет-сайт не даст столько знаний и чувств, сколько даёт эта великая  книга, позволяя  нам окунуться в прошлое. Вот почему  мы просто обязаны(!) усвоить некоторые уроки этого произведения.
       В «Слове ...» значительно сильнее, чем в других  литературных памятниках, выражена идея патриотизма. Из поэмы мы узнаем о жизни русского  народа в древности, о его героической борьбе с внешними врагами и внутренними феодальными распрями. В произведении неизвестный автор нарисовал героических защитников Русской земли, которые в XII веке вели беспощадную борьбу с половцами  и другими кочевыми племенами.
Он показывает, что, только сплотившись, можно победить внешнюю угрозу.
     А теперь я хочу  обратиться к настоящему: мне стыдно  и обидно за нынешний украинский народ, который позволил пробежать чёрной кошке между нашими нациями. Ведь мы всегда были одно целое!  Куда всё делось, не могу понять. Так хочется им посоветовать перечитать древнерусскую литературу, чтобы вникнуть в смысл и понять идеи князя Святослава, выраженные в его «Золотом слове», и прекратить междоусобицу! Довольно крови, зла и жестокости!
    Белинский говорил: «Слово о полку Игореве» -  прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти  и уважения».
     И, действительно, это произведение в центре внимания вот уже многих и многих  поколений. Она восхищает тем своим бесценным патриотизмом и яркими картинами.  Невозможно не восхищаться  описанием русской природы:
 Долго длится ночь. Но засветился
Утренними зорями восток.
Уж туман над полем заклубился,
Говор галок в роще пробудился,
Соловьиный щёкот приумолк.   (Перевод Н. Заболоцкого)      
  Уважаю преданность простых воинов  их князьям:
 Русичи, сомкнув щиты рядами,
К славной изготовились борьбе,
Добывая острыми мечами
Князю – славы, почести – себе.   (Перевод Н. Заболоцкого)
     «Слово…» вдохновляло русских соотечественников на создание новых шедевров. Например, А. Бородин  написал оперу «Князь Игорь».  На текст «Слова» написаны оратории, кантаты. Помимо этого  получили вдохновение и художники: В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие.
«Слово о Полку Игореве,- писал поэт П. Антокольский, - представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее». Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства. Из памятника старины оно превращается в живое достояние созидательной культуры»
Человечность, преданность  высоким человеческим чувствам, патриотизм – вот  что всегда должно сохраняться в любом народе, населяющем землю. Не будет этого - будет потерян покой и мир.
 «Слово о полку Игореве» - это жизненно важный урок, который будет актуальным в любое время.
     Именно его мы должны усвоить нынче. Ошибки свойственны каждому, но  каждый должен уметь  прощать и давать возможность эти ошибки исправлять. Человек, любящий свою Родину,  обязан отстаивать честь своей страны и обладать гуманностью, ведь кто должен все понять, как не сами мы? Все зависит от нас. Никто не должен терять горячей любви своей к месту, где вырос. Ведь именно эта земля нас вырастила и вскормила.  И мы  должны знать историю своей Великой державы, чтобы сохранить её  величие.
     Хочу закончить свою работу прекрасными словами академика Д.С. Лихачёва: «Это горячая речь патриота-народолюбца,   речь страстная, взволнованная…. То гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордостью ею, уверенностью в её будущем».